ПРАВО НА СВОБОДУ КАК ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ДЕРЕНДЯЕВА Т.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Института прикладной экономики и менеджмента Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
МУХИНА Г. А., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовно- правовых дисциплин Калининградского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права

Ценности и нормы человеческого бытия, свободы и права граждан, естественное право человека и гражданина, право на свободу, социальная действительность, современное общество, электронная культура.

Рассматривается проблема взаимосвязи и взаимозависимости прав и свобод человека и гражданина, которая характеризуется многоаспектностью подхода к различным сторонам ее интерпретации в изменяющихся социальных условиях. Авторы указывают на то, что справедливость как норма в идеальной форме выражает представления о должных взаимоотношениях индивидов при существующем общественном устройстве. Справедливость, оказывая воздействие на общественные отношения, устанавливает допустимую и наиболее приемлемую в обществе меру равенства и свободы людей. Ограничение свободы правом и ограничение права свободой авторы рассматривают как социальную проблему, от правильного решения которой во многом зависят согласие и стабильность в обществе.

 

Анализ процессов формирования гражданского общества на основе принципов правовой государственности в современной России дает немало обоснованных поводов для переоценки некоторых социальных ценностей, ранее утвердившихся в общественной практике. Развитие гражданских и экономических свобод тесно связано с антикоррупционной деятельностью, формированием прозрачной судебной и правоохранительной системы и независимой системы оценки и контроля деятельности чиновников. К основополагающим ценностям, определяющим содержание и тренд развития социума, относятся феномены права и свободы, каждый из которых сам по себе вызывает интерес исследователей.

Исследованию необходимости ограничения свободы отдельного гражданина правом уделялось пристальное внимание известными представителями зарубежной и отечественной философской и правовой мысли. Еще у античных мыслителей: Аристотеля, Платона, Полибия, Сенеки, Цицерона, – римского юриста Павла, а позже у Гоббса, Гроция, Локка, Спинозы и других ярких представителей философской науки можно найти выражение идеи о необходимых и достаточных пределах ограничения свободы правом, о праве как степени свободы индивида в социуме и как мере ограничения свободы. Ранее в статье «Свобода воли: нравственно-правовой аспект» мы отмечали, что «в контексте древнегреческой культуры в понятии свободы акцентируется не столько фило- софско-категориальное, сколько юридическое значение. В гомеровском эпосе свободный человек – тот, кто действует без принуждения, в силу собственной натуры. Софисты противопоставляли «физис», или природный порядок, «номосу» – порядку, устанавливаемому людьми. Сократ подчеркивал, что свободный, нравственный поступок совершается лишь на основе понятий блага. Аристотель рассматривал свободу в контексте нравственного выбора. Нравственное знание-умение, прокладывающее путь к свободе, ориентирует на выбор лучшего поступка в контексте этического выбора» [3, c. 102]. Категории «право» и «свобода» кладут в основу методологического подхода юридической науки к выявлению особенности
регулирования правом общественных отношений как взаимосвязи свободы и социальной необходимости посредством реализации мер ограничения свободы правом.

Понимание и толкование особенностей взаимосвязи понятий свободы и права в разные эпохи определялось этапом исторического развития общества и общественно-политической системы. С ее изменением менялись содержание, значимость и роли свободы и права в жизни общества в целом и отдельного человека. Однако неизменным во взаимоотношениях свободы и права является представление об ограничении свободы правом, с одной стороны, и ограничении права свободой – с другой. Именно это обстоятельство в современных условиях становления новых реалий формирования электронного общества и электронной культуры обусловливает интерес представителей социально-гуманитарного знания к более глубокому раскрытию содержания понятий справедливости, равенства и многих других, к которым понятие ограничения может быть применимо, и к существу понятий права и свободы. В статье «Справедливость как регулятор общественных отношений» мы отмечали, что «справедливость влияет на общественные отношения, устанавливая с помощью своих регламентации допустимую и приемлемую в обществе меру равенства и свободы людей» [2, c. 118]. Потенциальная возможность ограничения свободы человека и гражданина существующим правом и ограничение свободой правовых установлений взаимообусловливает актуальность этих феноменов в контексте правовой меры свободы и права как всеобщего масштаба и равной меры свободы индивидов [4, c. 32].

