ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Н.Б.Грицаева, кандидат юридических наук, доцент
А.Н.Левчук

Аннотация. Актуальность темы связана с отсутствием в настоящее время работ по комплексному исследованию гражданско-правового режима имущества военных организаций. В статье рассматриваются особенности режима оперативного управления имуществом в военных организациях, а также виды, правовой режим, порядок высвобождения военного имущества и основания прекращения прав на него.

Ключевые слова: оперативное управление, военные организации, Вооруженные Силы РФ, военное имущество.

 

Институт права оперативного управления закрепляет наиболее эффективные механизмы управления имуществом, находящимся в государственной либо муниципальной собственности. Его характерной чертой является то, что право оперативного управления имуществом направлено для обеспечения не столько свободного участия юридических лиц, использующих его в рамках имущественных отношений, сколько в целях выполнения ими административных, социальных и иных задач путем участия в гражданском обороте.

Несмотря на то, что существует достаточное количество научных работ, посвященных отдельным правовым аспектам права оперативного управления, в настоящее время отсутствуют работы, посвященные комплексному исследованию особого гражданско-правового режима оперативного управления имуществом военных организаций.

Мнение о том, что в Вооруженных Силах РФ находится военное имущество, нуждающееся в справедливой оценке и эффективном управлении, озвучивалось руководством страны в ряде телевизионных выступлений.

На наш взгляд, словосочетание «эффективное управление» в контексте темы настоящей статьи занимает ключевое положение и не теряет своей актуальности на текущий момент. Так, к управлению имуществом относится вопрос его реализации, и в этом отношении следует отметить, что продажа ликвидных активов по заниженным ценам переходит из области гражданского права в область уголовного права. Примером тому служит резонансный процесс 2015 г. в отношении бывшего начальника Департамента имущественных отношений Минобороны России Е.Н. Васильевой.

Особый статус имущества Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и организаций заключается в том, что его наличие, а также его состояние напрямую влияет на обороноспособность и безопасность Российской Федерации, как государства, демонстрируя всему миру мобилизационную готовность России противостоять внешней агрессии.

Вместе с тем само юридическое определение и толкование понятия «военное имущество» вызывает определенные вопросы, ввиду отсутствия однозначности в действующих правовых нормах.

Так, согласно ст. 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» , к материальным средствам соединения (воинской части) относятся все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горючие и смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и другие материальные средства соединения (воинской части). На наш взгляд, данный перечень охватывает только объекты, имеющие материальную основу, тогда как нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности, у которых априори отсутствует материально-вещественная форма, например, программное обеспечение) «выпадают» из списка военного имущества, что не может отвечать современным реалиям.

Следуя вышеуказанной норме закона, можно предположить, что наиболее значимыми критериями для идентификации имущества как военного могут выступать наличие у имущества материальной основы и его целевое использование для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов, как в мирное, так и военное время.

Анализ норм гражданского права не дает положительного результата в части определения понятия «военное имущество», при том что само понятие «имущество» обладает весьма объемным смысловым значением. В широком смысле оно включает в себя вещи, имущественные права и имущественные обязанности. Так, по мнению Е.А. Суханова, имущество — это совокупность принадлежащих субъекту гражданского права вещей, имущественных прав и обязанно- стей .

В соответствии с п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ1 к имущественным отношениям, которые основаны на административном подчинении (включая и область обороны) одной стороны другой, гражданское законодательство не может применяться, если иное не предусмотрено законодательством. В связи с этим важно учитывать вид правоотношений (военно-административные или гражданско- правовые) для исследования правового статуса военного имущества.

Одной из особенностей регулирования правового режима военного имущества является то, что к нему применимы как нормы военного, так и нормы гражданского законодательства, при этом прослеживается прямая связь со степенью вовлечения военного имущества в гражданский оборот.

Выделяются следующие виды военного имущества: изъятое из оборота (боеприпасы и военная техника не могут служить предметом сделки), ограниченно оборотоспособное (по специальным разрешениям) и свободное в обороте (отсутствуют ограничения в части отчуждения). Комплекс правомочий субъектов правоотношений в отношении управления имуществом напрямую зависит от вида данного имущества.

