СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ

Е.В.Усова, к.полит.н., Астраханский филиал Международного юридического института,

Аннотация: crатья посвящена развитию законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в России. Автор связывает быстрые темпы принятия нормативных правовых актов о социальной защите инвалидов с вступлением в силу Конвенции о правах инвалидов.

Ключевые слова: инвалид, «доступная среда», медико-социальная экспертиза, социальная защита.

 

Поворотным шагом в сфере социального обеспечения и социальной защиты инвалидов является подписание Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и вступление ее в силу на территории РФ 25 октября 2012 г. С этого момента в России стала активно формироваться нормативная правовая база в сфере социальной защиты инвалидов и создания для их жизни благоприятных условий.

Следует отметить, что в настоящее время в нашем обществе отношение к инвалидам имеет в большей степени негативный окрас. Так, например, Н.А. Коростелева утверждает следующее: «Термин “инвалид” в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Во многом это обусловлено тем, что инвалид ограничен в связях с окружающим миром и мобильности в силу субъективных факторов (состояние его физического и психического здоровья) и сложившимся общественным сознанием» .

Согласно Декларации о правах инвалидов: «Инвалид — это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его физических или умственных возможностей» .

Существуют два основных подхода к инвалидности: медицинская модель и социальная модель. Медицинская модель определяет инвалидность как медицинский феномен, и инвалидность рассматривается как патология или заболевание. Методика работы с инвалидами, в соответствии с медицинской моделью, сводится к созданию специальных служб, помогающих человеку выжить. Сущность социальной модели состоит в том, что в ней рассматриваются проблемы инвалидности в качестве результата отношения общества к их особым потребностям. Социальная модель характеризует инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Поэтому многое зависит от вмешательства в эту сферу политических лидеров страны. В настоящее время государственная политика в сфере социального обеспечения направлена на то, чтобы изменить отношение общества к инвалидам и сделать доступными для них блага, которыми пользуется любой здоровый человек, не имеющий физических или психических недостатков.

Первым законодательным актом Российской Федерации (после Конституции) в сфере социального обеспечения инвалидов стал принятый в 1995 г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . Он является правовой основой по регулированию общественных отношений, складывающихся в процессе жизнедеятельности инвалидов, затрагивает все сферы жизнедеятельности инвалида, предусматривает меры социального обеспечения инвалидов в РФ.

В 2007 г. Указом Президента Российской Федерации была утверждена Концепция демографической политики РФ, которая рассчитана до 2025 г. В данном акте Президент определил основные задачи по укреплению здоровья населения, для реализации которых предусмотрено «обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов» .

В докладе Уполномоченного по правам человека в Астраханской области справедливо отмечается, что «безбарьерная среда — это не только пандусы и перила у подъездов домов, аптек и поликлиник. Это и оборудованные тактильной плиткой переходы и остановки; и специальные подъемники и поручни для колясочников, и «бегущая строка» для глухих в автобусах; и сайты с версией для слабовидящих; и библиотеки с книгами на азбуке Брайля; и спортивные залы для инвалидов. Это — осознание людьми того, что нельзя ставить свою машину в специальных местах, отведенных для парковки транспортных средств инвалидов. Это — воспитание в наших детях уважительного и доброго отношения к своим сверстникам с ограниченными возможностями» .

Сегодня государством предпринимаются самые серьезные меры по данной проблеме. На государственном уровне была создана Целевая программа «Доступная среда» на 2011—2020 гг. Цель этой программы заключается в предотвращении возникших проблем, связанных с доступностью инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. В Астраханской области данная инициатива была подхвачена принятием программы «Доступная среда», предназначенной для улучшения жизни инвалидов и малоподвижных групп населения. Однако следует заметить, что по состоянию на начало 2015 г. намеченные цели практически не реализуются, глобальных изменений по доступности объектов инфраструктуры и улучшению жизни инвалидов практически не произошло. В докладе Уполномоченного по правам человека в Астраханской области отмечено следующее: «Результаты выборочного исследования объектов социальной инфраструктуры показали, что практически 90 % всех изученных социально значимых объектов Астрахани недоступны для инвалидов. В ходе исследования обнаружилось, что в недавно построенных и строящихся жилых комплексах нет пандусов, специально оборудованных тамбуров, лифтов, лестничных площадок. Весьма распространен феномен «мнимой доступности» (когда угол наклона пандуса не позволяет им воспользоваться, а кнопка вызова не работает)». Тем не менее следует отметить, что на территории Астраханской области доступность объектов чаще всего обеспечивается в банковской сфере и объектах социальной защиты населения. Также в последние два года на территории г. Астрахани стали появляться первые многоэтажные жилые дома, подъезды которых оборудованы подъемниками для инвалидов-колясочников, лифты имеют два выхода (отдельный выход для инвалидов-колясочников), в лифтах имеются перила, номера этажей на кнопках указаны не только арабскими цифрами, но и шрифтом Брайля, имеется цифровое табло, где указываются номера проезжаемых этажей, и звуковое сопровождение для слепых. Следует констатировать, что мероприятия по формированию «доступной среды» носят локальный характер и пока еще не затронули всех объектов инфраструктуры.

