НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Э.А.Арцев

Аннотация. В статье проводится анализ действующего законодательства, регулирующего особенности заключения брака граждан Российской Федерации с гражданами иностранных государств и лиц без гражданства. Проводится анализ регулирования указанных правоотношений в зарубежных странах. Проведенное исследование нормативно-правовых актов позволяет автору сделать вывод об отсутствии дополнительных условий заключения брака иностранных граждан с гражданами Российской Федерации, как наделенных статусом военнослужащих, так и не наделенных им.

Ключевые слова: брак, военнослужащие, иностранные граждане, брачный договор, апатрид.

 

Военная служба во все времена и во всех странах рассматривалась как особый вид государственной службы и специфический вид деятельности человека1, и потому жизнь и быт военнослужащего регламентировались более жестко, это в полной мере относится и к семейной жизни военнослужащих. Начало законодательному регулированию браков с иностранцами положило петровское законодательство: 23 июля 1721 г. вышел синодальный Указ о разрешении пленным шведам жениться на «русских девках и вдовах». В рассматриваемое время иностранцы могли вступать в брак в России, но при вступлении в брак они полностью подчинялись нормам российского законодательств. В жестком регулировании браков военнослужащих очевиден замысел законодателей – оградить офицера, главу будущей семьи от тех пороков и искушений, которые активно преследуют человека в наиболее ответственный период формирования его личности, как главы семейства и носителя духа русской императорской армии и флота . В СССР действовал указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.02.1947 г. «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» , на основании которого браки советских граждан с иностранцами вообще не допускались. Только с «распадом» СССР россияне получили возможность свободного въезда и выезда из страны, а развитие деловых и личных отношений между россиянами и иностранцами нередко приводило к установлению между ними брачно-семейных отношений.

В последние годы усилилась миграция населения, стали активно развиваться деловые и личные контакты россиян с иностранными гражданами. Вследствие этого существенно возросло число браков между россиянами и иностранными гражданами, что актуализирует изучение правового регулирования семейных отношений с иностранным элементом, под которыми следует понимать отношения, в которых участвуют лица, являющиеся гражданами иностранных госу- дарств . Как отмечается, эти браки «осложняются не только на уровне публичного права (миграционное, административное законодательство), но и в сфере права частного – гражданского, наследственного, семейного и др.» , причем в семейном праве представлены несколько видов правоотношений, правовое регулирование которых в России и в иностранных государствах может быть основано на различных национальных, религиозных и этнических традициях и, как следствие, на различных законодательных установлениях: заключение брака и признание его недействительным, вопросы воспитания детей, правовые режимы имущества супругов (общности и раздельности, законный и договорной, которые могут сочетаться между собой), распоряжение имуществом, раздел имущества и другие, поскольку в разных странах эти институты имеют свои характерные черты.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умоляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России. Из п. 1 ст. 156 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) следует, что форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством РФ. Способность лица к вступлению в брак определяется законодательством государства, гражданином которого данное лицо является. Заключение брака гражданина РФ с иностранным гражданином производится по общему правилу . Согласно ст. 10 СК РФ брак заключается в органах ЗАГСа. Заключение брака по религиозным обрядам, обычаям является недействительным. Пункт 1 ст. 11 СК РФ закрепляет, что заключение брака производится при личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГСа. В России факт регистрации брака удостоверяется «Свидетельством о заключении брака».

Поскольку в п. 2 ст. 156 СК РФ определено, что условия заключения брака на территории РФ определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований ст. 14 СК РФ, то иностранные граждане для заключения брака на территории Российской Федерации не обязаны дожидаться достижения брачного возраста, установленного СК РФ, если по законодательству их страны, заключение брака разрешено в более раннем возрасте. Поэтому иностранное лицо должно предоставить справку о том, что оно не состоит в браке, признано дееспособным и должны быть соблюдены законы того государства, гражданином которого является это лицо.

Аналогичные правила закреплены и в коллизионных нормах иностранных государств. Так, согласно ст. 13 Семейного кодекса Республики Таджикистан (далее – СК РТ) брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет, хотя по ряду причин брачный возраст может быть снижен на один год (например, при беременности). В п. 3 ст. 12 СК РТ содержатся условия заключения брака с иностранным гражданином и лицом без гражданства: «1) проживание на территории Республики Таджикистан в течение не менее одного последнего года; 2) обязательное заключение брачного договора».

Проживание на территории Республики Таджикистан в течение одного года позволяет иностранному гражданину больше углубиться в культуру этой страны, понять по каким законам живет это государство изнутри, лучше узнать жизнь свой супруги.

По смыслу закона брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случаях его расторжения (ст. 40 СК РТУ. Согласно п. 2 ст. 41 СК РТ, при заключении брака, в котором одна из вступающих в брак сторон, является иностранным гражданином или лицом без гражданства, обязательно заключение брачного договора, который должен быть заключен до регистрации брака. Данная статья полностью защищает таджикских женщин, так как иностранные граждане не смогут сразу жениться на понравившейся девушке, так как данный пункт этой статьи обяжет выполнить определенное условие.