Большое значение для определения правового режима военного имущества может иметь и критерий отнесения имущества к движимому или недвижимому.

К недвижимому военному имуществу принято относить находящиеся на балансе либо закрепленные за военными организациями жилые и нежилые, административные и специальные здания, коммунальные и иные сооружения, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению не представляется возможным, иные объекты (к примеру, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания), которые подлежат государственной регистрации согласно действующему гражданскому законодательству.

К движимому военному имуществу принято относить все остальные материальные средства, переданные военным организациям в установленном порядке в целях выполнения их специфических задач для военной обороны и безопасности страны. Примечательным является сама специфика данного имущества — это не только боеприпасы, военная техника (самолеты, танки и т.п.) и виды вооружения, не относящиеся к недвижимому военному имуществу (огнестрельное, холодное, химическое оружие и т.п.), но и служебные собаки, верховые лошади для несения патрульной службы, и даже «боевые» морские млекопитающие в ВМФ РФ (дальневосточные сивучи, котики, черноморские дельфины-афалины, белухи, тюлени, кольчатые нерпы). Как видно из указанного перечня, движимое военное имущество имеет свои особенности, как учета, его содержания, так и хранения.

Право оперативного управления на движимое и недвижимое военное имущество является производным правом от права федеральной собственности. Подтверждение тому, что военное имущество находится в федеральной собственности, можно найти в подп. 11 ст. 154 Федерального закона РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ . При этом, согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ, право оперативного управления на недвижимость подлежит государственной регистрации. С этой целью формируется реестр федерального имущества, в котором ведется его учет согласно нормам Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» . Выписка из реестра служит основанием балансового учета имущества, который, в свою очередь, обеспечивает дополнительный контроль за его сохранностью.

В соответствии с подп. 71 п. 7 Указа Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 Минобороны России осуществляет в рамках своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, которые предоставлены в пользование Вооруженным Силам РФ для соответствующих нужд.

Следует согласиться с мнением С.В. Терешковича , который считает, что данная норма сформулирована юридически некорректно, так как имущество не может быть закреплено за субъектами права, не обладающими гражданской правосубъектностью, к которым отнесены Вооруженные Силы РФ. Частично данная норма конкретизирована в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», согласно которому Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Вместе с тем в п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» сохранена в настоящий момент обезличенная норма, согласно которой имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, являясь априори федеральной собственностью, находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, по настоящий момент, учитывая данную норму закона, остается открытым для дискуссий вопрос закрепления прав на военное имущество за абстрактным субъектом «Вооруженные Силы РФ».

В целях конкретизации вопросов права оперативного управления военным имуществом следует разграничить понятия «субъект» и «объект» управления имуществом. Так, субъектами управления военным имуществом являются государственные органы, осуществляющие управление в данной сфере общественных отношений, а также организации (воинские части и хозяйствующие юридические лица), наделенные военным имуществом в порядке, установленном действующим законодательством.

Объектом общественных отношений, то есть тем, по поводу чего возникают отношения между его субъектами, выступает военное имущество во всем многообразии его видов.

Военные организации, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и ст. 11.1 Закона «Об обороне», относятся к государственным юридическим лицам и принимают участие в гражданских правоотношениях в зависимости от того, на каком праве они обладают федеральным имуществом.

Право оперативного управления федеральным имуществом — это ограниченное вещное право, поэтому организации владеют и пользуются, а также с согласия собственника распоряжаются им в соответствии с правовыми режимами, закрепленными в гл. 19 ГК РФ.

Согласно ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления федеральным имуществом, закрепленным за военной организацией, возникает у нее с момента передачи имущества либо его приобретения по договору или иным основаниям.

Поскольку военное имущество относится к собственности государства, то права собственника имущества военной организации осуществляются Правительством РФ и уполномоченными им органами (Федеральным Агентством по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество) и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая военная организация.

