ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИНСТИТУТА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

Пучкова В.В., доцент кафедры общепрофессиональных и специальных правовых дисциплин Смоленского филиала Международного юридического института, к. ю. н.

Аннотация. Актуальность темы обусловлена тем вниманием, которое в настоящее время руководством страны обращается на реализацию основополагающих конституционныях прав граждан России, связанных с охраной здоровья. Реализация этих прав требует не только финансового, материально-технического, кадрового обеспечения, но и научного обоснования. Цель статьи — исследование института ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение гарантий по реализации и соблюдению прав и свобод в сфере охраны1 здоровья, В статье анализируется усиление роли права в жизни общества по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье в условиях проведения реформ в сфере здравоохранения. Задача — рассмотреть факторы нарушений этих прав, применение гарантий по их восстановлению, проведение мероприятий по предупреждению нарушений прав.

Ключевые слова: конституционное право на охрану здоровья; реализация прав граждан; органы государственной власти.

 

Субъектом конституционного права на охрану здоровья является государство в лице законодательных и исполнительных органов государственной власти, которое возлагает на себя обязанность по реализации прав и свобод в сфере охраны здоровья. Ответственность за обеспечение гарантий по реализации и соблюдению прав и свобод в сфере охраны здоровья возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В сфере здравоохранения в условиях проведения реформ следует больше внимания уделять усилению роли права в жизни общества по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье. Эта задача возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления. Таким образом, здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности государства по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье .

Основной обязанностью органов исполнительной власти являются создание необходимых условий для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья. Именно эта обязанность включена в перечень полномочий органов исполнительной власти по организации системы охраны здоровья.

В сфере охраны здоровья существует множество проблем относительно реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые необходимо решать органами исполнительной и законодательной власти. Решение этих проблем в сфере исполнительной власти связано с административным правовым статусом гражданина как субъекта многообразных административных правоотношений, так как за нарушение или несоблюдение прав человека в сфере охраны здоровья наступают административная ответственность и другие виды ответственности, например гражданско-правовая и даже уголовная ответственности. Поэтому при наступлении административной ответственности нарушитель данного права является субъектом административного права и этот статус тесно связан с реализацией конституционного права на охрану здоровья в сфере исполнительной власти. Это положение относится и к другим видам ответственности — гражданско-правовой, уголовной.

Необходимо заметить, что органы исполнительной власти обладают правовыми, организационными и материальными средствами, направленными на реализацию гражданами их прав и свобод в сфере охраны здоровья. В случае нарушения прав в сфере охраны здоровья граждане могут обращаться в органы исполнительной власти с просьбой оказать им помощь в осуществлении защиты их прав. При рассмотрении обращений граждан с целью обеспечения реализации прав граждан в сфере охраны здоровья органы исполнительной власти применяют меры административного принуждения. В то же время для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья органы государственной власти признаны создавать условия для выполнения гражданами возложенных на них Конституцией обязанностей, а именно платить налоги, охранять природу и окружающую среду.

Таким образом, в отношениях с органами исполнительной власти гражданин выступает стороной, обладающей правами требовать по отношению к нему от государственных органов и их должностных лиц выполнения определенных обязанностей, например, предоставить медицинскую помощь, обеспечить охрану природной среды, которым соответствует обязанность органа управления (должностного лица). Кроме этого гражданин является стороной, обязанной выполнять или соблюдать определенные правила, предусмотренные административно-правовой нормой.

Органы государственной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностные лица обязаны выполнять полномочия относительно защиты прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья. В случае неисполнения органом исполнительной власти и его должностным лицом своих обязанностей по осуществлению реализации защиты прав и свобод в сфере охраны здоровья, каждый должен иметь реальную возможность использовать правовой механизм реализации своих прав в данной сфере. Тем самым может использовать механизм досудебного способа регулирования, возникающего конфликта (спора), а также судебного или административного обжалования решений и действий органа исполнительной власти, нарушающего права граждан.

На законодательном уровне должны быть закреплены не только полномочия государственных органов исполнительной власти по эффективной защите прав и свобод граждан, но и их обязанности, а также и ответственность за несоблюдение своих обязанностей по обеспечению прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья.

Объектом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь является здоровье. Здоровье человека и гражданина зависит от создания благоприятных, здоровых условий труда, отдыха и быта. Соответственно само право на охрану здоровья и медицинскую помощь реализуется путем соблюдения всех технических норм, санитарно-эпидемиологических норм, норм права в сфере трудовой деятельности, быта и отдыха.

Медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Право на медицинскую помощь возникает при заболевании, в случае утраты трудоспособности. Именно в этих случаях у граждан возникает необходимость обращаться в медицинские учреждения за оказанием медицинской помощи. В случае возникновения заболевания граждане имеют право на получение одной из следующих видов медицинской помощи, например, может возникнуть право на предоставление им первичной медико- санитарной помощи. Данное право возникает при незначительных заболеваниях, не требующих существенных воздействий на организм человека. При острых заболеваниях, серьезных болезнях, приводящих к серьезным последствиям, возникает право на специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. При заболеваниях, представляющих угрозу жизни, а также при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, возникает право на получение скорой специализированной медицинской помощи. В случае возникновения неизлечимых заболеваний, имеющих существенное ограничение физических или психических возможностей и нуждающихся в интенсивной терапии, психосоциальной помощи, длительном постороннем уходе, оказывается паллиативная медицинская помощь.

