ПРИМЕНЕНИЕ ЭЙДОТЕХНИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ГАБИТОСКОПИИ

О.Л.Подлиняев, доктор педагогических наук, профессор
Т.С.Каримова, кандидат педагогических наук, доцент

Эйдотехника, криминалистическая габитоскопия, образная память, тренировка мнемических способностей.

В статье анализируется сущность и предмет габитоскопии в качестве важных составляющих современной криминалистической практики; рассмотрены области применения габитоскопических методов. Дана характеристика эйдотехнике как системе методов развития образной памяти и представлены примеры эйдотехнических методов тренировки мнемических способностей у сотрудников органов внутренних дел. Описано прикладное значение эйдотехники для криминалистической габитоскопии. Особое внимание уделено описанию отдельных деталей лица, позволяющих идентифицировать человека по изображению; в качестве примера рассмотрено упражнение, направленное на формирование эйдетических навыков при работе с визуальной информацией. Сделан вывод о целесообразности использования эйдотехники в криминалистической габитоскопии как на этапе обучения курсантов в образовательных организациях МВД России, так и в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

 

Одной из особо значимых задач, возникающих в ходе расследования преступлений, является установление личности преступников, а также тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к расследуемым событиям. Нередко в процессе раскрытия преступлений случается так, что какой-либо иной информации, кроме описания внешности преступника на основе показаний свидетелей или изображений, полученных с видеокамер, нет. Методы и средства, позволяющие оперативно собрать информацию о внешнем облике человека, провести его идентификацию и установить личность, изучаются и разрабатываются в рамках криминалистической габитоскопии, относящейся к важнейшим разделам современной криминалистики и определяющей профессиональную компетентность сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД): следователей, экспертов-криминалистов, оперативных работников, сотрудников патрульно-постовой службы и т. д.).

Габитоскопия (от лат. «habitus» – внешний облик человека, его телосложение и греч. «skopeo» – изучать, рассматривать) – это раздел криминалистической техники, включающий систему теоретических представлений о внешних признаках человека, а также совокупность методов и научно-технических средств, обеспечивающих сбор, исследование и использование этих признаков для отождествления личности в целях раскрытия, расследования или предупреждения преступлений.
Криминалистическая габитоскопия применяется сотрудниками ОВД при проведении оперативных и следственных действий; при розыске и задержании лиц, скрывающихся от следствия и суда (а также лиц, бежавших из уголовно-исполнительных учреждений); в ходе поиска без вести пропавших граждан, в процессе идентификации неопознанных тел; при проверке документов, удостоверяющих личность; при экспертном установлении тождества лица, изображенного на фотоснимках и видеозаписях; при составлении комбинированных портретов с использованием фоторобота и т.д.

К предмету габитоскопии относятся: внешний образ и строение тела человека, его индивидуальные особенности и приметы; визуальная экспертиза; восстановление зрительной информации, сохранившейся в памяти свидетеля при составлении фоторобота; систематизированное, научно обоснованное описание внешности (словесный портрет). Иными словами, центральное место в габитоскопии занимает понятие внешнего облика человека [7, c. 9]. В то же время габитоско- пией не изучаются характеристики, которые не относятся к визуальной информации или не воспринимаются при обычном зрительном наблюдении.

Во многих современных исследованиях по криминалистике [1, 2, 7] мы находим подтверждение, что основным информационным содержанием габитоскопии являются образы. В частности, В.В. Бирюков пишет: «До 80% информации об окружающих объектах материального мира человек воспринимает с помощью зрения. Эта информация направляется в мозг, где осмысливается и сохраняется в памяти в виде образов. Каждый раз при созерцании подобных объектов в натуральном виде или их изображений их образы сверяются с образами, хранящимися в памяти, и если таковые совпадают, мы узнаем предмет или конкретного человека. Эти способности человека с давних времен люди пытались и пытаются использовать в борьбе с преступностью» [1, с. 6].