Одним из элементов сохранности и целевого использования военного имущества можно обозначить законодательно установленную разрешительную систему по всем сделкам, связанным с распоряжением недвижимым имуществом, которые совершаются военными организациями. Так, разрешение на сделки в части продажи (относительно недвижимого имущества), или сдачи его в аренду, залог, а также внесения его в качестве вклада в уставный капитал, осуществляется путем выдачи Росимуществом соответствующего распоряжения (по представлению балансодержателей данного имущества).

Порядок высвобождения и реализации движимого военного имущества (за исключением вооружения и боеприпасов) закреплен в Постановлении Правительства РФ от 15.10.1999 № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества» , согласно которому решение о высвобождении и реализации имущества (согласно перечню, утвержденному вышеуказанным Постановлением) относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, и таким образом распорядительного акта Росимущества для решения данного вопроса не требуется.

Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ, право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия либо учреждения в соответствии с решением собственника. Следовательно, изъятие имущества собственником выступает в качестве одного из оснований прекращения права оперативного управления.

Общими основаниями прекращения прав на военное имущество (помимо его изъятия собственником), и как следствие — его выбытия, могут быть случаи физического использования по целевому назначению; утраты имущества; участия военной организации в гражданском обороте (например, посредством реализации движимого военного имущества в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 15.10.1999 № 1165).

Вопросы выбытия высвобождаемого военного имущества путем передачи его в собственность не только муниципальных образований, но и в собственность регионов — урегулированы нормами Федерального закона от 03.08.2018 № 308-ФЗ . Учитывая функциональное назначение передаваемого имущества, законодательно принято решение о недопущении передачи имущества в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность без передачи земельного участка, на котором оно расположено. Полагаем, нормы указанного закона будут способствовать скорейшему решению вопроса передачи непрофильного имущества, находящегося на балансе Минобороны РФ, так как эффективность расходования бюджетных средств в части покрытия расходов на содержание такого имущества подвергается сомнению.

Таким образом, для военных организаций режим оперативного управления имеет множество особенностей в силу особого статуса и значимости для обороны страны предмета регулирования — военного имущества, что вызывает объективную необходимость учета данного фактора в нормативно-правовом регулировании деятельности военных организаций. Правовой режим военного имущества регулируется нормами военного и гражданского законодательства, однако в законодательстве РФ отсутствует точное определение понятия «военное имущество» либо «имущество военной организации». Правовая неопределенность в терминологических вопросах является одной из предпосылок недостаточного правового регулирования вопросов, связанных с гражданско-правовым режимом оперативного управления имуществом военных организаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
2. Федеральный закон от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.06.1996. № 23. Ст. 2750.
3. Федеральный закон от 12.07.1999 № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 19.07.1999. № 29. Ст. 3682.
4. Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 29.12.2017) // Российская газета. 03.12.2002. № 3097.
5. Федеральный закон от 08.12.2011 № 423-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 14.12.2011. № 5657 (281).
6. Федеральный закон РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» http://base. garant.ru/57427781/ (дата обращения: 24.09.2018).
7. Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (ред. 30.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 23.08.2004. № 34. Ст. 3538.
8. Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (ред. от 16.03.2018) // СПС КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/ document / (Дата обращения: 22.08.2018).
9. Постановление Правительства РФ от 15.10.1999 № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества» (ред. от 29.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 43. Ст. 5213.
10. Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 (ред. от 12.12.2017) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» // СПС КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_83678/ (Дата обращения: 22.08.2018).
11. Суханов Е.А. Гражданское право. В 4-х т. Т. 1: Общая часть: Учеб. для студентов вузов / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2006.
12. Терешкович С.В. О некоторых вопросах распоряжения недвижимым имуществом военных организаций // Журнал РОД «За права военнослужащих». 2006. № 11. http://voenprav.ru/doc-4268-2.htm. (Дата обращения: 27.09.2018).

Источник: Научно-информационный журнал «Вестник Международного юридического института» № 4 (67) 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code