ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Г.Г.САРКИСЯН

Взаимодействие, координация, борьба с преступностью, обмен информацией, оперативные подразделения, органы внутренних дел, уголовно- исполнительная система.

В статье автор аргументирует актуальность вопроса о взаимодействии оперативных подразделений органов внутренних дел с оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы. Указываются факторы, влияющие на организацию взаимодействия этих оперативных подразделений. Выявляются проблемы, препятствующие эффективному использованию потенциала взаимодействующих структур. С целью решения таких проблем обращается внимание на области взаимодействия, требующие в настоящее время детального законодательного регулирования.

 

Эффективность борьбы с преступностью в современных условиях развития общества напрямую зависит от качества взаимодействия оперативных подразделений различных структур в процессе выполнения оперативно-разыскных задач. Под взаимодействием оперативных подразделений в данном случае следует понимать осуществляемую на основе действующего законодательства совместную, согласованную по цели, месту, времени и форме деятельность оперативных подразделений в интересах успешного выполнения общих задач по предупреждению, раскрытию преступлений и розыску преступников. Однако такого рода отношения ведомств требуют законодательного регулирования. На федеральном уровне совместных ведомственных нормативно-правовых актов МВД России и Федеральной службы исполнения наказаний недостаточно, в связи с этим руководители на местах вынуждены налаживать взаимодействие самостоятельно [1].

Дополнительного законодательного и ведомственного регулирования вопросов, касающихся организации взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы требуют следующие организационные формы совместной деятельности:

– совместное проведение совещаний, учебных занятий, инструктажей по принятию совместных решений и выработке согласованных действий, направленных на решение задач оперативно-разыскной деятельности (далее – ОРД);

– совместный анализ оперативно-разыскной ситуации и принятие на его основе управленческого решения;

– двусторонний обмен оперативно-разыскной информацией;

– проведение совместных оперативно-разыскных и оперативно-профилактических мероприятий;

– осуществление контроля и подведение итогов по результатам взаимодействия;

– разработка и издание совместных межведомственных подзаконных актов, обзоров и методических рекомендаций по взаимодействию.

Данные формы взаимодействия конкретизируются применительно к специфике деятельности конкретного органа, осуществляющего ОРД. Подразделения органов внутренних дел взаимодействуют с различными правоохранительными структурами, в том числе с Федеральной службой безопасности, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной таможенной службой и т.д.

В общем количестве преступлений значительную долю составляют те, которые совершены лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности и отбывавшими наказание в местах лишения свободы. В связи с этим, а также учитывая состояние преступности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, вопросы, связанные с повышением эффективности взаимодействия оперативных подразделений полицейского ведомства с оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы, являются особенно актуальными. Это подтверждается и положениями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [15]. В ней обращается внимание на решение вопросов, связанных с организацией взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений со стороны находящихся на свободе криминальных «авторитетов» и лидеров группировок осужденных отрицательной направленности внутри учреждения [2, 3]. В научных трудах существуют различные подходы к объяснению необходимости такого взаимодействия.

В.М. Атмажитов указывает на то, что обязательность взаимодействия аппаратов уголовного розыска и иных служб обусловлена общностью объекта их воздействия, единством задач, стоящих перед системой органов внутренних дел, по обеспечению быстрого и полного раскрытия преступления, а также различием сил, средств и методов и в то же время объективной необходимостью автономного выполнения функции каждым из элементов системы [4, с. 8].

А.Г. Лекарь необходимость взаимодействия обосновывает единством главной задачи борьбы с преступностью, наличием у каждого аппарата и службы различных возможностей в предотвращении и раскрытии преступлений, наиболее полное использование которых может быть достигнуто лишь на основе объединения усилий и согласования действий по цели, месту и времени их осуществления.

Д.В. Гребельский определяет необходимость взаимодействия тем, что взаимодействующие органы осуществляют управление в единой отрасли государственной деятельности (борьбе с преступностью), а также общей целью их функционирования [5, с. 91].

М.П. Лашин подчеркивает, что необходимость совместной работы обусловлена общностью задач, решаемых органами внутренних дел и исправительными учреждениями, различием условий осуществления их деятельности в отношении одних и тех же лиц из числа арестованных, осужденных и освобожденных из мест лишения свободы.

