РАЗВИТЕЕ УГОЛОВНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

КЛИМОВ А.Ю., доктор исторических наук, доцент
ВИНОГРАДОВ А.В.

Уголовная политика, Уголовный кодекс, уголовно- исправительная политика, несовершеннолетний правонарушитель, Уголовный кодекс, безнадзорность, беспризорность, несовершеннолетний.

В статье проводится ретроспективный анализ формирования уголовно- исправительной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей в советский период. Авторами показывается процесс развития института уголовной ответственности несовершеннолетних, освещаются проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Делается вывод о том, что процесс становления и развития уголовной политики в отношении несовершеннолетних напрямую зависит от политических, социальных и других процессов, происходящих в обществе в тот или иной исторический период развития страны. Подчеркивается, что формирование уголовной политики в отношении несовершеннолетних следует начинать с создания правовой базы для предупреждения преступности лиц, не достигших совершеннолетия.

 

К концу XIX – началу XX в. в Российской империи практически полностью сформировалась такая часть уголовной политики, как уголовно-исправительная политика в отношении несовершеннолетних и малолетних преступников. Основным наказанием за совершенные ими правонарушения являлось помещение в воспитательно-исправительные заведения, которые организовывались, как правило, частными лицами, а также частными и общественными учреждениями и обществами. В сфере уголовного процессуального права никаких особых положений при производстве следствия в отношении несовершеннолетнего законом не предусматривалось.

На съезде представителей русских исправительных заведений для несовершеннолетних, состоявшемся в 1891 г. в Москве, представителем Московского городского Рукавишниковского приюта был представлен отчет «Об упрощении форм и обрядов судопроизводства по делам малолетних и несовершеннолетних». Вскоре после этого благодаря усилиям участников подобных съездов был разработан и принят Закон от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказании». В нем четко наметились первые тенденции гуманизации уголовно-процессуального законодательства, а также были предприняты попытки создания особых судов для несовершеннолетних [1, с. 7].

Первый суд по делам несовершеннолетних был открыт в Петербурге 22 января 1910 г. Попечитель перед рассмотрением дела судьей собирал все необходимые сведения о несовершеннолетнем, присутствовал на суде, наблюдал за подопечным, вел записи. Еженедельно попечители на совещание у судьи обсуждали предпринимаемые меры и методы попечения, разбирали случаи, вызывающие затруднения. В начале ХХ столетия такие суды были созданы во многих городах России, но, к сожалению, век их был не долог, и в 1918 г. их ликвидировали [4, c. 23].

После Октябрьской революции власть Советов провозгласила лозунг: «Для детей нет суда и тюрьмы». Это лозунг обрел свое воплощение в Декрете Совета Народных Комиссаров от 14 января 1918 г. [9, c. 27], который, по сути, упразднил судебное разбирательство в отношении малолетних и несовершеннолетних и помещение их в тюремные заведения. Дела о несовершеннолетних, которым не исполнилось 17 лет, рассматривались специальной комиссией. Такая комиссия по делам несовершеннолетних могла освободить их от ответственности или направить в одно из «убежищ народного комиссариата общественного призрения» в зависимости от характера совершенного деяния. До конца 1920-х гг. законодатель отдавал приоритет мерам принудительного и воспитательного характера, хотя уголовная ответственность была предусмотрена с 14 лет, что было закреплено в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР, принятых Народным комиссариатом юстиции 12 декабря 1919 г. [3, c. 340].

На тот момент решение проблемы беспризорности несовершеннолетних являлось прежде всего политической задачей. В 1919 г. был образован Государственный совет защиты детей во главе с А.В. Луначарским, 27 января 1921 г. создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК), в 1926 г. приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР [6] и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью» [7]. Комсомол, профсоюзы, партийные организации оказывали содействие в решении данной проблемы. На милицию, ГПУ и уголовный розыск возлагалось ведение учета беспризорников. Органы образования создавали отделы социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН). Кроме того, осуществлялись такие мероприятия, как помещение детей в крестьянские семьи и к кустарям, помощь по дому, организация опеки, организация районных мастерских, школ и клубов при них для детей – все это также входило в систему борьбы с беспризорностью [5, c. 96].