Таким образом, основным предметом, составляющим работу субъектов использования криминалистической габитоскопии, является образная информация. Успешность работы с такой информацией зависит не только от умения сотрудника ОВД собирать и обрабатывать необходимые данные, но также и от способности оперативно запоминать, надежно хранить и воспроизводить их при помощи собственной образной памяти. В свою очередь, уровень развитости образной памяти определяет эффективность применения габитоскопиче- ских методов, поскольку в профессиональной деятельности сотрудника ОВД нередки ситуации, требующие быстрой фиксации или актуализации оперативной информации, и не всегда есть возможность или время для получения доступа к техническим средствам, содержащим необходимую базу данных.

Образная память человека не является статичным (с раз и навсегда заданным уровнем развитости) психическим качеством. Ее можно тренировать, причем наиболее эффективные результаты достигаются при помощи эйдотехники.

Эйдотехника (от греч. «eidos» – вид, образ и «techne» – искусство, мастерство, умение) – это совокупность методов, основанных на создании «чистых» образных представлений, нередко без участия вербально-логического мышления. Эйдотехника полностью основывается на образном мышлении и образной памяти, что позволяет создавать во внутреннем мире разнообразные визуальные представления, не связанные между собой какой-либо логической связью. Эйдотехника представляет собой систему специальных методов, которые позволяют быстро, а при наличии определенных навыков – практически мгновенно, запоминать визуальную информацию и воспроизводить эту информацию без качественных и количественных потерь через любое время.
Наряду с визуальной информацией эйдотехника позволяет эффективно запоминать и информацию вербально-знаковую (тексты, фамилии, цифры и т.п.) при условии, что данная информация также может быть преобразована в образы. «Возможности запоминания с помощью методов эйдотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевший методами эйдотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10-15 минут» [5, с. 9].

Эйдотехника вооружает человека принципиально новыми навыками запоминания и воспроизведения информации, которые позволяют использовать собственную память с высокой эффективностью. Причем на фоне множества других техник, также позволяющих более продуктивно использовать ресурсы человеческого мозга (нейролингвистическое программирование – NLP, гипнопедия, суггестопедия и т.п.), эйдотехника отличается рядом специфических преимуществ:

– использование эйдотехники не требует специальной психологической подготовки и тем более специального образования, что делает ее доступной для любого человека, способного организовать себя на систематическую тренировку;

– эйдотехника абсолютно безвредна для психического здоровья человека; более того, она может быть средством профилактики и коррекции различных дисфункций таких психических процессов, как память, образное мышление, воображение;

– эйдотехника как на стадии обучения, так и на стадии использования не требует никакого оборудования, технических средств и каких-либо иных материальных затрат;

– использование эйдотехнических методов не связано с вторжением в бессознательные сферы человека и не затрагивает диапазон субсенсорного восприятия, в котором информация запечатлевается, минуя сознание;

– во всех случаях использования эйдотех- ники человек остается свободным субъектом своей психической деятельности и не попадает в зависимость от какого-либо субъекта манипуляций, что происходит, например, при применении суггестопедических методов или техник NLP.

Эйдотехника позволяет тренировать образную память, развивая так называемый эйдетизм. Понятие «эйдетизм» ввел в начале ХХ века немецкий психолог Э.Р. Йенш. По его определению, эйдетизм – это разновидность образной памяти, выраженная в способности человека к фрагментарно точному сохранению ярких образов на протяжении длительного времени. Человек с эйдетической памятью не вспоминает ранее воспринимавшиеся образы или предметы, а продолжает «видеть» их с четкостью, не уступающей реальному восприятию [4, с. 39-40].

Рис. 1. Основные формы лица человека.

Развитая эйдетическая память может быть как результатом тренировки, так и следствием доминирования правого полушария головного мозга над левым. Заметим, что в особой степени эйдетизм проявляется при сочетании «правополушарного латерального профиля» с визуальной сенсорной модальностью. В некоторых случаях эйдетизм является профессиональным проявлением.