На законодательном уровне продолжили совершенствование процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг. Начиная с 2014 г. принята серия административных регламентов по оказанию государственных услуг в сфере установления пенсионного обеспечения ; выплаты пенсий ; прохождения медико-социальной экспертизы .

Процедура установления инвалидности подробно регламентирована Административным регламентом, вступившим в силу с 20 июля 2014 г. В соответствии с административным регламентом воспользоваться услугой по проведению медико-социальной экспертизы могут: российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории Российской Федерации. К органам, которые осуществляют проведение МСЭ, относятся: федеральные бюро, главные бюро, бюро, которые подведомственны Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. Результатом предоставления государственной услуги по прохождению МСЭ для установления инвалидности являются следующие действия, которые должны быть осуществлены бюро МСЭ:

1) выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности;

2) выдача индивидуальной программы реабилитации инвалида;

3) направление выписки из акта освидетельствования гражданина-инвалида в орган, который осуществляет его пенсионное обеспечение;

4) направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в Фонд социального страхования, орган исполнительной власти субъекта РФ, который обладает полномочиями по предоставлению мер социальной защиты инвалидам в виде обеспечения техническими средствами реабилитации.

При отказе в установлении инвалидности гражданину (по его желанию) может быть выдана справка о результатах МСЭ.

Административным регламентом установлен срок предоставления услуги по установлению инвалидности и указано, что с момента подачи заявления со всеми документами не должно пройти больше одного месяца. Если гражданин признан инвалидом, то справка направляется в течение трех дней в Пенсионный фонд или другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. В день проведения медико-социальной экспертизы гражданину выдается справка о результатах ее проведения.

Так как с 2010 г. законодательно урегулирован перечень документов личного хранения , которые заявитель обязан представить для оказания государственной (муниципальной) услуги, а также перечень документов, запрашиваемый в рамках межведомственного взаимодействия государственными (муниципальными) учреждениями, перечень документов, необходимых для прохождения МСЭ, в административном регламенте подразделен на несколько пунктов. Для того чтобы пройти МСЭ, заявитель обязан вместе с заявлением предоставить документы, удостоверяющие личность и направление на прохождение МСЭ из медицинской организации, органа пенсионного обеспечения или органа социальной защиты, либо отказ в направлении на МСЭ, а также документы, дающие основание для определения причины инвалидности. Установлен также перечень документов, которые заявитель вправе (но не обязан) самостоятельно представить. В случае непредставления этих документов, бюро МСЭ самостоятельно делает запросы в рамках межведомственного взаимодействия.

Прохождение медико-социальной экспертизы согласно регламенту осуществляется бесплатно. Ожидать в очереди при обращении в Бюро МСЭ гражданин должен не дольше 15 минут. Административный регламент устанавливает также требования к помещениям, в которых осуществляется прохождение МСЭ: «Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны размещаться преимущественно на нижних этажах зданий, оборудованных отдельным входом, или в отдельно стоящих зданиях. Расположение бюро (главного бюро, Федерального бюро) выше первого этажа допускается при наличии в здании специально оборудованного лифта или подъемника для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Вход и выход из помещения оборудуются пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов и иных маломобильных групп населения. На территории, прилегающей к месторасположению бюро (главного бюро, Федерального бюро), оборудуются места для парковки автотранспортных средств для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе передвигающихся в кресле-коляске. Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности, а также обеспечивать свободный доступ к ним маломобильных групп населения» .

Следует отметить, что за второе полугодие 2015 г. принято 16 нормативных правовых актов, которые устанавливают требования по оборудованию различных объектов для доступности инвалидам: зданий Минюста , объектов культурного наследия , объектов системы МВД и др.

Таким образом, в Российской Федерации с подписанием Конвенции о правах инвалидов в 2012 г. законодательство о социальном обеспечении и защите инвалидов стало развиваться быстрыми темпами. Современное законодательство охватывает различные стороны жизни инвалидов, определяет их правовой статус, их положение в обществе в целом. Осуществляется переход от медицинской модели инвалидности к социальной, что подтверждают тенденции развития законодательства по вопросам социального обеспечения и социальной защиты инвалидов. Реализация в жизнь всех тех норм, которые закреплены в нормативных правовых актах, позволит инвалидам вести достойную жизнь и не чувствовать себя изгоями в современном обществе.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (57) 2016

Просмотров: 916

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code