Решение ФАС России от 27.12.2018 по делу N 18/44/105/2203

Суть жалобы: 1) Заказчиком в документации об аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров и услугам, оказываемым в рамках реализации государственного контракта; 2) Заказчиком в техническом задании документации об аукционе установлены требования к характеристикам товара, не соответствующие ни одному производителю.
Решение: 1, 2) Жалоба признана необоснованной, поскольку установленные требования вызваны потребностью заказчика и не противоречат Закону о контрактной системе.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2018 г. по делу N 18/44/105/2203

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО “А” (далее – Заявитель) на действия “М” (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком, ГУП “А” (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказания комплекса транспортных услуг для нужд Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 0173100009518000826) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее – Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

  1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров и услугам, оказываемым в рамках реализации государственного контракта;
  2. Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, не соответствующие ни одному производителю.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 20.12.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 125 100 000 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 09.01.2019.

  1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров и услугам, оказываемым в рамках реализации государственного контракта.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами “или эквивалент” либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пояснениям представителя Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к расходным материалам, используемым при оказании услуг, а также к месту прохождения ежедневного предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования водителей по месту нахождения Заказчика.

На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что согласно пункту 18 информационной карты документации об Аукционе в составе первой части заявки на участие в Аукционе, участникам необходимо предоставить согласие на участие в Аукционе и значения тарифов на оказание услуг согласно разделу III “Тарифы на оказание услуг” документации об Аукционе. Вместе с тем требования, установленные Заказчиком при оказании услуг вызваны потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.

На основании изложенного, а также учитывая, что представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, Комиссия приходит к выводу, о необоснованности довода Заявителя.

Вместе с тем, частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе сведений о тарифах на оказание услуг, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 кодекса об административных нарушениях.

  1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара не соответствующие ни одному производителю.

А именно, согласно пояснениям представителя Заявителя, пунктом 2.3 технического задания документации об Аукционе установлены требования к автомобилям, используемым при оказании услуг: “Автотранспорт пассажирский легковой, бизнес класс”; “Пассажирский автобус на 16 мест” не позволяющие указать характеристики товара, соответствующий в совокупности установленным требованиям.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования, установленные к автомобилям, используемым при оказании услуг, обусловлены потребностью Заказчика. Вместе с тем, в составе заявки на участие в Аукционе не требуется предоставления характеристик автомобилей.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

  1. В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Пунктом 13 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: “в случае, если Исполнитель является физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате по государственному контракту, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой государственного контракта”.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, нарушают пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 9 единых требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее – Постановление N 656), датой начала функционирования электронных площадок, является дата заключения соглашений о функционировании электронных площадок подписываемого Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России, которые заключены 1 октября 2018 года между Министерством финансов Российской Федерации и ФАС России.

В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее – специальный счет). Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, в том числе указанную в извещении о проведении электронного аукциона.

В Извещении о проведении Аукциона, размещенном в ЕИС, содержится в том числе следующая информация: “порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе установлен в п. 21 раздел I. информационная карта аукциона в электронной форме”.

В документации об Аукционе установлено, что участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренный пунктом 20 информационной карты Аукциона.

Извещение о проведении Аукционе опубликовано в ЕИС – 13.11.2018, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено положение о том, что участник Аукциона вносит денежные средства на лицевой счет участника закупки, открытый для проведения операций по обеспечению участия в Аукционе на счете оператора электронной площадки, что не соответствует положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, не соответствуют части 1 статьи 64 и нарушают пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Техническим заданием документации об Аукционе к товару “Автотранспорт пассажирский легковой, бизнес класс” установлены в том числе следующие показатели: “Двигатель: объем не менее 1999, не более 2300”; “Габариты: высота не более 1500”, вместе с тем данные показатели не содержат единиц измерения.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего единиц измерения товара к характеристикам товара “Автотранспорт пассажирский легковой, бизнес класс”, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

  1. Признать жалобу ООО “А” необоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 13 статьи 34, пункта 7 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы от 27.12.2018 по делу N 18/44/105/2203 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Просмотров: 165

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code