Л.И. Грищенко полагает, что взаимодействие между рассматриваемыми структурами обусловлено такими факторами, как: принадлежность к правоохранительной системе; единый объект воздействия; использование специальных сил, средств и методов, которых не имеют другие подразделения и службы; реализация их функций в рамках организационных отношений в сфере ОРД; наличие единой нормативной базы.

В.М. Капнулин полагает, что необходимость в осуществлении совместных или согласованных действий различных аппаратов по оказанию ими друг другу помощи возникает обычно тогда, когда один из них не может своими силами и средствами полностью выполнить какую-либо конкретную задачу в борьбе с преступностью [6].

Исходя из результатов проведенного нами анализа научной литературы, можно установить факторы, оказывающие влияние на этот процесс.

Нахождение взаимодействующих субъектов в единой, целостной системе правоохранительных органов. Элементами этой системы являются оперативные подразделения органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы. Их цель – борьба с преступностью. В то же время существующие различия функционального и структурного построения обусловливают взаимное дополнение ими друг друга и создание условий для эффективного противодействия преступности всей системы.
Взаимодействие обусловливает общность (единство) задач, стоящих перед оперативными подразделениями органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.
Данный фактор проявляется в том, что оперативно-разыскным законодательством [16] перед ними поставлены единые задачи. Взаимодействие представляет собой объединение функций этих органов как специализирующихся на достижении общих целей и выполнении задач в борьбе с преступностью [7].

Одна из таких функцией – выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, под которым понимается процесс осуществления комплекса оперативно-разыскных и иных мероприятий, включающих в себя поиск и получение первичных сведений о таких лицах и фактах, их проверку, принятие решения в целях предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлении. Как подчеркивает Ю.А. Лапицкий, на оперативные подразделения возлагается задача наладить и постоянно поддерживать в эффективном рабочем состоянии своеобразный, четко работающий механизм сбора информации, носящей не только криминальный, но и предкримннальный характер, ее накопление и обработку в целях принятия необходимых и своевременных мер [8, с. 121].

Важным элементом в организационной системе взаимодействия является единство объекта оперативного воздействия. Единым объектом оперативного воздействия обеих структур выступают представляющие оперативный интерес лица из числа подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в местах лишения свободы и следственных изоляторах, а также лица из сферы их криминальных связей. Кроме того, объектом рассматриваемой деятельности является и сам факт совершения преступления, если лицо, его совершившее, не установлено.

Оперативные подразделения органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, наряду с общностью целей, задач и функций, имеют четко очерченные законом и подзаконными нормативными актами компетенцию, статус, сферу деятельности и объекты оперативного обслуживания, реализуемые самостоятельно и автономно задачи. Данное обстоятельство находит свое выражение в отсутствии отношений подчиненности между этими субъектами взаимодействия, их децентрализации и, как следствие, в отсутствии достаточно четкой координации их действий. В то же время можно согласиться с мнением А.А. Аксенова, считающего, что при чрезмерной глубине специализации функционирование отдельных служб и подразделений все больше замыкается на реализации присущих только им функций. Вследствие этого в системе усиливается тенденция к разрыву связей как между ее элементами, так и с внешней средой; в отдельных случаях из поля зрения сотрудников упускаются задачи, стоящие как перед системой в целом, так и перед отдельными ее службами и подразделениями [9, с. 24].

Особенности деятельности органов внутренних дел обусловлены тем, что объект оперативного воздействия, как правило, находится вне исправительного учреждения, а это значительно затрудняет осуществление за ним постоянного оперативного контроля. В свою очередь, оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы имеют возможность оперативного обслуживания, гибкого маневрирования конфидентами, искусственного создания условий и формирования ближайшего окружения в отношении объекта, представляющего оперативный интерес. Различие условий функционирования ведомств обусловливает использование, наряду с общими средствами и методами ОРД, специфических, присущих только им.

Важную роль во взаимодействии играет временной фактор. Как отмечает В.М. Капну- лин, чем быстрее в исправительном учреждении будут осуществляться мероприятия по выявлению лиц, подозреваемых в совершении нераскрытых преступлений, тем быстрее эти преступления будут раскрыты, будут также предотвращены новые преступления, которые могут совершить оставшиеся на свободе неразоблаченные преступники [10].

Взаимодействие осуществляется на основе норм конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, административного, уголовно-исполнительного, оперативно-разыскного законодательства, межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов, определяющих компетенцию, порядок и последовательность решений.

