МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА ПРИ РАБОТЕ НА ЛАЗЕРНОМ СТРЕЛКОВОМ ТРЕНАЖЕРЕ

А.С.Калинников, кандидат педагогических наук

Огневая подготовка, стрелковый тренажер, техника выстрела, методика обучения, обучения стрельбе, первоначальные навыки стрельбы, стрельба из пистолета, лазерный тренажер «СКАТТ», закрепление навыков правильного выстрела, начинающий стрелок.

В статье автором рассмотрены общие методические приемы первоначального обучения стрельбе на лазерном тренажере «СКАТТ». Затронуты проблемы закрепления навыков правильного выстрела из пистолета у начинающих стрелков. Делается вывод о том, что освоить и качественно закрепить первоначальные навыки стрельбы можно только в процессе выполнения упражнений без патрона, с использованием тренажерных комплексов, имитирующих выстрел без сбивающих факторов. Навыки правильного выстрела появляется после многократных повторов упражнений с прицеливанием и осуществлением контроля за нахождением мушки в прорези целика.

 

Отличительной особенностью огневой подготовки сотрудников полиции в современных условиях является то, что достижение высоких результатов возможно только при условии регулярных тренировок с использованием современных интерактивных и тренажерных устройств, а также с применением проверенных на практике методик обучения. Даже еженедельные практические стрельбы в тирах и на стрельбищах не помогут достичь эффективного закрепления навыков стрельбы. Как показывает практика, только постоянные занятия, включающие отработку техники стрельбы без патрона, и закрепление полученных навыков боевыми стрельбами могут решить задачи, стоящие перед специалистами по огневой подготовке.

Так, например, Л.М. Вайнштейн (заслуженный тренер СССР, чемпион мира и призер Олимпийских игр по стрельбе из пистолета) подчеркивает, что тренировка без патрона (вхолостую) – одна из эффективнейших форм привития навыков меткого выстрела. Она не может быть заменена другой формой обучения, а тем более только лишь практической стрельбой. Во время спортивных тренировок высококвалифицированных спортсменов (стрельба из малокалиберного и боевого оружия) более двух третей занятий проводится «вхолостую». И не только в целях экономии патронов, но и для наработки моторной памяти, что необходимо стрелку любой квалификации [4].

Доказано, что при тренировке без патронов формируется мышечная память техники выстрела, это и определяет в дальнейшем способность устойчиво реагировать на внешние раздражители. В процессе отработки техники подъема оружия, последовательности тонких движений нажатия пальцем на спусковой крючок стрелок формирует для себя определенный стереотип, помогающий воспроизвести элементы техники именно на уровне моторной памяти. А это необходимо в стрессовых состояниях, когда для правильной оценки ситуации необходимо думать о юридической составляющей применения оружия, в то время как закрепленные навыки выполнения выстрела позволят после анализа развития событий немедленно произвести выстрел из пистолета. Поэтому на этапе начального обучения следует уделять особое внимание работе без патрона, в это время закладываются первичные навыки меткой стрельбы. Подчеркнем, что с ростом мастерства стрелки высокой квалификации до 70% общего времени тренировки уделяют работе без патрона [2].

Один из действенных методических приемов тренировки без патрона практикуют инструкторы израильского стиля тактической стрельбы из пистолета. Обучаемый находится напротив стены или экрана светлого цвета. По команде инструктора принимается изготовка для стрельбы с одной или двух рук. Стрелок проверяет хватку оружия и взводит курок. На светлом фоне он должен четко видеть мушку и прорезь целика пистолета (пока без привязки к конкретной мишени). После закрепления навыка принятия изготовки отрабатывается следующий этап – извлечение оружия из кобуры скрытого типа ношения и приведение пистолета в готовность к выстрелу с одновременным его подъемом в район прицеливания. Данный элемент тренируется до автоматизма, достигается стабильность скорости и величины угла подъема рук с оружием на мишень. Проверкой служит выполнение контрольного норматива: стоя спиной к мишени, обучаемый закрывает глаза, принимает положение для стрельбы и после разворота поднимает руки с оружием (выполняется десять раз). При тестировании величина угла подъема рук с пистолетом не должна существенно отличаться от натренированной.

Важно отметить, что об идеальном варианте прицеливания можно говорить только теоретически, а именно в том случае, когда прицельные приспособления вообще не колеблются. Но совершенно неподвижного положения системы «стрелок – рука – оружие» не могут добиться даже самые опытные стрелки. Колебания оружия должны восприниматься стрелком как сбивающий фактор, который можно преодолеть только упорными занятиями, в том числе и при работе «вхолостую».

