§ 2. Основные направления и процессуальный порядок взаимодействия с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в процессе расследования преступлений

Анализ норм УПК и международно-правовых актов позволяет выделить следующие основные направления международного сотрудничества при расследовании преступлений:

направление и исполнение запросов об оказании правовой помощи, касающейся производства следственных и иных процессуальных действий, осуществления розыска лиц;

выдача лиц для уголовного преследования;

направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования лиц, находящихся на территории другого государства, и исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования на территории Российской Федерации;

информационное сотрудничество по вопросам расследования преступлений.

Направление и исполнение запросов о правовой помощи

Основным направлением взаимодействия по уголовным делам является направление и исполнение запросов о правовой помощи.

Часть 1 ст. 453 УПК РФ устанавливает, что при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных законом, следователь, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

Следует отметить, что употребление в законе термина «запрос о правовой помощи» подразумевает составление документа не только в форме запроса. Как упоминалось ранее, в ряде международных актов этот документ носит название «поручение» (ст. 7 Минской конвенции), «просьба» (ст. 1 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи  по уголовным делам) о правовой помощи.

В рассматриваемой норме УПК речь идет, прежде всего, о необходимости соответствующего оформления обращения следователя в компетентные органы иностранного государства, которое должно быть составлено в виде документа, отвечающего определенным требованиям, изложенным в УПК.

Для практической реализации предписаний закона, регламентирующих возможность внесения запроса о правовой помощи, ГСУ при ГУВД по г. Москве разработаны методические рекомендации «О порядке оформления отдельных поручений следователей, направляемых в зарубежные страны …», согласно которым предусматривается два вида запроса об оказании помощи по уголовным делам. Так, при необходимости проведения на территории другого государства следственных и иных процессуальных действий составляется международное следственное поручение. Если же по уголовному делу требуется собрать лишь характеризующий материал (справки из наркологического и психоневрологического диспансеров, характеристики с места жительства и работы, копии паспортных форм) без осуществления следственных действий, то следует направлять запрос о правовой помощи.

Форма и содержание каждого из указанных видов запроса должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 454 УПК РФ и международно-правовыми актами. Запрос составляется в письменном виде, подписывается направляющим его должностным лицом и удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа.

Качество и срок исполнения запроса нередко зависят от полноты и корректности содержащейся в нем информации. Во избежание промедления в выполнении изложенной в запросе просьбы следует правильно указывать наименование и местонахождение органа, в который направляется запрос, а также наименование органа, от которого он исходит.

В тексте запроса в обязательном порядке делается ссылка на международный акт, регламентирующий сотрудничество в области оказания правовой помощи. При направлении в страны СНГ международного следственного поручения, необходимо ссылаться на Минскую конвенцию, а в случае составления запроса о правовой помощи — на межведомственные соглашения между МВД РФ и других государств-участников, о которых уже говорилось ранее. В отношениях со странами Балтии и дальнего зарубежья следует руководствоваться двусторонними договорами о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, а также Европейской конвенцией 1959 г.

Из содержания запроса должно быть ясно, в связи с каким уголовным делом он направлен и какое именно преступление совершено, его квалификация. Для этого следователь излагает фабулу дела с указанием при необходимости сведений о размере вреда, причиненного преступлением (например, при обращении с просьбой о наложении ареста на имущество в целях обеспечения возмещения причиненного вреда). По преступлениям экономической направленности в фабуле следует четко определять, какие конкретно действия содержат состав преступления и чем это подтверждается. Некоторыми международными актами предусматривается возможность приложения к запросу копий процессуальных документов уголовного дела.

В запросе приводится текст статьи УК РФ, устанавливающей ответственность за совершенное преступление. При этом обязательно цитировать лишь те части статьи, по которым квалифицируется деяние.

После описания факта совершенного преступления необходимо изложить причину обращения с просьбой о правовой помощи и обстоятельства, подлежащие выяснению, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств. В зависимости от процессуального действия, о производстве которого вносится запрос, целесообразно отметить, что именно следует установить в ходе его проведения. Так, если требуется допросить лицо, то в запрос нужно включить перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы. Кроме того, необходимо указать точные сведения о лицах, фигурирующих в запросе, в том числе данные о дате и месте рождения, гражданстве, роде занятий и месте жительства, а для юридических лиц – их наименование, сфера деятельности и местонахождение. Эти сведения можно предварительно уточнить, направив запрос через НЦБ Интерпола в порядке, определенном приказом МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 6 октября 2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола». В случае отсутствия у подозреваемого, обвиняемого документов к запросу прилагаются фотографии и дактокарты для установления личности последних на территории запрашиваемого государства.