К примеру, художник И.И. Левитан мог с фотографической точностью написать пейзаж, виденный им несколько дней назад. Такой же способностью отличался художник-маринист И.К. Айвазовский, написавший большинство своих картин по памяти. Интересен факт, что в современной эйдотехнике успешно используются методы тренировки «фотографической» памяти, разработанные Айвазовским.
Активизируя зрительную память, эйдотех- нические упражнения позволяют удерживать и воспроизводить воспринятый ранее образ как в вице целостного гештальта, так и в вице отдельных деталей, из которых он состоит. Рассмотрим пример использования эйдотехнических упражнений при запоминании лиц. В криминалистической габитоскопии лицо анализируется как по геометрической форме, так и по индивидуальным особенностям отдельных деталей. При первичном восприятии лица или его изображения рекомендуется обратить внимание на его геометрическую форму. На рисунке 1 представлены основные формы лица, встречающиеся у человека.

Для целевой тренировки образной памяти при запоминании геометрических образов полезно использовать разработанные авторами настоящей статьи специальные упражнения, направленные как на усиление общих мне- мических способностей человека, так и на повышение эффективности свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключаемости и т. д [9, с. 164].

Рис. 2. Ряды геометрических фигур для упражнения.

На рисунке 2 представлены четыре ряда, составленные из 20 геометрических фигур. Первый ряд состоит из квадратов и треугольников, во втором ряду к данным фигурам добавляется круг, в третьем добавляется овал, в четвертом – ромб. Суть упражнения заключается в том, что нужно подсчитать количество фигур в каждой строке, ведя счет фигур одновременно. Например, счет фигур в первой строке будет следующим: квадрат – один, треугольник – один, квадрат – два, квадрат – три, треугольник – два, квадрат – четыре и т.д. Вторая строка: квадрат – один, круг – один, треугольник – один, квадрат – два, квадрат – три и т.д. Аналогично подсчитываются фигуры в остальных строках. По ходу счета фигуры закрываются листом бумаги. С каждой строкой по мере добавления новых фигур счет усложняется, что тренирует образную память и внимание на устойчивость, а также способность к распределению внимания. Упражнение выполняется до полного исключения ошибок. Заметим, что при повороте рисунка на 180° расположение фигур изменяется. Таким образом, в процессе тренировки можно исключить привыкание к определенной комбинации фигур. Упражнение выполняется до полного исчезновения ошибок при любом повороте листа.

При запоминании особенностей отдельных деталей лица в криминалистической габитоско- пии уделяется внимание таким элементам, как:
– волосяной покров головы и растительность на лице (при наличии);
– морщины и складки на коже лица (определяются по контуру, глубине, длине, количеству);
– лоб (описывается по форме, высоте, ширине, наклону, степени выраженности надбровных дуг);
– брови (фиксируются контур, положение, взаиморасположение, высота, ширина, длина, густота);
– глаза (характеризуются разрез, положение, степень выпуклости глазных яблок, цвет радужной оболочки);
– ресницы (описываются по густоте и длине) и веки (характеризуются по положению неподвижной части верхнего века, форме и выраженности надглазных мешков);
– скулы (фиксируется степень их выступа- ния);
– нос (характеризуется по высоте, размеру, ширине, по величине носовых отверстий, контуру);
– рот (описывается по размеру, контуру ротовой щели, положению углов губ);
– губы (характеризуются по общему высту- панию, высоте верхней губы, ширине красной каймы, контуру красной каймы верхней губы, положению нижней губы);
– подбородок (характеризуется по высоте, ширине, выступанию и контуру);
– ушные раковины (анализируются по величине, положению, форме и иным частным элементам).

Запоминая лицо с учетом особенностей его отдельных деталей, необходимо фиксировать внимание прежде всего на том, что может отличать этого человека от других. Необходимо сконцентрировать внимание на необычных, выделяющихся чертах и неизменяемых со временем характеристиках (например форме ушей, носа, лба и т.д.). Нужно помнить, что в большинстве случаев люди, пытающиеся изменить свою внешность, отпускают (или сбривают) усы, бороду, бакенбарды, меняют прическу и цвет волос. Какими бы яркими ни были такие элементы внешности, выбирать их в качестве ключевых черт для запоминания будет ошибочно.

Рис. 3а.