Действия стрелка должны быть направлены на выравнивание мушки в прорези целика и контроль за ней на фоне колебаний пистолета в районе прицеливания; внимание должно быть четко сфокусировано на мушке и прорези целика. Небольшое отклонение руки с ровной мушкой в целике от района прицеливания большого влияния на кучность стрельбы не окажет.

Кроме того, с первых же занятий с огнестрельным оружием необходимо прививать будущим полицейским навыки ведения бинокулярной стрельбы, то есть выполнения выстрелов с двумя открытыми глазами. В скоротечном огневом противоборстве контролировать динамично изменяющуюся обстановку можно только двумя глазами. Прицеливание в этом случае тренируется ведущим глазом. Такое прицеливание позволяет четко видеть прицельные приспособления и значительно снижает утомляемость глаз стрелка.

При использовании компьютерного тренажера «СКАТТ» в рамках предлагаемой нами методики обучения стрельбе на начальном этапе можно существенно сократить количество ошибок начинающего стрелка и снизить вероятность их переноса или закрепления при стрельбе с патронами.

Начальный этап обучения стрельбе является наиболее важным, так как закладывает основы для производства технически правильного выстрела. На этом этапе эффективность обучения зависит от профессионализма преподавателя огневой подготовки или инспектора по профессиональной, служебной и физической подготовке (далее – преподавателя).

К положительным сторонам использования компьютерного тренажера «СКАТТ» можно отнести отсутствие отдачи и звука выстрела. Как правило, данные факторы отрицательно действуют на обучаемого во время формирования навыков прицеливания и выстрела. На данном этапе обучаемый должен следить за четырьмя элементами: изготовкой, хваткой, прицеливанием и обработкой спуска, что само по себе очень сложно. После нескольких занятий на тренажере (от 3 до 5) обучаемый лучше адаптируется к отдаче и звуку выстрела при практической стрельбе. Немаловажное значение имеет и наглядность всего процесса выстрела, воспроизводимого на экране монитора компьютера, а также возможность закрепления датчика в канале ствола боевого оружия без повреждения последнего.

Тренажер «СКАТТ» дает возможность выполнять упражнения из пистолета Макарова, автомата Калашникова, снайперской винтовки Драгунова, спортивных пистолетов и винтовок (дистанции стрельбы и мишени устанавливаются автоматически в зависимости от выбранного упражнения: «упражнение «ПМ», «Зеленка» – дистанция 25 м, «АК-СВД» – 100 м»). Недостатками данного тренажера являются наличие кабеля, соединяющего закрепленный в стволе оружия датчик и блок «СКАТТ», который лишает стрелка свободы передвижения, и отсутствие возможности производства нескольких выстрелов в мишень подряд, без прерывания луча устройства.

Работа тренажера «СКАТТ» основана на возможности определения координат выстрела с использованием инфракрасного прибора, который находится в контуре электронной мишени. Сам инфракрасный излучатель закреплен на корпусе оружия. Данный электронный тренажер фиксирует траекторию прицеливания до выстрела, в момент выстрела и после него, ее анализ позволяет преподавателю наглядно продемонстрировать обучаемому ошибки прицеливания и обработки спуска [1]. Такой анализ траектории движения ствола оружия позволяет преподавателю не только выявить ошибки, но и дать советы по их устранению и закреплению приобретенных положительных навыков.

По уменьшению общей длины траектории можно проследить за положительной динамикой в обучении (или отрицательной, если длина траектории увеличивается). Использование вариантов сравнения траекторий и результатов стрельбы дает возможность наглядно показать стрелку влияние тех или иных ошибок на результат. Занятия на тренажере «СКАТТ» позволяют отрабатывать как основные элементы выстрела (прицеливание, изготовка, спуск курка), так и отдельные элементы стрельбы. Это и выбор района прицеливания, и управление дыханием. Извлечение оружия из кобуры, подготовка его к применению, смена магазина, отработка изготовок на месте и в движении разучиваются и закрепляются параллельно работе на тренажере.

Важно знать, что при работе на тренажере «СКАТТ» с пистолетом Макарова выстрел самовзводом отличается более тугим ходом спускового крючка. Поэтому при тренировке техники выстрела на точность нужно самостоятельно взводить курок. У пистолета ГШ-18 самовзвод отсутствует, и выполнять несколько выстрелов подряд на тренажере нельзя.