При подготовке запроса об осуществлении обыска, выемки указывается точное место их производства, описание подлежащих изъятию предметов и документов. К запросу прилагаются постановления о производстве данных следственных действий.

Исходящие из РФ запросы и прилагаемые к ним документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ). Перевод заверяется гербовой печатью. Между тем, согласно ст. 17 Минской конвенции, запросы, направляемые в страны СНГ, могут выполняться как на языке договаривающихся сторон, так и на русском языке.

Составив запрос о правовой помощи, следователь не вправе направить его непосредственно в компетентный орган иностранного государства для исполнения. Существует определенный порядок направления запросов (поручений) в зарубежные страны. Так, например, следователь Следственной части СУ при УВД по ЮЗАО г. Москвы должен представить свой запрос в ГСУ при ГУВД по г. Москве, где он будет проверяться на предмет соответствия предъявляемым требованиям. И только после этого запрос направляется в Следственный комитет при МВД РФ.

В отдельных, не терпящих отлагательства случаях допустимо отправление запроса по каналам факсимильной или электронной связи, но с обязательным направлением оригинала в обычном порядке.

Согласно ч. 3 ст. 453 УПК РФ запрос о производстве  процессуальных действий направляется через:

Верховный Суд РФ – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;

Министерство юстиции РФ – по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;

МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ – в отношении следственных действий, не требующих судебного  решения  или согласия прокурора;

Генеральную прокуратуру РФ – в остальных случаях.

УПК предусматривает, что доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения поручений (запросов) об оказании правовой помощи или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международно-правовыми актами или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, имеют такую же юридическую силу, как доказательства, полученные на территории Российской Федерации с соблюдением требований закона (ст. 455).

Следователь, в производстве которого находится уголовное дело, вправе в порядке, установленном ч. 3 ст. 453 УПК РФ, направить запрос о вызове свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами Российской Федерации, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации. Необходимым условием удовлетворения данного запроса является получение согласия вызываемых лиц.

Процессуальные действия с их участием производятся в порядке, установленном УПК. Вместе с тем уголовно-процессуальный закон гарантирует вызываемым лицам независимо от их гражданства иммунитет от уголовного преследования, заключения под стражу или иного ограничения личной свободы за деяния, которые предшествовали пересечению ими государственной границы РФ (ч. 4 ст. 456). Действие иммунитета прекращается лишь в том случае, если вызванное лицо, имея возможность покинуть территорию Российской Федерации до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда отпадает необходимость в его присутствии, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию.

В запросе о вызове лица, проживающего на территории запрашиваемой страны, помимо гарантии того, что оно не будет привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто мерам ограничения личной свободы за деяния, совершенные до пересечения границы, должно указываться, какие выплаты это лицо вправе получить в счет возмещения расходов, связанных с проездом и пребыванием в запрашиваемой стране.

В случае необходимости следователь может вызвать лицо, находящееся под стражей в другом государстве. При передаче на территорию РФ такого лица оно продолжает оставаться под стражей весь период его пребывания в пределах РФ и подлежит возвращению в сроки, указанные в ответе на запрос.

В соответствии со ст. 457 УПК РФ регламентируется исполнение в Российской Федерации запросов компетентных органов иностранных государств.

Исполняя международный запрос о правовой помощи, следователь руководствуется положениями УПК. Однако по просьбе запрашивающей стороны и если это не противоречит законодательству и международным обязательствам РФ, могут быть применены и процессуальные нормы иностранного государства (ч. 2 ст. 457 УПК РФ).

Законом оговаривается возможность присутствия заинтересованных лиц правоохранительных органов запрашивающей стороны при производстве следственных действий по запросу, когда об этом говорится в положениях международных договоров РФ (ч. 3 ст. 457 УПК РФ). В этой связи, следуя предписаниям ч. 3 ст. 8 Минской конвенции, компетентный орган или должностное лицо, которому поручено исполнение запроса, своевременно сообщает инициатору проводимых мероприятий о времени и месте выполнения поручения, чтобы обеспечить присутствие представителей запрашивающей стороны.

В практической деятельности вызывает некоторые трудности исполнение запросов, связанных с установлением и допросами физических лиц, проживающих на территории РФ. В случае если требуемое лицо по месту регистрации не проживает, необходимо направить поручение в оперативные подразделения об установлении его фактического местонахождения; посредством допроса соседей выяснить, где возможно находится это лицо. Кроме того, получив выписку из домовой книги, можно установить, действительно ли оно зарегистрировано в указанной квартире, и кто еще проживает в ней. Также следует направить запросы в информационные центры ОВД (например, ЗИЦ ГУВД по г. Москве) с целью установить, не привлечено ли лицо к уголовной ответственности. Лишь после выполнения указанных действий, можно дать ответ о том, что требуемого человека установить не удалось.