В начале 1930-х гг. наметились тенденции к усилению уголовной ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Постановлением ЦИК и СНК «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» [8] был понижен возраст уголовной ответственности: с 12 лет под уголовную ответственность подпадали лица, совершавшие кражи, причинявшие насилие, телесные повреждения, увечья, убийства, был восстановлен принцип применения к несовершеннолетним всех видов наказания. Это постановление действовало 24 года и только в 1959 г. было отменено. Указ 1941 г. предписывал учитывать нормы, установленные данным постановлением, не только в случае совершения детьми преступления умышленно, но и по неосторожности.

В принятом 31 мая 1935 г. Постановлении «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было указано, что массовой беспризорности в стране больше нет и пора ужесточать законодательство в отношении малолетних правонарушителей. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних была признана неэффективной, вследствие чего их ликвидировали, а все учреждения для несовершеннолетних правонарушителей передали в НКВД [10, c. 35]. Ответственность родителей и опекунов за действия детей усиливалась: для них была установлена мера материальной ответственности. Начиная с 1935 г. стала осуществляться специализация следователей, прокуроров, судей, адвокатов по делам несовершеннолетних,что обеспечило более эффективную борьбу с преступностью несовершеннолетних. В структуре органов внутренних дел появились подразделения, специализирующиеся на лицах, не достигших совершеннолетия, которые вплоть до 1977 г. назывались детскими комнатами милиции.
Новые проблемы в борьбе с преступностью несовершеннолетних создала начавшаяся война. Годы войны по сути породили проблему детской безнадзорности. Это было обусловлено призывом отцов на фронт, длительной работой матерей и других членов семей на производстве, вследствие чего огромная масса детей осталась без семейной заботы и внимания.

23 января 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» [13, c. 308], которое обязало создать при исполкомах местных Советов комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. В связи с этим стали расширяться приемники-распределители, детские дома, для детей, пострадавших от войны, организовывались Суворовские училища. Это благоприятно сказалось на ситуации с распространенностью такого социального явления, как детская преступность: отмечалось ее значительное снижение по сравнению с уровнем 1920-х гг.

После окончания войны в числе основных криминогенных условий оказались беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, усугублявшиеся нелегким положением в стране. Поэтому по-прежнему практиковалось применение к несовершеннолетним, совершающим правонарушения, воспитательных мер. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1948 г. № 4/2/У «О применении указов от 4 июня 1947 года в отношении несовершеннолетних» судам была предоставлена возможность в случае совершения незначительного хищения детьми в возрасте от 12 до 16 лет ставить на обсуждение вопрос о прекращении дела в уголовном порядке за нецелесообразностью применения мер уголовного наказания и о направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии [2, c. 14].

Как отмечает Е.С. Цыганова, модель советского «счастливого детства» представляла собой слаженный государственный механизм воспитания. Ребенок должен был пройти все
основные этапы советской социализации, начиная с самого раннего возраста: ясли, сад, школа, средние или высшие учебные заведения [14]. Основная нагрузка по воспитанию подрастающего поколения ложилась на школы, пионерские и комсомольские организации. Дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на полном государственном обеспечении. С другой стороны, в эту модель входили учреждения для подростков (специальные детские дома, колонии и т.д.), которые применяли меры наказания, изъятия, перевоспитывали беспризорных и безнадзорных детей, совершавших проступки и преступления.

Необходимо констатировать, что в послевоенное время и дома ребенка, и детские дома находились в тяжелом материально-бытовом положении, что способствовало распространению криминального поведения детей. Для противодействия ему создавались такие государственные учреждения, как детские комнаты полиции, приемники-распределители, трудовые и трудовые воспитательные колонии. Меры карательно-репрессивного характера в отношении ребенка, который совершил проступок, по сути, создавали замкнутый круг. Ребенок, который оступился и попал под влияние криминальной среды, уже не мог выйти из нее. Е.С. Цыганова совершенно справедливо высказывается о том, что политика в сфере, связанной с подростковой преступностью, пытавшаяся каким-то образом улучшить ситуацию с криминализацией детей, на самом деле только подталкивала ее рост [14]. Послевоенные тяжелые материальные проблемы учреждений для детей и подростков не могли привести к их успешной социализации.