Для увеличения результативности предоставления медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни пациента и не требующих экстренного вмешательства, в медицинских организациях может организовываться отделение (кабинет) неотложной помощи.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается взрослому населению и является основой оказания медицинской помощи. Первичная медико-санитарная помощь включает в себя комплекс мероприятий по профилактике, диагностике, лечению заболеваний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни. Медицинская помощь предоставляется в плановой и неотложной формах. Лечение при первичной медико-санитарной помощи оказывается пациентам на дому или при посещении самим больным медицинской организации, посещая их с целью наблюдения за состоянием здоровья, лечения заболеваний.

Медицинские работники должны оказывать первичную медико-санитарную помощь основываясь на стандарты и порядки оказания медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь предоставляется медицинскими работниками, являющимися специалистами на бесплатной основе в медицинских организациях в стационарных условиях. Специализированная медицинская помощь также может оказываться в условиях дневного стационара. Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Частью специализированной медицинской помощи является высокотехнологичная медицинская помощь, которая оказывается для лечения сложных заболеваний с использованием высоких медицинских технологий. Данная помощь предоставляется медицинскими организациями на основании списка видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Установлен перечень высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями. (Приказ Минздрава России от 29 декабря 2012 № 1629н «Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи». Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2013 № 26949).

Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная медицинская помощь, предоставляется гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая специализированная медицинская помощь предоставляется медицинскими работниками вне помещения лечебного учреждения, а также в амбулаторных и стационарных условиях. Данный вид медицинской помощи также оказывается гражданам бесплатно.

Паллиативная медицинская помощь направлена на улучшение качества жизни пациентов и их семей, которые столкнулись с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий, которое возможно при раннем выявлении заболеваний, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов. Кроме того, паллиативная медицинская помощь способствует оказанию психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким родственникам. Такой вид медицинской помощи также гражданам оказывается бесплатно врачами в амбулаторных и стационарных условиях.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения в соответствии с законодательством РФ.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования.

Таким образом, мы видим, что право граждан на бесплатную медицинскую помощь является основным содержательным элементом права на охрану здоровья. Содержанием конституционного права граждан на охрану здоровья является гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи.

Конкретное содержание данного права обнаруживается в том, что:

— государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания;

— в государственных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно;

— всем гражданам предоставляется гарантированный уровень.

Право на охрану здоровье следует рассматривать как личное неимущественное право, которое возникает по поводу особого блага — здоровья человека и является не только не материальным благом, но и большой общественной ценностью.

Более четкой регламентации требует институт медицинской помощи. Следует выделить на законодательном уровне медицинскую помощь и медицинские услуги, определить и разграничить бесплатные медицинские услуги и медицинские услуги, оказываемые на платной основе.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительством Российской Федерации было утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N° 1074 г. «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Данная программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатной медицинской помощи. В такой программе указываются перечень заболеваний и состояний, при наступлении которых медицинская помощь оказывается бесплатно, также устанавливаются показатели количества медицинской помощи, показатели издержек денежных средств на единицу объема медицинской помощи. Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи регламентируются правила формирования цен на медицинскую помощь и разработки способов ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Развитие программы осуществляется при помощи установленных стандартов и порядков предоставления медицинской помощи. Кроме того, в основу программы положен принцип, при помощи которого медицинская помощь должна оказываться с учетом возрастных показателей населения, степени и показателей заболеваний. Для этого необходимо вести статистику, которая позволила бы в правильном направлении на практике реали- зовывать данную программу.

На основании этой Программы в субъектах РФ и на местах разрабатываются и утверждаются территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Кроме того, разрабатываются территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа направлена на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи гражданам при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы. Данное финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.

Организация медицинской помощи опирается на порядки и стандарты. Порядки оказания медицинской помощи регламентируют организационные аспекты в каждой специальности. Стандарты определяют набор услуг, оказываемых в лечебном учреждении, гарантированный государством бесплатно. В настоящее время новые стандарты и порядки публикуются на сайте Министерства здравоохранения РФ.

Следовательно, проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья граждан являются актуальными на сегодняшний день. Для решения этих проблем необходимо правильно организовать обеспечение и реальные механизмы защиты в случае нарушения данного права. На современном этапе развития общества основные права и свободы должны быть закреплены на законодательном уровне. Только в этом случае страны могут считаться демократичными и правовыми, кроме того национальное законодательство, регулирующее сферу здравоохранения, должно соответствовать общепризнанным международным правовым стандартам. Ценность человека, его права и свободы должны поддерживаться властью и являться реальным приоритетом в общественном отношении.

 

Библиографический список

Нормативныык правовык акы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января. № 7.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» / / Российская газета. Федеральный выпуск. 2011. 23 ноября. № 5639.
3. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2010 г. № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» / / Российская газета. 2010. 13 октября. № 5310.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 г. Москва. «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» / / Российская газета. Федеральный выпуск. 2012. 26 октября. №5921.
Монографии, учебники, учебные пособия, сборники
5. Пучкова В.В. Конституционная политика в формировании правового механизма по регулированию института права граждан на охрану здоровья: Монография [Текст] // В.В. Пучкова В.В. / / Смоленск: Маджента, 2015. 293 с.
Статьи
6. Поляков И.В., Максимов А.В. От единого государства к единой системе здравоохранения / / Журнал “Проблемы управления здравоохранением”. 2001. №1.
Интернет-источники
7. Консультант Плюс. Версия Проф [Электрон. ресурс] / / АО “Консультант Плюс”. М., 2013.
8. Официальный интернет – портал правовой информации: http: / / www.pravo.gov.ru

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (56) 2016

Просмотров: 942

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code