Рис. 3б.

Для развития эйдетических способностей, необходимых для запоминания отдельных деталей лица, рекомендуется использовать упражнения, тренирующие соответствующие мнемонические навыки. Одно из таких упражнений представлено на рисунках 3а и 3 б [9, с. 108109]. Суть данного упражнения состоит в том, чтобы за короткое время (не более 20 секунд) постараться запомнить изображенные на рисунке 3а фигуры, после чего нужно найти их на рисунке 3б.

Как показывает опыт, те, кто посредством тренировок добиваются безошибочных выполнений подобных упражнения, более эффективно (как правило, с однократного восприятия) запоминают лица как в виде целостного образа, так и по отдельным элементам.

Тренировать образную память можно при помощи эйдотехнических упражнений и тренингов, для которых используется не графический материал, а оказавшийся «под рукой». Подобные упражнения использовались в средневековой Японии в школах Ниндзюцу, где наряду с боевыми искусствами изучалось и искусство разведки. Ниндзя (в буквальном переводе – лазутчики) уделяли развитию памяти и внимания не меньше времени и усилий, чем освоению приемов рукопашного боя и навыков владения оружием. Зрительная память развивалась специальными упражнениями на внимательность и образную память. Например, на широком плоском камне раскладывался набор из десяти предметов, прикрытый платком. На несколько секунд платок поднимался и снова опускался, и ниндзя должен был без запинки перечислить все увиденные предметы. Постепенно число предметов увеличивалось до нескольких десятков, состав их варьировался, а время демонстрации сокращалось. После нескольких лет такого обучения разведчик мог по памяти восстановить во всех деталях сложную тактическую карту и дословно воспроизвести несколько страниц единожды прочитанного текста. Наметанный глаз ниндзя безошибочно определял и «фотографировал» рельеф местности, расположение коридоров замка, малейшие изменения в маскировке или поведении часовых [3, с. 254].

Тренированная зрительная память обеспечивает специалиста в области габитоскопии более эффективной стратегией запоминания, поскольку этот вид памяти опережает возможности вербально-логиче- ской памяти во много раз. К примеру, словесное описание внешности человека может занимать несколько страниц текста, и для запоминания такого объема информации потребуется значительное время. Если же необходимо запомнить словесное описание нескольких человек, то задача усложняется и может стать невыполнимой. В то же время запоминание визуального материала (фотографии, фотороботы, материалы видеосъемки) для человека с развитыми эйдетическими способностями, как правило, не вызывает трудностей и может осуществляться за однократный акт восприятия.

Таким образом, эйдотехнические методы тренировки образной памяти целесообразно рекомендовать к применению в криминалистической габито- скопии как на этапе обучения курсантов в образовательных организациях МВД России, так и в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Библиографический список:

1. Бирюков В.В. Криминалистическая габитоскопия: Учебное пособие. Луганск: Криминалистика, 2013. 59 с.
2. Виниченко И.Ф. Криминалистическое описание внешности человека: Учебное пособие / Под ред. В. А. Снеткова. М., 1998. 86 с.
3. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств / 2-е изд. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.
4. Йенш Э.Р. Эйдетика. М.: Эйдос, 1994.
5. Мнемотехника (техника запоминания на основе визуального мышления): Учебно-метод. пособие / М.А. Зиганов, В. А. Козаренко. М.: Школа рационального чтения, 2000. 394 с.
6. Лапп Д. Невероятные возможности вашей памяти. СПб: Питер, 2003. 224 с.
7. Морозова Н.В., Флоря Д.Ф. Криминалистическая габитоскопия: Учебное пособие. Орел: ОрЮИ МВД России, 2015. 128 с.
8. Подлиняев О.Л. Эффективная память: Учебное пособие / 8-е изд., испр. Иркутск: ИГУ, 2016. 199 с.
9. Подлиняев О.Л., Каримов А. А., Тамбовцев Е.А. Психологические аспекты в развитии памяти у сотрудников органов внутренних дел: Монография. Иркутск, 2018. 121 с.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (54) 2018

Просмотров: 505

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code