Основами уголовного законодательства СССР и Союзных республик от 25 декабря 1958 г. и Уголовным кодексом 1960 г. был повышен на два года возраст уголовной ответственности. В соответствии со ст. 10 Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 г. уголовная ответственность наступала по достижении шестнадцати лет. Возраст уголовной ответственности понижался до 14 лет в случае совершения таких преступлений, как убийство, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, разбойное нападение. По отношению к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, можно было применять такие меры наказания, как ссылка, высылка, лишение свободы. Но мерам воспитательного характера все же отдавалось предпочтение. Законодательство также предусматривало привлечение к работе по перевоспитанию и исправлению несовершеннолетних общественности. П. 6 ст. 63 УК РСФСР 1960 г. закрепил такую принудительную меру воспитательного характера, как передача несовершеннолетнего под наблюдение трудового коллектива, общественных организаций либо отдельному гражданину.

Указом Верховного Совета СССР Основы уголовного законодательства СССР и Союзных республик были дополнены ст. 39, согласно которой наказание для лиц, не достигших совершеннолетия, могло быть отсрочено на период от 6 месяцев до 2 лет в том случае, если они впервые приговаривались к лишению свободы на срок до 3 лет. При этом учитывался характер и степень общественной опасности совершенного преступления, а также личность несовершеннолетнего, возможность его перевоспитания и исправления без помещения в тюрьму [11, c. 138].

С принятием Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик 1991 г. (далее – Основы законодательства) начался следующий виток развития уголовной политики в отношении несовершеннолетних [12]. В этом нормативном правовом акте были учтены достижения науки уголовного права и уголовного законодательства других стран, а также опыт применения действовавшего ранее законодательства. Необходимо отметить, что именно здесь впервые в истории появился специальный раздел, посвященный преступности лиц, не достигших возраста совершеннолетия, – «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних».

Таким образом, подводя итог проведенному нами ретроспективному анализу, можно сделать вывод о том, что процесс становления и развития уголовной политики в отношении несовершеннолетних напрямую зависит от политических, социальных и других процессов, происходящих в обществе в тот или иной исторический период развития страны. Очевидно, что формирование новой уголовной политики в отношении несовершеннолетних, следует в первую очередь начинать с создания правовой базы для существенно иного подхода к предупреждению преступности лиц, не достигших совершеннолетия. В основе этой деятельности, по нашему мнению, должна лежать идея о таком подходе государства и общества к преступности несовершеннолетних, который позволит возвращать их в нормальную социальную среду в качестве полноценных членов общества. Идея такого подхода четко излагается в международных документах, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Она заключается в том, что необходимо, во-первых, расширять сферу несудебного производства в отношении несовершеннолетних, и во-вторых, осуществлять специализацию лиц, представляющих органы и учреждения, обязанные реагировать на правонарушения несовершеннолетних и заниматься их воспитанием.

Библиографический список:

1. Боровик О.В. Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
2. Идрисова С.Ф., Дусяцкая Л.М. Уголовно-правовые и криминологические аспекты предупреждения преступности несовершеннолетних: Учебное пособие. Ижевск: ИФ НА МВД России, 2003.
3. История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. докт. юрид. наук, профессора Р.С. Мулукаева. М.: ЦОКР МВД России, 2006.
4. Молокова Г. А. И кнут, и пряник // Закон и порядок. 2004. 27 мая.
5. Кривоносов А.Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право. 2003. № 7. С. 92-98.
6. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 08.03.1926 «Об утверждении Положения о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в Р.С.Ф.С.Р.» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 13.08.1926 «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление ЦИК СССР № 3, СНК СССР № 598 от 07.04.1935 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Декрет СНК РСФСР от 14.01.1918 «О комиссиях для несовершеннолетних» // Дети ГУЛАГа. 1918-1956 / Сост.: С.С. Виленский и др. М.: МФД, 2002.
10. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // Известия ЦИК Союза ССР-ВЦИК. 1935. № 127 от 1/VI.
11. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.02.1977 «О дополнении Основ уголовного законодательства СССР и Союзных республик 1961 г.» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 8.
12. Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик от 02.07.1991 № 2281-1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 30. Ст. 862.
13. Сборник документов и материалов по вопросам труда в период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. – 5 января 1944 г.) / Под ред. А.П. Ляпина. М., 1944.
14. Цыганова Е.С. Детская беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения // Вестник филиала Российского государственного социального университета: Сб. науч. ст. и тез. Красноярск: РИО КФ РГСУ, 2007.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)

Просмотров: 1083

Rating: 5.0/5. From 2 votes.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code