§ 2. Процессуальные аспекты использования информации, полученной в ходе оперативно-розыскной деятельности

В деятельности правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при выявлении (получении) значимой оперативной информации (имеющей значение для возбуждения уголовного дела) допускается проведение различного рода оперативных комбинаций по ее документированию с целью последующей легализации. Сущность реализации такого рода информации состоит в осуществлении комплекса оперативно-розыскных, регистрационных и иных мероприятий, обеспечивающих возможность их использования при предварительном расследовании.

Правовой основой представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд являются Конституция РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г., уголовно-процессуальное и иное федеральное законодательство, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в области осуществления оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Так, например, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Применительно к предварительному и судебному следствию под результатами оперативно-розыскной деятельности принято понимать, сведения, получен­ные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого преступления, лицах, подготавливающих, совершающих преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. Эти сведения могут содержаться или могут быть закреплены в следующих материальных результатах оперативно-розыскной дея­тельности:

в справках, актах, рапортах, составленных лицами, осуще­ствлявшими данные мероприятия, а также объектах, приобщен­ных к данным письменным источникам;

на технических средствах фиксации информации (в мате­риалах фото- кино- видеосъемки, на магнитных носителях);

в объяснениях лиц, участвовавших в оперативно-розыскных мероприятиях;

в сообщениях конфиденциальных источников.

В соответствии со статьей 11 Закона об ОРД, результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголов­ного дела; использоваться для выбора организационных и тактичес­ких приемов проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; использоваться в доказывании по уголовным делам в соот­ветствии с положениями уголовно-процессуального законода­тельства и  согласно Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

При этом следует учитывать следующие обстоятельства. Результаты, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружения; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 19 Инструкции).

Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства  и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов, перечисленных в ч. 1 ст. 81 УПК РФ; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу (п.20 Инструкции).

Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе (п.21 Инструкции).

Следует отметить, что результаты ОРД могут быть использованы только в том случае, когда на стадии предвари­тельного расследования или судебного рассмотрения дела возможно установить источник получения той или иной информации, до­казать ее истинность, объективность и достоверность и про­верить ее содержание в ходе других следственных или судебных действий, а также при производстве соответствующей судебной экспертизы.

Процесс легализации сведений, полученных в результате про­ведения оперативно-розыскных мероприятий, можно условно разделить на несколько этапов:

легализация сведений, полученных оператив­ным путем (проводится до передачи материалов следователю);

вовлечение полученных материалов в уголовный процесс (приобщение их к материалам дела);

проверка уже вовлеченных в уголовное дело сведений средствами уголовного процесса, придание им уголовно-процессуальной формы. Этот этап включает в себя проверку поступивших сведений на относимость, допустимость, достоверность и их оценку.

Результаты ОРД могут представляться как по инициативе органов осуществляющих ОРД, так и ж при выполнении  поручений дознавателя,  органа дознания, следователя или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Согласно ч.3 ст.11 Закона об ОРД и п.10 Инструкции, представление результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю или  в суд для  осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст.ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов  оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю или в суд, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется дознавателю, органу дознания, следователю или в суд, второй – приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его  отсутствия, к  материалам специального номенклатурного дела.

Результаты ОРД  представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения  о результатах ОРД.

Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения осуществляется  в соответствии с правилами, установленными п.п. 9-15 Инструкции, и включает в себя:

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в предоставляемых результатах ОРД, и их носителей;

оформление необходимых документов и фактиче­скую передачу результатов ОРД.

Содержание необходимых документов содержится в приложении 1-3 Инструкции, и представляет собой  сопроводительное письмо; постановление о представлении результатов  оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователя, в суд; постановление о рассекречивании  сведений, составляющих  государственную тайну и их носителей.

Хотя установление  порядка  представления  результатов оперативно-розыскной деятельности  для использования  в доказывании  отнесено к компетенции  ведомств, осуществляющих эту деятельность, указанные правила должны быть  известны должностным лицам, использующим  представляемые  данные: дознавателю, органу дознания, следователю, судье.  Только при этом условии  они могут контролировать  соблюдение  установленного порядка, а если  возникнет необходимость – проверить,  соответствует ли данный порядок закону.

Исходя из норм Уголовно-процессуального кодекса, Зако­на об ОРД и приведенного положения Инструкции, чтобы результаты оперативно-розыскной деятельности могли эф­фективно использоваться в доказывании, в сопроводитель­ном письме и других представляемых материалах (независи­мо от наименования документов) должно быть отражено следующее:

точное, в соответствии со ст. 6 Закона об ОРД, на­именование оперативно-розыскного мероприятия, в результа­те которого получены представляемые сведения. Это необхо­димо как для правильного использования сведений, так и по­тому, что для отдельных оперативно-розыскных мероприятий законом предусмотрены особые условия их проведения;

какие именно получены сведения, имеющие значение для дела;

кем получены указанные сведения, т. е. кто про­водил оперативно-розыскное мероприятие и кто в нем участ­вовал (оперативный сотрудник, а также лица, оказывающие ему содействие, которые в случае необходимости могут быть допрошены в качестве свидетелей), и при каких именно об­стоятельствах они получены;

если при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с частью 3 ст. 6 Закона об ОРД применялись технические средства, и представляются резуль­таты их использования (аудио- или видеозаписи, фото- или киноматериалы и т.п.), в документах должны быть точно указаны техниче­ские характеристики этих средств.