В силу п. 4 ст. 42 СК РТ, в брачном договоре, в котором одна из вступающих в брак сторон является иностранным гражданином или лицом без гражданства, обязательно предусматриваются следующие условия: 1) имущественные правоотношения сторон, их права и обязанности в отношении имущества; 2) обязанности сторон по обеспечению детей; 3) обеспечение супруга и детей собственным жильем; 4) содержание нетрудоспособного супруга, нуждающегося в заботе. Такое условие брачного договора, как «обеспечение супруга и детей собственным жильем», является очень важным подпунктом, поскольку нередко женщина после развода остается без крыши над головой, а если с маленьким ребенком, то и без алиментов на его содержание.

Однако семейное законодательство Республики Таджикистан развивается с учетом динамики развития общества, права и имеет своей задачей защиту прав и интересов своих граждан. Считаю, что РФ стоит перенять опыт у Таджикистана, потому что, как показывает опыт, вышеуказанные статьи СК РТ дают хорошую поддержку при распаде брачного союза и становлению жизни после развода. Полагаю, что в семейное законодательство РФ необходимо внести соответствующее изменение: если в Республике Таджикистан иностранцы заключают брачный договор с женщинами, то в России иностранки должны заключать брачный договор с мужчинами, чтобы не было ущемления прав по половому признаку.

Национальные особенности заключения брака имеют место и в других государствах – бывших республиках СССР, в том чисел и с учетом религиозных традиций .

Например, согласно ст. 51 Гражданского закона Латвийской Республики (1937 г., был восстановлен в действии после выхода Латвии из состава СССР и заменил Гражданский и Семейный кодексы Латвийской ССР), если вступающие в брак лица принадлежат к евангелической лютеранской, римской католической, православной старообрядческой, методической, баптистской церквям или к Адвентистам седьмого дня или Последователям Моисея (иудаизм) и при этом желают, чтобы брак заключался служителем своей религии, уполномоченным на это иерархами соответствующей конфессии, заключение брака должно происходить в соответствии с обрядами, принятыми в рамках такой конфессии. При этом брак можно заключить на выбор в органах ЗАГСа или в присутствии священника. Если брак заключался только в присутствии священника, то он обязан в течение сорока дней прислать все необходимые документы в ЗАГС для внесения сведений о регистрации нового брака.

В Латвии существует проблема фиктивных браков, целью которых является получение вида на жительство. Поэтому иммиграционный департамент назначает собеседование для будущих молодоженов. При проведении интервью с молодоженами проверяющим необходимы конкретные факты, которые потом логически состыковываются или нет. Супругов разводят по разным комнатам и задают идентичные вопросы. Могут предложить нарисовать план квартиры или как пройти до ближайшего магазина. Самыми каверзными вопросами являются такие, где вместе были, куда ездили отдыхать, в общем, все совместные мероприятия .

В Латвии существует практика заключения соглашения о заключении брака. Если кто-либо из супругов отказывается от помолвки, каждый из помолвленных должен вернуть все имущество. При этом подарки не подлежат возвращению, если брак не состоялся из-за того, что: 1) помолвленный даритель умер; 2) даритель отказался от вступления в брак без уважительной причины; 3) поведение дарителя явилось для другого помолвленного важным поводом для отказа от брака. В Латвии подавать заявление и присутствовать при регистрации брака вступающим в брак лицам необходимо вдвоем. Свидетели должны быть совершеннолетними и иметь при регистрации брака паспорт.

В соответствии со ст. 33 Гражданского закона Латвии вступление в брак до достижения восемнадцатилетнего возраста запрещено. В виде исключения лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут вступить в брак с согласия его или ее родителей или опекунов. В Латвии до вступления в брак жених или невеста должны представить медицинское свидетельство о состоянии здоровья. Для заключения брака в Латвии необходимы документы: 1) действительный паспорт; 2) справка о разводе, если оба или один из желающих вступить в брак разведен(-а); 3) справка о смерти супруга (супруги); 4) справка о брачной правоспособности; 5) справка из Агентства государственного языка; 6) заявление; 7) уплата государственной пошлины.

Справка из Агентства государственного языка необходима для того, чтобы фамилия иностранца была занесена в Государственный регистр без разногласий и последующих коррекций, поскольку ЗАГСу необходима информация о том, как правильно пишутся, соблюдая латышскую транскрипцию, имя и фамилия иностранца .

Согласно латвийскому законодательству (аналогично требованиям российского семейного законодательства) запрещен брак между: 1) лицами одного пола, приемным родителем и приемным сыном или дочерью; 2) между прямыми родственниками по восходящей или нисходящей линии, братьями и сестрами, единокровными братьями и единокровными сестрами; 3) лицам, уже находящимся в браке.

Латвийское семейное законодательство схоже с российским, но имеет ряд особенностей. Брачующиеся могут заключить брак либо в ЗАГСе, либо при священнике, венчание должно происходить по определенным обрядам. Кроме того, в Латвии существует проверка на фиктивный брак. До заключения брака каждый из супругов должен представить справку о состоянии своего здоровья и справку из Агентства государственного языка.

