Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29.05.2018 по делу N 33а-8662/2018

Требование: Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Обстоятельства: Истец является собственником земельных участков, не согласен с кадастровой стоимостью участков.
Решение: Требование удовлетворено частично.

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2018 г. по делу N 33а-8662/2018

Судья Каминский Э.С.
учет 098а

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Гафиятуллина Ш.Ш., Фахрутдинова И.И.,
при секретаре судебного заседания В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 марта 2018 года, которым постановлено:

“административное исковое заявление Ш. удовлетворить частично.

Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение гостевой автостоянки с торговыми павильонами, закусочной, автосервиса и мотеля) площадью 1 778 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4 624 000 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение гостевой автостоянки с торговыми павильонами, закусочной, автосервиса и мотеля) площадью 1 674 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3 249 000 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение гостевой автостоянки с торговыми павильонами, закусочной, автосервиса и мотеля) площадью 1 068 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2 912 000 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение гостевой автостоянки с торговыми павильонами, закусочной, автосервиса и мотеля) площадью 120 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 340 000 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под открытый склад (товарных автомобилей)) площадью 6 132 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2 105 000 рублей;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной площадки) площадью 961 квадратный метр, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 июля 2017 года в размере 529 000 рублей,

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной площадки) площадью 2 428 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 июля 2017 года в размере 1 250 000 рублей.

Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором Ш. подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть в отношении земельных участков с кадастровыми номерами…., …., …., …., …. с 1 января 2017 года, а в отношении земельных участков с кадастровыми номерами…., …. – с 20 июля 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 24 ноября 2017 года.

В удовлетворении административного искового заявления Ш. к Кабинету Министров Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отказать”.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ш. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

В обоснование заявленных требований указано, что Ш. является собственником:

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение гостевой автостоянки с торговыми павильонами, закусочной, автосервиса и мотеля) площадью 1 778 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 22 мая 2013 года;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение гостевой автостоянки с торговыми павильонами, закусочной, автосервиса и мотеля) площадью 1 674 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 22 мая 2013 года;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение гостевой автостоянки с торговыми павильонами, закусочной, автосервиса и мотеля) площадью 1 068 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 22 мая 2013 года;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение гостевой автостоянки с торговыми павильонами, закусочной, автосервиса и мотеля) площадью 120 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 22 мая 2013 года;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под открытый склад (товарных автомобилей)) площадью 6 132 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 31 мая 2010 года;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной площадки) площадью 961 квадратный метр, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 20 июля 2017 года;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной площадки) площадью 2 428 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 20 июля 2017 года.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами…., …., …., …., …. определена по состоянию на 1 января 2015 года, и составляет соответственно 7 352 225 рублей 58 копеек, 6 888 258 рублей 90 копеек, 4 415 624 рубля 64 копейки, 494 390 рублей 40 копеек, 25 139 237 рублей 76 копеек; кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами…., …. определена по состоянию на 20 июля 2017 года в размере 1 986 117 рублей 92 копейки, 5 017 996 рублей 16 копеек соответственно.

В связи с определением рыночной стоимости спорных объектов недвижимости просит установить их кадастровую стоимость равной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами…., …., …., …., …. по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4 624 000 рублей, 3 249 000 рублей, 2 912 000 рублей, 340 000 рублей, 2 105 000 рублей соответственно; земельных участков с кадастровыми номерами…., …. по состоянию на 20 июля 2017 года в размере 529 000 рублей и 1 250 000 рублей, соответственно согласно отчету оценщика.

В судебном заседании представитель Ш., Г. – З. административное исковое заявление поддержал.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан М. административный иск не признал.

Федеральное государственное бюджетное учреждение “Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии”, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования “город Набережные Челны” в судебное заседание не явились.

Суд административные исковые требования удовлетворил и принял решение в вышеприведенной формулировке.

С решением суда не согласился административный ответчик – Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене, возражая против выводов суда о достоверности отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости N 01-015-008/17, N 01-016-008/17, N 01-017-008/17 от 17 ноября 2017 года и указывая на неназначение судом экспертизы о соответствии отчетов требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и определении действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

В заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

При этом исходя из анализа положений упомянутой статьи следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки земель.

Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости”, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Если административный ответчик возражает против удовлетворения административного искового заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

Из материалов дела следует, что Ш. является собственником:

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение гостевой автостоянки с торговыми павильонами, закусочной, автосервиса и мотеля) площадью 1 778 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 22 мая 2013 года;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение гостевой автостоянки с торговыми павильонами, закусочной, автосервиса и мотеля) площадью 1 674 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 22 мая 2013 года;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение гостевой автостоянки с торговыми павильонами, закусочной, автосервиса и мотеля) площадью 1 068 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 22 мая 2013 года;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение гостевой автостоянки с торговыми павильонами, закусочной, автосервиса и мотеля) площадью 120 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 22 мая 2013 года;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под открытый склад (товарных автомобилей)) площадью 6 132 квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 31 мая 2010 года;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной площадки) площадью 961 квадратный метр, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 20 июля 2017 года;

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение производственной площадки) площадью 2 428 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего кадастровый номер…., постановленного на кадастровый учет 20 июля 2017 года.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами…., …. рассчитана филиалом федерального государственного бюджетного учреждения “Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии” по Республике Татарстан в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категорий земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р по состоянию на 20 июля 2017 года и составила 1 986 117 рублей 92 копейки, 5 017 996 рублей 16 копеек соответственно.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номерами…., …., …., …., …. определена по состоянию на 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р и составляет соответственно 7 352 225 рублей 58 копеек, 6 888 258 рублей 90 копеек, 4 415 624 рубля 64 копейки, 494 390 рублей 40 копеек, 25 139 237 рублей 76 копеек.

Согласно представленному административным истцом отчетам N 01-015-008/17, N 01-016-008/17, N 01-017-008/17 от 17 ноября 2017 года об оценке рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, составленному индивидуальным предпринимателем Н. по инициативе Ш., рыночная стоимость объектов с кадастровыми номерами…., …. по состоянию на 20 июля 2017 года составила соответственно 529 000 рублей, 1 250 000 рублей; рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами…., …., …., …., …. по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 624 000 рублей, 3 249 000 рублей, 2 912 000 рублей, 340 000 рублей, 2 105 000 рублей соответственно.

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в обоснование своих возражений представило: замечания на отчет N 01-015-008/17 от 17 ноября 2017 года, в которых указало на неправильный выбор оценщиком объектов-аналогов с наименьшей стоимостью, несопоставимые с объектом оценки по площади; не обоснован отказ от применения доходного подхода; нарушен пункт 5 Федерального Стандарта Оценки N 3; значение поправок не обоснованно; неприменение корректировок на имущественные права и наличие коммуникаций; оценщиком приводятся документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объектов оценки, датированные после даты оценки;

замечаний на отчет N 01-016-008/17 от 17 ноября 2017 года, в которых указало на некорректный анализ сегмента рынка; неправильный выбор оценщиком объектов-аналогов с наименьшей стоимостью, несопоставимые с объектом оценки по площади; нарушение пункта 5 Федерального Стандарта Оценки N 3; неприменение корректировок на имущественные права и наличие коммуникаций; оценщиком приводятся документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объектов оценки, датированные после даты оценки;

замечаний на отчет N 01-017-008/17 от 17 ноября 2017 года, в которых указало на некорректный анализ сегмента рынка; неправильный выбор оценщиком объектов-аналогов с наименьшей стоимостью, несопоставимые с объектом оценки по площади; нарушение пункта 5 Федерального Стандарта Оценки N 3; значение поправок не обоснованно; неприменение корректировок на наличие коммуникаций; указывает, что оценщиком приводятся документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объектов оценки, датированные после даты оценки.

Данные обстоятельства были вынесены судом на обсуждение, по ходатайству представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 января 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в нем рыночной стоимости объекта недвижимости и установления его действительной величины.

Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, но в установленный судом срок им не исполнена.

Суд первой инстанции счел возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.

Поскольку содержание отчетов в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, сведений об иной величине рыночной стоимости объектов недвижимости административными ответчиками не представлено, оснований считать недостоверной рыночную стоимость земельных участков, определенную в отчетах N 01-015-008/17, N 01-016-008/17, N 01-017-008/17 от 17 ноября 2017 года у суда первой инстанции не возникло.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции подробно исследовал и отразил в решении результаты отчетов N 01-015-008/17, N 01-016-008/17, N 01-017-008/17 от 17 ноября 2017 года, установил, что составивший их оценщик имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована. На основании исследования материалов дела суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленные доказательства соответствуют законодательству об оценочной деятельности и содержат указание на рыночную стоимость объекта недвижимости.

Доказательств, опровергающих определенную оценщиком рыночную стоимость объектов недвижимости, и сведений о их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.

Довод апелляционной жалобы о том, что суду первой инстанции следовало направить материалы дела на экспертизу без оплаты, отклоняется судебной коллегией, поскольку данному обстоятельству уже была дана оценка с учетом части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств дела и сводятся к переоценке доказательств. Оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются административным ответчиком сомнению, судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 марта 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Просмотров: 125

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code