Оптимальная организация и результативное осуществление взаимодействия возможны лишь при соблюдении ряда условий, к которым относятся: четкая правовая регламентация прав и обязанностей каждой из сторон; отчетливое представление субъектами взаимодействия специфики задач, стоящих перед ними, и возможностей их решения; правильное и одинаковое понимание руководителями целей и замысла совместной деятельности; своевременное уточнение оперативной обстановки; обязательное и своевременное выполнение каждой из сторон мероприятий совместного плана; наличие между взаимодействующими подразделениями надежной и постоянной связи; укомплектованность кадрами, их надлежащий профессиональный уровень и четкое выполнение должностных обязанностей; специализация функций участников взаимодействия; обеспечение техникой, ее активное и квалифицированное применение в процессе совместной деятельности; постоянный обмен информацией о ходе выполнения намеченных мероприятий и полученных результатах, об обстоятельствах, возникающих при решении поставленных задач, а также влияющих на исход совместной работы в целом; взаимный и действенный контроль за деятельностью взаимодействующих сторон; регулярное проведение с оперативным составом взаимодействующих аппаратов совместных занятий, тренировок, оперативно-штабных игр и учений по решению совместных оперативно-служебных задач.

Оптимистическое суждение О.А. Малышевой о тесном сотрудничестве правоохранительных органов в противодействии преступности легко подвергнуть критике, так как в данной области существует множество проблем, объективно препятствующих совместной эффективной работе [11].

Проводимые совместно мероприятия в отношении осужденных лиц и лиц, содержащихся под стражей, позволяют: установить личность заключаемых под стражу (при отсутствии у них документов, удостоверяющих личность); наиболее полно установить обстоятельства и соучастников совершенного ими преступления, а также причастность содержащихся в следственном изоляторе к другим нераскрытым преступлениям; выявить вещественные и иные доказательства по делу, свидетелей, которые могут оказать содействие в изобличении лиц, совершивших преступления, места хранения оружия, имущества и ценностей, похищенных или нажитых преступным путем; обнаружить места нахождения скрывшихся от следствия и суда преступников; проверить правдивость показаний, данных в ходе следствия; предупредить побеги из-под стражи, нападения на охрану и иные преступления; предотвратить преступления со стороны лиц, находящихся на свободе, из числа тех, кто близко связан с осужденными и подследственными [12, с. 33].

Общая деятельность взаимодействующих субъектов может классифицироваться по следующим признакам: цель, место, время, вид, режим, способ и этап согласованной деятельности; объект взаимодействия; основное направление и форма согласованной деятельности; территория административного деления, региона; отношение сторон к системе рассматриваемой сферы деятельности; комплексное использование сил, средств и методов каждой из сторон в пределах своей компетенции [13, с. 10].

Анализируя обстоятельства, влияющие на взаимодействие органов внутренних дел и учреждений уголовно- исполнительной системы, необходимо учесть и те, которые оказывают непосредственное влияние на организационные формы взаимодействия:

1) время совершения преступлений; раскрытие преступлений, совершенных осужденными до прибытия их в исправительное учреждение, а также во время нахождения в исправительном учреждении;

2) место совершения преступлений;

3) раскрытие невыявленных преступлений, совершенных на территории, обслуживаемой оперативными подразделениями органов внутренних дел;

4) раскрытие преступлений, совершенных в исправительном учреждении; раскрытие преступлений длящегося характера, когда преступники действуют одновременно и в исправительном учреждении, и на территории дислокации органа внутренних дел (распространение наркотиков, подготовка побегов и др.);

5) в зависимости от фигуранта, обоснованно подозреваемого в преступной деятельности, органы внутренних дел и исправительные учреждения взаимодействуют в раскрытии преступлений, совершенных осужденными до их ареста, в выявлении преступных связей осужденных с криминальными лицами, находящимися на свободе.

Таким образом, необходимость взаимодействия определяют следующие факторы:

– нахождение взаимодействующих субъектов в единой, целостной системе правоохранительных органов, составляющими элементами которой являются оперативные подразделения органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы;

– единство цели борьбы с преступностью, стоящей перед оперативными подразделениями органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы;

– единство объекта оперативно-разыскного воздействия, которым являются представляющие оперативный интерес лица; кроме того, объектом рассматриваемой деятельности является сам факт совершения преступления, если лицо, его совершившее, не установлено;

– оперативные подразделения органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, наряду с общностью целей, задач и функций, имеют четко очерченные законом и подзаконными нормативными актами компетенцию и статус, реализуемые самостоятельно и автономно;