Выявление сущности свободы в правовом измерении является в наши дни предметом многочисленных исследований. Информационно-коммуникационные технологии видоизменили формы связей и взаимодействий индивццов и социальных групп, функционирование основных социальных институтов и средств массовой информации. Появление и распространение принципиально новых носителей информации и новых способов ее освоения и передачи, визуализация восприятия действительности через электронные устройства кардинально изменили формы и методы общения индивидов, сделали этот процесс качественно иным по форме и содержанию. Вторгаясь во все сферы социума, электронная культура основательно его перестраивает. Широкое распространение электронных денег (криптовалюты) незамедлительно активизировало ранее неизвестные виды мошенничества и шантажа с помощью сотовой связи. Широкое распространение электронных технологий изменило ценности, нормы, сформировало новые стандарты поведения [1, с. 42].

Социологи и психологи отмечают, что информационно-коммуникационные технологии создали ряд проблем, связанных с функционированием человека как психосоциального существа, изменяя адаптивное поведение, трансформируя его сенсорные системы. Человеку становится все сложнее осуществлять выбор действий, строить реальные внутренние модели мира в условиях виртуальной свободы и так называемого расширения сознания. Но в любом обществе право требует одинаковой модели социального поведения по отношению к людям, независимо от их интеллектуальных, социальных и физических отличий; оно создает определенный эталон свободы в целях защиты общественных и индивидуальных ценностей. Сущность права в том, что оно является одной из наиболее значимых форм выражения государственной воли. В соотношении с социальной свободой индивида оно имеет двойственную природу. С одной стороны, право обеспечивает защиту свободы индивида в социуме, с другой стороны, право является средством ограничения общественной свободы посредством правовых запретов.

Ранее нами было отмечено, что «по мере социальной эволюции имеет место рост значимости достижения таких целей, которые способствуют удовлетворению как общественных, так и индивидуальных интересов, основанных на нравственных принципах, нацеленных не только на прагматизм. Поэтому особую актуальность приобретает свобода воли – своеобразный вектор поиска оптимальной социальной модели государства, реализующего права человека» [3, c. 103].

История правовых учений подтверждает факт становления права как социального регулятора, прошедшего через осмысление обществом юридических ограничений свободы волеизъявления людей для сохранения интеграции социального организма в целях его постоянного развития. В соотношении права и свободы выражается их диалектическая связь. С одной стороны, можно наблюдать тесную взаимосвязь права и свободы, с другой стороны, – их противостояние. Подобный дуализм отношений права и свободы выражается в том, что право, с одной стороны, является мерой свободы в обществе, а с другой – берет на себя функцию ограничения свободы. В связи с этим можно считать правовое ограничение свободы предусмотренным юридическими нормами уменьшением альтернатив правового поведения за счет установления ограничений и запретов.

Наиболее глубоко проблема правового ограничения свободы раскрывается при рассмотрении свободы через призму прав и свобод человека и гражданина. Право как регулятор общественных отношений определяет через юридические нормы отмеренную степень свободы, одновременно в праве содержатся и ограничения, которые не допускается выводить за установленные самим же правом конкретные пределы. Проявляя себя как наиболее эффективный социальный ограничитель проявления свободы человека как члена общества, право тем самым реализует себя как гарант положительной социальной направленности граждан. При этом право, с одной стороны, является мерой ограничения социальной свободы и активности людей, направленной на удовлетворение личных потребностей и интересов, причем иногда даже в ущерб интересам других членов общества. С другой стороны, право как мера такого ограничения выражает стремление общества не допускать сверх заданного предела ограничения социальной свободы. Это является свидетельством того, что в праве имеются резервы и способы внутреннего самоограничения, позволяющие достичь оптимального ограничения свобод субъектами права.