Одной из характерных ошибок, выявляемых тренажером «СКАТТ», является долгий, «затянутый» выстрел. Обычно стрелка смущают колебания рук с оружием относительно района прицеливания, они кажутся ему очень большими. Ожидание момента, когда они уменьшатся, приводят к тому, что обучаемый боится промахнуться. Или, как в случае исправления такой ошибки, как резкое нажатие на спусковой крючок, стрелок слишком тщательно выполняет рекомендации преподавателя о правильном прицеливании и забывает, что все действия необходимо выполнять одновременно. Данные траекторий перемещения ствола пистолета на мишени делают возможным наглядно показать стрелку эти ошибки.

На начальном этапе обучения стрелок может очень медленно обрабатывать спуск курка и забывать о том, что необходимо контролировать и прицельные приспособления пистолета. В этом случае внимание стрелка направлено на правильную обработку спуска курка, и он не замечает смещения мушки в прорези целика. Смещение мушки на 1 мм на дистанции 25 метров дает «отрыв» от района прицеливания почти на 20 см, а это приводит к промаху. Начинающий стрелок выполняет такой выстрел, потому что не знает о том, что его можно отложить. Увеличение амплитуды колебаний и разброса траектории выстрела относительно центра мишени позволяют сделать такие выводы и предложить методические приемы для исправления этой ошибки.

Доказано, что если выстрел не будет выполнен за 6-8 секунд, то глаз стрелка устает от прицеливания. Анализ поступающей от глаза информации тормозится, и поэтому обучаемому кажется, что он контролирует ровную мушку, но в реальности мушка смещается в прорези целика.

Во всех перечисленных случаях преподаватель не должен допускать выполнения таких выстрелов. Нужно научить стрелка выполнять только достаточно быстрые и в то же время правильные по технике выстрелы, не закреплять ошибки, так как переучить его в дальнейшем будет намного сложнее [3].

Таким образом, тренировки на тренажере «СКАТТ» наглядно подтверждают, что потеря контроля над прицельными приспособлениями приводит к промахам или значительным отклонениям пробоин на мишени.

Еще одна ошибка, исправляемая на тренажере, – неверное определение района прицеливания. Случается, что стрелок все внимание уделяет прицельным приспособлениям, четко видит мушку в целике, правильно, равномерно давит указательным пальцем на спуск, но ошибается в определении района прицеливания. Это объясняется отсутствием опыта и знаний в определении места прицеливания на мишени. Такая ошибка достаточно быстро устраняется при помощи лазерного тренажера.

У некоторых обучаемых наблюдается такая врожденная особенность, как сильный тремор (дрожание) рук. Использование на начальном этапе обучения контроля за подготовкой к выстрелу по характеру колебаний траекторий позволяет преподавателю отличать выстрелы, выполненные с ошибкой, от выстрелов, произведенных при высокой амплитуде колебаний рук. Она может быть вызвана природным тремором, волнением или физической нагрузкой.

В заключение следует подчеркнуть, что освоить и качественно закрепить первоначальные навыки стрельбы можно только без патрона, используя тренажерные комплексы, имитирующие выстрел без сбивающих факторов. Навыки правильного выстрела появляется именно после многократных повторов упражнений с прицеливанием и контролем за мушкой в прорези целика. На этом этапе не принципиально, какая используется изготовка для стрельбы: с одной или двух рук. Но именно классическая «спортивная» изготовка для стрельбы с одной руки существенно помогает выработать статическую выносливость руки, удерживающей пистолет.

Библиографический список:

1. Ковшов Н.В., Медведев Д.В., Шестопалова Е.В. Обучение стрельбе с помощью стрелкового тренажера СКАТТ: Учебно-практ. пособие. М.: ООО НПП СКАТТ, 2018. 71 с.
2. Выштикалюк В.Ф., Осипов О.О. Методика обучения технике медленной стрельбы из пистолета Макарова: Учебно-методическое пособие. Омск: Омская академия МВД России, 2004. 44 с.
3. Калинников А.С. Методика обучения стрельбе из пистолета Макарова на коротких дистанциях: Монография. Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2011. 132 с.
4. Вайнштейн Л.М. Оружие – пистолет: Учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета. М.: Изд-во «Астрель», 2002. 205 с.

Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4 (54)

Просмотров: 598

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code