ОСОБЕННОСТИ ВЫДВИЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ВЕРСИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Г.З.Ситдикова, кандидат юридических наук, доцент
О.И.Канищева

Криминалистическая версия, субъект выдвижения версии, экономические преступления, жилищно- коммунальное хозяйство, следователь, сотрудник оперативного подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.

В статье проводится анализ понятия «криминалистическая версия» и предлагается определение «криминалистическая версия экономического преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Рассматриваются особенности выдвижения криминалистических версий при расследовании экономических преступлений в сфере ЖКХ с учетом специфики характера таких преступлений. Обращается внимание на вопрос об определении субъекта выдвижения криминалистической версии в зависимости от источника получения информации о преступлении, совершенном в указанной сфере. Делается вывод о том, что особенностью выдвижения криминалистических версий при расследовании экономических преступлений в сфере жилищно- коммунального хозяйства является то, что одним из субъектов может являться оперуполномоченный отдела экономической безопасности и противодействия коррупции.

 

В настоящее время уровень криминализации экономических отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства продолжает оставаться достаточно высоким. Опасность экономических преступлений в сфере ЖКХ определяется их детерминирующим влиянием на общую преступность, наличием социальной окраски и присущих им негативных признаков. Экономическая преступность в сфере жилищно-коммунального хозяйства является существенным препятствием на пути развития не только самой отрасли, но и всей экономики в целом, а также создает реальную угрозу экономической безопасности страны.

Экономические преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства достаточно разнообразны. Чаще всего они совершаются в условиях неочевидности. Эффективность их расследования, кроме прочего, в значительной степени зависит от умения субъекта расследования правильно анализировать и разрешать складывающиеся следственные ситуации, формировать достоверные криминалистические версии и качественно их проверять.

Существуют различные определения понятия « криминалистическая версия». По мнению профессора Р.С. Белкина, «это обоснованное предположение о факте, явлении или группе фактов, явлений, имеющих или могущих иметь значение для дела; версия указывает на наличие и объясняет происхождение этих фактов, явлений, их содержание и связь между собой и служит целям установления истины по делу» [1, с. 496].

С точки зрения таких видных ученых, как А.Г. Филиппов [2, с. 286], Н.П. Яблоков [3, с. 121], криминалистическая версия является предположением, основанном на фактических данных, о событии, имеющем признаки преступления, или отдельных его обстоятельствах, требующим проверки при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Помимо фактических данных, для построения криминалистических версий при расследовании экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, необходимы теоретические знания закономерностей отражения преступной деятельности в бухгалтерской информации. В данном случае мы разделяем точку зрения известного ученого-криминалиста Л.Я. Драпкина о том, что «. для построения перспективных версий одной лишь фактической базы недостаточно… необходимо обратиться к дополнительному источнику информации, которым и является теоретическая база версии» [4, с. 52].

Профессор Р.С. Белкин, говоря о том, что выдвинутые субъектом расследования «предположения только тогда могут стать версией, когда они основаны на известных фактических данных, базируются и объясняют всю соответствующую совокупность таких данных», выделяет такой признак криминалистической версии, как «ее реальность в данных обстоятельствах места и времени» [1, с. 474].

На наш взгляд, криминалистической версией при расследовании экономических преступлений в сфере жилишно-коммунального хозяйства является предположение субъекта расследования, обоснованное собранным фактическим материалом, а также знаниями закономерностей отражения преступной деятельности в бухгалтерской информации, о наиболее вероятном механизме преступной деятельности.

В теории криминалистической науки различные ученые, классифицируя криминалистические версии по субъекту выдвижения и проверки, различают следственные, оперативно-разыскные, экспертные и судебные версии. Общепринято считать следователя основным субъектом выдвижения криминалистических версий при расследовании преступлений. Не составляет исключения и расследование экономических преступлений в сфере жилищно- коммунального хозяйства.

Во многом решение вопроса об определении субъекта выдвижения криминалистической версии при расследовании экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства зависит от источника получения информации о преступлении, то есть от повода и наличия достаточных оснований для возбуждения уголовного дела. В соответствии со ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В случае если в органы внутренних дел поступают материалы ревизии или проверки соответствующих надзорных органов в сфере жилищного контроля или органов прокуратуры либо сообщения от жильцов многоквартирного дома, граждан или должностных лиц, а также из средств массовой информации, следователь, рассмотрев полученную информацию, назначает в соответствии со ст. 144 УПК РФ ее доследственную проверку и выдвигает следственные версии в зависимости от способа совершения преступления.

Так, например, при поступлении сообщений (или материалов проверки контролирующих органов) о наличии признаков возможного хищения денежных средств при проведении капитального или текущего ремонта жилых многоквартирных домов могут быть сформированы следующие следственные версии:

– хищение денежных средств имело место и совершено с участием руководителей управляющей компании;

– хищение денежных средств имело место и совершено работниками подрядной организации.

При поступлении сообщений от жителей многоквартирных домов или из надзорных органов в сфере жилищного коммунального хозяйства о наличии признаков необоснованного завышения тарифов за поставленные ресурсы могут быть сформированы следующие следственные версии:

– завышение тарифов имело место с целью совершения хищения денежных средств;

– завышение тарифовимело место,но оно было принято общим собранием жильцов многоквартирных домов, что зафиксировано протоколом;

– завышение тарифов имело место в связи с внесением изменений в их расчет местными органами власти.