– различные условия осуществления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы; специфика работы оперативных аппаратов органов внутренних дел в основном обусловлена тем, что объект оперативного воздействия, как правило, находится на свободе [14];

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, установление лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, розыск этих лиц, задержание и заключение их под стражу, помещение в исправительное учреждение уголовно-исполнительной системы, возмещение причиненного преступлением ущерба, исправление указанных лиц, недопущение совершения ими новых преступлений – это единый процесс, основным условием неразрывности которого является организация эффективного взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы;

– согласованная или совместная деятельность по противодействию преступности как общее взаимодействие осуществляется на основе законов и подзаконных актов, то есть имеет правовую основу [6].

Важными условиями взаимодействия являются координация и организация взаимодействия структур в вопросах совместной борьбы с преступностью, основные элементы которых отражены в положениях Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» [17]. Однако содержащийся в названном Указе перечень направлений совместной деятельности не отражает всего спектра взаимосвязанных направлений деятельности органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что взаимодействие оперативных подразделений органов внутренних дел с оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы представляет собой один из видов организации деятельности, обладающей как общими, так и специфическими признаками. Строится такое взаимодействие на основе законодательно урегулированных оперативно-служебных отношений, а также требований, предъявляемых к ним единой системой как к субъектам оперативно- разыскной деятельности.

Совершенно очевидно, что необходима не только конкретизация и детализация регулирующих рассматриваемые вопросы законов, но и разработка и внедрение двусторонних, а также многосторонних (с участием других правоохранительных структур) ведомственных правовых актов по различным направлениям взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы. Такое взаимодействие представляет собой урегулированную нормами права многоуровневую систему реализации совместных, согласованных мероприятий, обеспечивающих успешное решение задач предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. При этом максимальная эффективность проводимых мероприятий зависит от комплексного применения правовых, организационных, управленческих, оперативно-разыскных, оперативно-тактических, уголовно-процессуальных и административных методов и средств правоохранительной деятельности.

Библиографический список:

1. Крымов А. А. Взаимодействие органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в вопросах предупреждения и раскрытия преступлений // Вестник Томского государственного университета. Право. 2013. № 2 (8). С. 68-71.
2. Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительная политика: современное состояние и направление развития // Сб. докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 22-23 нояб. 2012 г.): в 3 т. Рязань, 2013. Т. 1. С. 48-52.
3. Петров М.П. Необходимость административной реформы правоохранительной системы (критические замечания к законопроекту «О полиции») // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4. С. 126-129.
4. Атмажитов В.М. Проблемы взаимодействия аппаратов уголовного розыска с другими службами горрайорганов внутренних дел при раскрытии преступлений. М., 1981.
5. Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1977.
6. Барабанов Н.П. Власов А.Н. Факторы, обусловливающие взаимодействие оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы. Формы его реализации: Учебное пособие. Рязань: Академия ФСИН России, 2011. 47 с.
7. Арзамасцев М.В., Ларин П. А., Турчина И.С. Взаимодействие органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с иными правоохранительными органами: Методические рекомендации. СПб: СПбИ ПКР ФСИН России, 2009. 67 с.
8. Лапицкий Ю.А. Противодействие преступлениям террористического характера в местах лишения свободы. Организационно-правовые исследования: Монография. Рязань, 2005.
9. Аксенов А. А. Организация взаимодействия в органах внутренних дел как функция управления: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1973.
10. Рощин А. Взаимодействие с органами внутренних дел при осуществлении контроля за поведением осужденных без изоляции от общества // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. № 1. С. 17-19.
11. Малышева О. А. Взаимодействие органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в предупреждении пенитенциарной преступности: Научный очерк. М., 2007.
12. Теоретический, правовой, организационный, криминологический механизм взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно- исполнительной системы по противодействию преступности: Монография / Барабанов Н.П., Бабурин С.В., Власов А.Н. Рязань: Академия ФСИН России, 2013. 168 с.
13. Грищенко А.И. Взаимодействие между аппаратами уголовного розыска и оперативными аппаратами МТУ в предупреждении рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных из исправительно-трудовых учреждений: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1987.
14. Белая Н.П. Организационные и правовые основы взаимодействия уголовно- исполнительных инспекций с органами внутренних дел и местного самоуправления: Дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2005.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».
16. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
17. Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // ИПП «Гарант.ру».

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)

Просмотров: 1417

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code