Анализируя российское законодательство, касающееся вопросов регистрации брака, в том числе военнослужащих РФ, можно прийти к выводу о том, что ни в одном законодательном акте нашей страны не содержится ограничений прав граждан, включая военнослужащих, либо специфических особенностей, отличающих заключение брака военнослужащего Российской Федерации с иностранным гражданином от заключения брака гражданина РФ, не являющегося военнослужащим с иностранным гражданином. Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и законом. Военнослужащие как граждане Российской Федерации полностью свободны в заключении брака и в других брачных отношениях.

Ряд авторов отмечает, что исполнение воинского долга военнослужащими как специальными субъектами заключается в вооруженной защите страны в целях обеспечения безопасности государства, сопряженной с риском для жизни и здоровья военнослужащих, следовательно, государство должно обеспечить им и членам их семей дополнительную социальную защиту .

В связи с изложенным заключение брака военнослужащими с иностранными гражданами в РФ не имеет ограничений или особенностей и регулируется нормами Семейного законодательства РФ и другими нормативно-правовыми актами, равно как и заключение россиянами – военнослужащими браков с иностранными гражданами на территории иностранных государств, не содержит каких-либо ограничений для признания таких браков действительными на территории РФ, при условии соблюдения процедуры заключения брака на территории иностранного государства и апостилирования документа о регистрации брака.

В Вооруженных Силах всегда существовал приоритет общественных интересов перед личными, в связи с чем в армии права человека и ответственность государства перед ним отходили на второй план . Поэтому в отдельных случаях военнослужащему бывает затруднительным осуществить свои брачно-семейные отношения из-за бездействия или неправомерных действий командования и для защиты своих прав, военнослужащие вынуждены обращаться в суд. Важно отметить, что существует и проблема фиктивных браков, заключенных военнослужащими с иностранными гражданами для получения каких-либо выгод, однако она по своей природе не носит какого-то специфического характера, является общей для браков, заключенных россиянами с иностранными гражданами и представляется, что целесообразно законодательно решить данную проблему, в частности взяв за пример законодательство Латвии и практическое решение этой проблемы в данном государстве.

 

Библиографический список

1. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 г. № 187-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями ст. 13 и 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ст. 10 и 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Антипьева Н.В. Социальное обеспечение военнослужащих: проблемы правового регулирования: Дис. … докт. юрид. наук. – СПб., 2010.
3. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. – М., 1997.
4. Иванников М.В., Слепко Г.Е. Реализация военнослужащими- мужчинами права на отпуск по уходу за ребенком: российское законодательство и позиция Европейского Суда по правам человека // Вестник военного права. 2016. № 1. .
5. Илесбеков А.Б., Слепко Г.Е. Семейные традиции Казахстана: прошлое, настоящее и соотношение с современным законодательством // Вестник Международного юридического института. 2015. № 4 (55).
6. Корякин В.М., Скулакова О.В. Социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих. – М., 2010.
7. Корякин В.М., Сорокин В.П. Хотели как лучше. А что получилось? (о проблемах, возникших при оказании единовременной денежной помощи многодетным семьям военнослужащих) // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 6.
8. Кудашкин А.В. Военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации // Государство и право. 2000. № 3.
9. Кудашкин А.В. Некоторые проблемы реализации статуса военнослужащих при прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2000. № 1.
Вестник Международного юридического института
10. Моховая Т.А. К вопросу об источниках брачно-семейного права Российской империи в XIX-XX вв. // Предпринимательство и право аналитический портал.
11. Новиков Н.А. О проблемах брака, заключенного военнослужащими Вооруженных Сил России с гражданами других государств // Право в Вооруженных Силах. 2001. № 8.
12. Пчелинцева Л.М. Семейное право. 6-е изд., перераб. – М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2010.
13. Рыльская М.А. Проблемы соотношения публичного и частного права в гражданском обществе // Сб. научн. тр. «Актуальные проблемы юридической теории и практики». – М., 2015.
14. Семидеркин Н.А. Семейное законодательство // Законодательство Петра I. – М., 1997.
15. Слепко Г.Е. Необходимость правового регулирования брачно- семейных отношений с участием военнослужащих // Вестник Международного юридического института. 2013. № 3-4.
16. Слепко Г.Е. Некоторые вопросы правового положения иностранных граждан в семейном праве Российской Федерации // Материалы II Международного конгресса правоведов «Инновационное развитие правовой среды». 25-26 апреля 2013 г., г. Москва. Ч. IV / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Глотов. – М.: МЮИ, 2013.
17. Стражевич Ю.Н., Конохов М.В., Слепко Г.Е. Реализация принципа свободы заключения брака военнослужащими: история и современное правовое регулирование // История государства и права. 2016. № 3.
18. Соловьев В.В. Правовое положение семьи военнослужащего в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2007.
19. Туринцева Е.А. Особенности становления и развития семьи военнослужащего в условиях закрытой социальной системы: Автореф. дис. … канд. соц. наук. – М., 2011.
20. http://leglat.lv/fiktivnyj -brak.html.
21. Холопова Е.Н., Козлова Е.В. Актуальные проблемы ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. № 2.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (66) 2018

Просмотров: 972

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code