При поступлении информации о наличии дебиторской задолженности у ресурсоснабжа- ющей организации могут быть сформированы следующие следственные версии:

– дебиторская задолженность образовалась в результате хищения денежных средств, предназначенных для оплаты поставленных ресурсов, руководством управляющей компании;

– дебиторская задолженность образовалась в результате несвоевременной оплаты коммунальных услуг потребителями;

– дебиторская задолженность образовалась в результате использования сумм, предназначенных ресурсоснабжающим организациям, не по назначению, а на нужды управляющей компании, то есть, возможно, было совершение другое преступление.

Необходимость построения нескольких следственных версий объясняется наличием минимума информации и необходимостью определения направления расследования преступления. Выдвинутые типичные версии следует конкретизировать и проверить уже на начальном этапе расследования путем производства следственных действий, планирование которых осуществляется на основе следственной версии.

В условиях скудности имеющихся сведений и информационной неопределенности субъект расследования должен включить в план расследования экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства неотложные следственные действия, которые позволят ему расширить доказательственную базу. К таким действиям следует отнести:
– осмотр места происшествия;
– допрос свидетелей;
– обыск у подозреваемых лиц в случае необходимости.

Кроме того, в плане расследования следственные действия стоит скоординировать с оперативно-разыскными мероприятиями, отразив это в виде поручений органам дознания, а также с привлечением специалиста, помощь которого может быть оказана в виде консультаций или производства документальных проверок и ревизий.

Но в процессе расследования экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства возможно возникновение и другой ситуации, когда информация о совершении преступления добывается оперативным путем в результате оперативно-разыскных мероприятий. Учитывая, что экономические преступления в сфере ЖКХ зачастую носят латентный характер, их выявление – задача сотрудников оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. В данной ситуации сведения о совершении экономического преступления в сфере жилищно-коммунального хозяйства поступают в следственное подразделение в виде рапорта об обнаружении признаков преступления на основании материалов предварительной проверки, проведенной оперативно-разыскными органами.

В соответствии со ст. 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных, чем указанные в ст.ст. 141 и 142 кодекса, источников, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. В связи с этим интересен вопрос о субъекте выдвижения криминалистических версий при расследовании экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях неочевидности их совершения.

Как уже было ранее нами отмечено, одной из разновидностей криминалистической версии является оперативно-разыскная версия. Такие версии выдвигаются субъектами оперативно-разыскной деятельности в процессе осуществления оперативно-разыскных мероприятий и должны быть проверены оперативно-разыскными средствами.

Действительно, латентный характер экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, их многоэпизодность, наличие соучастников, в том числе должностных лиц различных организаций данной сферы экономики, специфика способа и длительный период времени совершения, не только усложняют процесс расследования, но и, прежде всего, требуют их выявления на основе конфиденциальной информации, полученной оперативным путем. В этом случае субъектом выдвижения криминалистических версий становится оперативный сотрудник, получивший или добывший в ходе поисковой деятельности информацию о преступлении. Он обязан провести проверку данной информации с целью определения ее доказательственной перспективы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Так, например, при поступлении информации о хищении денежных средств, выделенных из государственного бюджета организациям сферы жилищно-коммунального комплекса, могут быть выдвинуты следующие оперативно-разыскные версии:

– преступление совершено должностными лицами управляющей организации в сфере ЖКХ;

– преступление совершено подрядными организациями, осуществляющими работы в сфере ЖКХ.

При поступлении информации о хищениях, связанных с расчетами по заработной плате и выдачей подотчетных сумм, в организациях сферы жилищно-коммунального комплекса могут быть выдвинуты следующие оперативно-разыскные версии:

– преступление совершено должностными лицами управляющей организации в сфере ЖКХ;

– преступление совершено сотрудниками бухгалтерии управляющей организации в сфере ЖКХ;

– преступление совершено материально ответственными лицами управляющей организации в сфере ЖКХ;

– преступление совершено работниками управляющей организации в сфере ЖКХ.

Качество построения оперативно-разыскных версий зависит от объема исходной информации. В условиях благоприятной ситуации, когда оперативный сотрудник обладает информацией как о лицах, совершивших экономическое преступление в сфере жилищно- коммунального хозяйства, так и о способе его совершения, установление механизма следо- образования возможно на основании первичных бухгалтерских документов, содержащих признаки и следы преступной деятельности, при условии их дальнейшего сопоставления с данными бухгалтерского учета и отчетности.

В случае возбуждения уголовного дела по результатам предварительной проверки материалов, осуществленной оперативным подразделением, планирование первоначального этапа расследования имеет свои особенности, которые заключаются в формировании криминалистических версий оперативными сотрудниками и осуществлении ими проверки в рамках оперативно-разыскных мероприятий. В результате первоначальные следственные действия будет заключаться в реализации плана проверки оперативной информации.

Специфика характера экономических преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволяет сделать вывод о наличии различных субъектов выдвижения криминалистических версий при расследовании преступлений указанного вида – в зависимости от источников получения информации. Главная особенность заключается в том, что одним из субъектов выдвижения криминалистических версий может быть оперативный сотрудник. При выдвижении криминалистических версий он должен не только осуществить их проверку с целью определения наиболее достоверной из них, но и собрать весь объем необходимой информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Действия следователя в данном случае будут заключаться в придании процессуальной формы полученной информации с целью формирования доказательственной базы при расследовании уголовного дела экономической направленности в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Библиографический список:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. М.: НОРМА, 2000. 990 с.
2. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. М: Высшее образование, 2007. 441 с.
3. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблокоов; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 781 с.
4. Криминалистика: Учебник / Л.Я. Драпкин, В.Н. Карагодин. М., 2007. 768 с.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2 (52) 2018.

Просмотров: 1118

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code