Принимая во внимание, что права и свободы гражданин есть форма бытия социальной свободы, можно предположить их ограничение с помощью права как естественную необходимость для защиты интересов государства и общества в целом. Правовое ограничение свобод как уменьшение альтернатив юридически дозволенного поведения путем установления различных пределов теоретически и практически важно для субъектов правотворчества. Прежде всего, законодателю необходимо определить и оптимально применить юридические мерила пределов ограничений существующих прав и свобод и надлежащих способов введения таких ограничений. Характерные значения таких критериев могут рассматриваться как исходное начало работы в этом направлении.

В российской и международной правовой практике одной из наиболее значимых проблем признается обеспечение законности ограничений свобод и выявление фактов и причин отступлений от законности, предусмотренных международным правом. В нашей стране наблюдается недостаточное использование субъектами правотворчества и правоприменения успешно и широко используемых в международной практике мер по обеспечению законности ограничений свобод. В связи с этим важная роль отводится Сиракузским принципам толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах, а также производным от них, но не менее значимым документам, содержащим комментарии к вышеуказанным принципам. Как свидетельствуют факты, субъекты отечественного законотворчества и органы правосудия слабо используют тексты этих документов. Подобная практика нередко является следствием принятия решений ненадлежащего с точки зрения соответствия международным стандартам качества.

Общеизвестно, что индивидуальная свобода является свойством отдельного субъекта, а правовая свобода индивида есть способ ее реализации, предоставленный ему правовым государством. Следовательно, индивидуальный суверенитет является способом существования индивида в обществе в качестве субъекта, включенного в общественную систему. При этом предполагается установление принципиально новых отношений между индивидом и государством. Как полноправный гражданин государства, индивид не только сохраняет субъективные особенности и свойства, но пользуясь свободой, предоставленной правом, и сам принимает участие в формировании правового пространства [5]. Глубинное воздействие на общественные отношения оказывает социальная справедливость посредством установления допустимой и приемлемой в каждом конкретно рассматриваемом обществе меры правого равенства и свободы его граждан.

В современном обществе распространено мнение, что процессы модернизации в посткоммунистических государствах состоят в практическом переходе от логики равенства к логике свободы. Равенство и свобода, взаимно предполагающие друг друга, свидетельствуют о том, что необходимым условием правоспособности и правосубъектности является свободный индивид как исходная фигура свободы и как носитель и смысл права. Свобода индивидов основана на всеобщем принципе, нормах и формах равенства индивидов в определенных сферах их взаимоотношений. Формирование и развитие свободной и независимой личности возможно при наличии условий, обеспечивающих правовую значимость физического лица и одновременно не отрицающих свободную личности [4, с. 32].

В то же время общеизвестно, что справедливость как норма в идеальной форме выражает представления о должных взаимоотношениях индивидов при существующем общественном устройстве. Именно справедливость, оказывая воздействие на общественные отношения, устанавливает допустимую и наиболее приемлемую в данном обществе меру равенства и свободы людей. Именно такой подход позволяет рассматривать ограничение свободы правом и ограничение права свободой как социальную проблему, от правильного осмысления и решения которой во многом зависят согласие и стабильность в обществе.

 

Библиографический список:

1. Белецкая Т.В., Кривошеев В.В. Электронная культура и электронное общество: становление новых реалий // Проблемы межрегиональных связей. 2016. № 11. С. 41-43.
2. Дерендяева Т.М., Мухина Г. А. Справедливость как регулятор общественных отношений // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2011. № 2. С. 115-119.
3. Дерендяева Т.М., Мухина Г.А. Свобода воли – нравственно-правовой аспект // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 102-105.
4. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Издательство НОРМА, 2000. 256 с
5. Софиенко М.Б. Генезис развития индивидуального суверенитета как фактор формирования личности // Философия образования. 2006. № 3 (17). C. 103-111.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 1 (51) 2018.

Просмотров: 980

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code