В литературе справедливо отмечалось, что данные об этих характеристиках совершенно необходимы для формирования, проверки и оценки доказа­тельств, основанных на результатах оперативно-розыскной деятельности. Это нужно, прежде всего, чтобы в ходе следственного действия (при осмотре, просмотре, прослушивании представленных материалов) применить аппаратуру с надле­жащими техническими характеристиками, позволяющими не только воспроизвести соответствующую запись, но и не привнести в нее каких-либо необратимых изменений.

На практике возникают трудности, связанные с тем, что све­дения о средствах, используемых при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий, могут составлять госу­дарственную тайну (часть 1 ст. 12 Закона об ОРД). Поэтому иногда предлагают, представляя результаты таких оператив­но-розыскных мероприятий, указывать вымышленные дан­ные о примененных технических средствах, что может привести к отрицательным последствиям. Несоответ­ствие действительности указанных данных, как правило, бу­дет установлено в процессе доказывания, что вызовет сомне­ние в достоверности полученных данных и может послужить основанием для подозрений в фальсификации.

Кроме того, оперативные со­трудники, собирая путем прове­дения оперативно-розыскных мероприятий информацию, которая может оказаться значимой для раскрытия преступ­ления, расследования и рассмотрения дела, должны ясно представлять себе и заранее прогнозировать, каким образом полученные сведения могут быть ис­пользованы в процессе доказывания.

Оконча­тельное решение о способах введения оперативной инфор­мации в уголовный процесс будет принимать лицо, производящее расследование. Однако мнение специалистов, целенаправленно осуществ­ляющих оперативно-розыскные мероприятия в целях после­дующего использования их в доказывании, может иметь сущест­венное значение.

Когда при проведении оперативно-розыскных ме­роприятий получены те или иные отображения существен­ных для дела обстоятельств (аудио- или видеозаписи, кино- или фотодокументы и т.п.) или обнаружены какие-либо предметы или документы, имеющие значение для дела, они должны представляться вместе с сообщени­ем о результатах оперативно-розыскных мероприятий. Ука­занные предметы и документы следует представлять упако­ванными по правилам упаковки вещественных доказа­тельств, с печатью органа и подписью соответствующего должностного лица.

Заметим, что в соответствии с п. 19 Инст­рукции при подготовке и оформлении для передачи дознавателю, органу доз­нания, следователю или в суд результатов оператив­но-розыскной деятельности должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пересылке их адресату (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания).

Если использование в доказывании представляемых материалов может создать угрозу безопас­ности тех или иных лиц, участвовавших в оперативно-розыскной деятельности (например, когда необходим допрос кого-либо из них), орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите. Об этом должен быть поставлены в известность лица, которым представляются результаты оперативно-розыскной деятельности.

Допустимость, возможность использования в доказывании ре­зультатов оперативно-розыскной деятельности определяется, прежде всего, тем, не нарушены ли при их получении, т.е. при произ­водстве оперативно-розыскных мероприятий основополагающие нормы Конституции РФ о правах и свободах человека и гражда­нина, а также положения Закона об ОРД о задачах этой деятель­ности (ст. 2), о ее принципах (ст. 3), об основаниях и условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст.ст. 7 и 8), о соблюдении при этом прав человека и гражданина (ст. 5).

Одно из наиболее эффективных средств обеспечения законно­сти оперативно-розыскной деятельности — прокурорский надзор (ст. 21 Закона об ОРД), а также меры судебного контроля (ст.ст. 5 и 9 названного Закона). Но, независимо от этого, прежде чем решать вопрос об использовании в доказывании информации, представленной оперативными органа­ми, необходимо тщательно проверить законность ее получения. Если оперативно-розыскные мероприятия, в результа­те которых добыты представленные сведения, проведены с наруше­нием закона, такие сведения не могут использоваться в доказывании.

Литература

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / Под ред. В.В. Николюка. М.: Спарк. 2000.

Инструкция от 17 апреля 2007 г. «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятель­ности органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденной приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, СВР РФ, ФСИН РФ, ФСКН РФ, МО РФ № 368/185/164/481/32/184/97/147 //  Российская газета. 2007. 16 мая г.

Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности. Монография / Под научн. ред. проф.  В.Т. Томина. – Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001.

Абдуллаева  Н.Д. Оперативное внедрение в борьбе с преступностью // Роль правоохранительных органов в современном обществе: проблемы научно-практического обеспечения. Материалы Х международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2006.

Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий. – М., 2006.

Шумилов А.Ю. Новые правила предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовный процесс. – М., 2007.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code