О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ БОРЬБЫ С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Капицкий В.Н., доцент кафедры гражданского права Нижнетагильского филиала Международного юридического института

Аннотация. В данной работе рассматриваются некоторые особенности сложившейся ситуации на сегодняшний день в области использования и охраны окружающей природной среды.

Причины совершения экологических правонарушений, потери природных ресурсов, которые являются для человека и государства одним из источников экономической деятельности.

Какую современная политика имеет направленность на повышение уровня эффективности использования и защиты окружающей природной среды, результаты правоохранительной, контролирующей и общественной деятельности институтов гражданского общества, которые свидетельствуют о потребности в ее дальнейшем совершенствовании и систематизации.

Проблемы правовой охраны природных ресурсов, которые непосредственно связаны с ежегодным обострением экологических правонарушений и создают проблемы по охране природы.

Ключевые слова: природа, право, законодательство, нарушители, меры, охрана, борьба, преступность, наказание, общество, эффективность.

 

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является охрана окружающей природной среды. В связи с научно-техническим прогрессом, а также усилением роли и давления человека на природную среду, экологическая ситуация неизбежно обостряется. Так, антропогенное воздействие приводит к истощению запасов природных ресурсов, загрязнению окружающей природной среды, утрате естественной взаимосвязи человека и природы, эстетических ценностей, а также ухудшению физического и нравственного здоровья людей.

Нормы, устанавливающие основы конституционного строя Российского государства, провозглашают, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением .

Наряду с тем, что современная политика имеет направленность на повышение уровня эффективности защиты окружающей среды, результаты правоохранительной, контролирующей и общественной деятельности институтов гражданского общества свидетельствуют о потребности в ее дальнейшем совершенствовании и систематизации.

Необходимо отметить, что исследование мировой практики показывает, что общество в целом осознает реальность и актуальность проблемы экологической катастрофы на современном этапе развития страны, что заставляет его с особой внимательностью относиться к кризисному состоянию окружающей природной среды: в поддержку экологически безопасных проектов выступает как общественность, так и государство. Таким образом, проблематика экологической сферы российского общества носит общеобязательный, публичный характер, а Президент РФ как законный представитель государства является гарантом соблюдения, исполнения, возможности использования и применения определенных предписаний, установленных законодательством.

Согласно статистическим данным в РФ в последнее время наблюдается стабильный рост экологических преступлений. Так, изучение фактов свидетельствует о том, что количество посягательств, непосредственно связанных с противоправным завладением природными ресурсами, значительно возросло в последние годы. Наряду с этим, способы совершения данных противоправных действий характеризуются все большей изощренностью и замаскированностью. Еще в 2003 г. число зарегистрированных в стране экологических преступлений составляло 10654, в 2007 г. оно достигло уже 16286, т. е. за этот период количество предусмотренных уголовным законодательством правонарушений возросло в 1,5 раза . Ежегодно криминальные лесозаготовки и торговля лесом причиняют экономике страны огромный ущерб, исчисляемый не одним миллиардом рублей . Степень общественной опасности лесного браконьерства превосходит угрозу для общества многих экономических преступлений, в том числе преступлений против собственности.

Таким образом, актуальность проблемы правовой охраны природных ресурсов непосредственно связана с ежегодным обострением самой экологической проблемы, с необходимостью учета воздействия человека на природную среду (антропогенных условий) как на региональном, так и на местном уровне. В условиях формирования и развития современного Российского государства в значительной степени возросла роль субъектов РФ в процессе законотворческой деятельности, направленной на защиту и охрану природного комплекса от разрушительного антропогенного воздействия. Экономическая и социальная сферы жизнедеятельности гражданского общества постоянно и неизбежно подвергаются определенным изменениям, в связи с чем совершенствование нормативной базы, регулирующей охрану и рациональное природопользование, представляет собой одну из первоочередных задач, поставленных перед государством. Уголовное и экологическое законодательство должны быть тесно взаимосвязаны между собой, сосуществовать в гармонии друг с другом, ведь именно уголовно-правовая защита экологических прав и интересов граждан позволяет уголовному праву соответствовать жизненным реалиям и выполнять функцию регулятора общественных отношений в социальной сфере.

Так, из года в год показатели числа совершенных экологических преступлений в нашей стране растут. Данные преступные деяния оказывают все большее влияние на состояние окружающей природной среды и безопасность общества в целом, выступают в качестве дестабилизирующего фактора. В результате их совершения причиняется существенный вред экономике страны, подрывается сама биологическая основа существования и развития человека как части природы. Все это свидетельствует об острой необходимости объединения усилий всех органов государственной власти, направленных на борьбу с экологическими преступлениями, а также охрану и восстановление естественной среды обитания населения. В качестве основного направления уголовно-правового противодействия экологической преступности, выступает профилактика.

В последнее время экологическое законодательство получило довольно широкое распространение и развитие. Оно закрепляет основы охраны природы и рационального природопользования, конкретные обязанности природопользователей, неисполнение которых влечет за собой соответствующую ответственность, а также устанавливает запреты поведения, представляющего опасность для окружающей среды, и нормативы, определяющие предельно допустимое вредное воздействие на природу, за нарушение которых также предусмотрена ответственность. Наблюдается увеличение темпов развития экологического законодательства РФ, ее субъектов, нормативной правовой базы органов местного самоуправления. Так, устанавливаются и закрепляются основные законодательные положения и правила, которые касаются экологической сферы жизнедеятельности общества, остававшейся до недавнего времени вне рамок правового регулирования .

Многие нормативно-правовые акты прямо указывают, что за нарушение конкретных требований и совершение незаконных действий, причиняющих вред природной среде, следует применение установленных мер уголовной ответственности.

Тем не менее исследование проблематики по вопросам эффективного применения норм уголовного права в природоохранной сфере позволяет сделать вывод о том, что использование уголовно-правовых мер в борьбе за благоприятные условия окружающей среды осуществляется на довольно низком уровне, не соответствующем глобальному масштабу экологической проблемы, существующей в современном обществе.

В связи с этим представляется необходимым принятие следующих мер, направленных на охрану и защиту лесов как неотъемлемого элемента природы:

1. Усиление роли уголовного законодательства в правовом регулировании рационального природопользования посредством установления более жестких санкций за уничтожение природных ресурсов; совершенствование уголовного, административного и иного природоохранного законодательства.

2. Повышение уровня экологической образованности населения, содействие ее развитию, а также разработка и принятие экологических программ, нацеленных на усовершенствование деятельности органов, в непосредственные обязанности которых входит защита природного фонда.

3. Создание специализированного подразделения экологической направленности в системе государственных органов в целях предупреждения, выявления и пресечения экологических преступлений; расследования данных преступлений на уровне органов дознания; а также осуществления иных мер по охране природной среды.

Таким образом, меры противодействия преступности в природном комплексе должны быть направлены на проведение мероприятий по рациональной и результативной профилактике экологических преступлений. Они должны осуществляться общими силами всех специалистов по охране природы, правоохранительными органами и государством в целом.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (56) 2016

Просмотров: 918

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code