СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКЕ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ)

Х.М.Мулаева, Институт прокуратуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина
Д.О.Ермолаев, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Астраханского филиала ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия

Аннотация. В статье охарактеризована сложившаяся система полномочий, применяемых прокурорами в досудебном уголовно- процессуальном производстве для выявления и устранения нарушений закона со стороны поднадзорных органов и в других целях.

Ключевые слова: прокурорский надзор, полномочия прокурора, досудебное производство, акты прокурорского реагирования, органы предварительного расследования, следователь, дознаватель.

 

Одной из гарантий обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. В Законе о прокуратуре лишь в общей форме определен предмет надзора и полномочия прокурора в этой сфере.

Анализ же норм уголовно-процессуального законодательства говорит нам о существенной специфике надзорной деятельности прокурора в сфере досудебного производства:

– прокурор может применить инициативу независимо от наличия у него прямой информации о фактах нарушения законов;

– отмечается неоднородность надзора по содержанию в отношении поднадзорных органов дознания и предварительного следствия;

– в отношении органов дознания надзор носит властно-распорядительный характер;

– в отношении органов предварительного следствия только в специально предусмотренных законом случаях прокурор может вмешаться в их процессуальную деятельность .

В числе установленных законом полномочий прокурора, направленных на выявление нарушений закона, допущенных на стадии досудебного производства, можно выделить проверку исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Рассмотрим данное полномочие более детально.

Генеральный прокурор РФ в своем докладе на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 18 апреля 2018 г., характеризуя состояние преступности в целом, заметил, что уже не первый год отмечается снижение количества регистрируемых преступлений и лиц, их совершивших . По РФ в 2017 г. зарегистрировано свыше 2 млн. преступлений, что на 4,7 % меньше, чем в предшествующем году. Данная динамика характерна для 58 субъектов Российской Федерации. Наряду с большинством субъектов Федерации в Южном федеральном округе и в Астраханской области в последние годы наблюдалось снижение зарегистрированных преступлений (в 2017 г. по ЮФО – 213700 (-2,4 %), по АО – 13432 (-3,3 %) (рис. 1) .

Рис. 1. Динамика преступности в Астраханской области

Такая динамика учета преступных посягательств не всегда может однозначно свидетельствовать о положительных тенденциях в состоянии преступности. Если отрицательная динамика учета преступлений отмечается на фоне роста поступающих сообщений об их совершении, а также высоких показателей выявленных нарушений закона на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, это показывает на сохранение проблем, связанных с выявлением и учетом преступлений, и убеждает в наличии большого массива латентных преступлений.

Надзорная деятельность органов прокуратуры РФ отличалась высокими показателями выявленных нарушений закона в сфере уголовно-правовой регистрации (2017 г. – более 3793 тыс., что на 0,4 % больше, чем в 2016 г.), при этом большая часть (73,5 %) нарушений выявляется именно на этапе приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении и лишь треть на этапе производства следствия и дознания. Также высокие показатели наблюдаются по отмененным постановлениям об отказе следователей и дознавателей в возбуждении уголовного дела (2017 г. – более 2381,4 тыс. (-3,3 %), поставленным на учет ранее не учтенных преступлений (2017 г. – более 148,2 тыс. (-4,5 %), количеству привлеченных к дисциплинарной ответственности должностных лиц (2017 г. – 178,9 тыс. (+8,1 %) и т.д.

В Астраханской области показатели надзорной деятельности органов прокуратуры также отличаются высокими показателями выявленных нарушений закона в сфере уголовно-правовой регистрации (2017 г. – более 35,7 тыс., что на 2,6 % больше, чем в 2016 г.), при этом большая часть (71,2 %) нарушений выявляется именно на этапе приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении. Также высокие показатели наблюдаются по поставленным на учет ранее не учтенных преступлений (2017 г. – 1692 (-3,8 %), количеству привлеченных к дисциплинарной ответственности должностных лиц (2017 г. – 1829 (-10,9 %) и т.д. (рис. 2) .

Перечисленные статистические данные, а также жалобы граждан, массовые факты неоднократных отмен процессуальных решений должны вызывать определенные сомнения в достоверности отражения состояния преступности, а также эффективности как ведомственного контроля, так и прокурорского надзора .


Рис. 2. Надзор за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в Астраханской области за период 2015-2017 гг.

Обеспечение законности в сфере уголовно-правовой регистрации требует вдумчивого и эффективного прокурорского надзора1, нацеленного не на «погоню за показателями», а на реальную и максимальную защиту граждан и общества от преступных посягательств. Реализуя данное право, прокурор должен проверять регистрационно- учетную документацию всех территориальных подразделений правоохранительных органов; материалы предварительной проверки, находящиеся в производстве, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, а также опрашивать заявителей по материалам и решениям, вызывающим сомнения в их достоверности и обоснованности. По требованию Генерального прокурора РФ такие проверки должны проводиться прокурором систематически, не реже одного раза в месяц, а при наличии нарушений закона – безотлагательно .

Для того чтобы такая практика закрепилась «на уровне рефлексов», прокуратурой должен быть организован системный и наступательный надзор в сфере уголовно-правовой регистрации . Предметом проверки являются: соблюдение порядка приема и регистрации сообщений о преступлениях, законность и обоснованность принимаемых по ним решений, соблюдение сроков рассмотрения материалов и т.п. Право прокурора истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела специально подчеркивается и в п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ . В совокупности с «заинтересованным» ведомственным контролем это позволит кардинально изменить систему работы органов дознания и следствия в сфере уголовно-правовой регистрации.

 

Библиографический список

1. Артамонов А.Н. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // Законодательство и практика. 2016. № 1 (36).
2. Бессонов А.А. Прокурорский надзор за соблюдением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях: Практ. пособие. – Волгоград, 2004.
3. Доклад Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 18 апреля 2018 г. // https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1366820/
4. Ломакин В.И., Мондохонов А.Н. Эффективность надзора в сфере уголовно-правовой регистрации // Законность. 2014. № 12 (962).
5. Оренбуркина Е.В. Виды нарушений законности при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 2 (5).
6. Приказ Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 (ред. от 05.12.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Законность. 2011. № 12.
7. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017. Сборник. – М.: Издательство Генеральной прокуратуры, 2018.
8. Статистические данные за 2017. Официальный сайт Прокуратуры Астраханской области // https://www.astrprok.ru/n_9373
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
10. Шурухнов Н.Г., Серебрянникова М.В. Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением требований законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях // Представительная власть – XXI в.: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 5-6 (124-125).

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (66) 2018

Просмотров: 1012

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code