Согласно разработанным ГСУ при ГУВД по г. Москве рекомендациям каждый документ, полученный в ходе исполнения запроса (поручения) иностранного государства, заверяется гербовой печатью подразделения. Вместе с исполненными материалами и текстом самого поручения должна предоставляться справка о проделанной по поручению работе с указанием того, какие пункты поручения выполнить не удалось и по какой причине. Материалы исполненных запросов предоставляются через следственные подразделения при ГУВД (УВД) в субъектах РФ (например, ГСУ при ГУВД по г. Москве), осуществляющие контроль за качеством их выполнения, в Следственный комитет при МВД РФ.

Если поступивший в РФ запрос об оказании правовой помощи по уголовному делу не может быть исполнен, то вместе с прилагаемыми документами он возвращается с указанием причин, воспрепятствовавших его выполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его выполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (ч. 4 ст. 457 УПК РФ).

Выдача лиц для уголовного преследования (экстрадиция)

Под выдачей (экстрадицией) понимается совокупность действий по передаче лица государством, на территории которого оно находится, другому государству для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора. Так, например, лицо, совершившее преступление, предусмотренное уголовным законом РФ, и находящееся в данный момент на территории иностранного государства, может быть выдано российской стороне для привлечения к уголовной ответственности.

Правовое регулирование выдачи осуществляется в соответствии с национальным законодательством (гл. 54 УПК РФ, ст. 13 УК РФ) и нормами международных договоров РФ.

Выполнение мероприятий по экстрадиции между государствами-членами СНГ регламентируется положениями Минской конвенции 1993 г., между государствами-членами Совета Европы – Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. Кроме того, экстрадиция производится на основе двусторонних договоров РФ (Россией заключено более 40).

Экстрадиция предполагает осуществление целого комплекса действий, направленных на обеспечение принудительного возвращения лица органам другого государства.

Процесс экстрадиции лица в Российскую Федерацию начинается с направления иностранному государству запроса о выдаче лица для уголовного преследования на основании международного договора или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем в соответствии с принципом взаимности этому государству запрашиваемых им лиц.

При направлении запроса о выдаче на основе принципа взаимности обязательным условием является признание законодательством обоих государств деяния, в связи с которым направлен запрос, уголовно наказуемым. Причем за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание – в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев – при выдаче для исполнения приговора (ч. 1, 2 ст. 460 УПК РФ).

Запрос о выдаче направляется через Генеральную прокуратуру РФ, куда предоставляются все необходимые материалы для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства указанного запроса.

Требования к запросу о выдаче сформулированы в ч. 4 ст. 460 УПК РФ и предусматривают:

а) наименование и адрес запрашивающего органа;

б) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дата его рождения, сведения о гражданстве, месте жительства или пребывания и другие данные о его личности. По возможности прилагаются описание внешности, фотография и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;

в) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного запрашиваемым лицом, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста уголовного закона, предусматривающего ответственность за это преступление, и обязательным указанием санкций;

г) сведения о месте и времени вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий постановления.

Если осуществляется экстрадиция лица, уже осужденного за совершение преступления, в целях исполнения приговора на территории РФ, в запросе, наряду с приведенными сведениями, должны содержаться данные о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу.

К запросу о выдаче лица для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а к запросу о выдаче для исполнения приговора – заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания (ч. 5 ст. 460 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный закон очерчивает пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации, которые ограничиваются преступлением, указанным в запросе, если не имеется согласия иностранного государства на привлечение к ответственности за другое преступление. Так, выданное лицо не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче (ч. 1 ст. 461 УПК РФ).

Согласие иностранного государства не требуется в случаях, когда выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него не покинуло территорию РФ или покинуло РФ, но затем добровольно возвратилось обратно (ч. 2 ст. 461 УПК РФ).

Со своей стороны Российская Федерация в соответствии с заключенным ею международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории РФ, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по УК РФ и законам государства, направившего запрос о выдаче. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что согласно заверениям иностранного государства, направившего запрос, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по просьбе Российской Федерации будет произведена выдача (ч. 1, 2 ст. 462 УПК РФ).

Решение вопроса о выдаче Российской Федерацией лица, находящегося на ее территории, предполагает соблюдение ряда условий.

Прежде всего, выдача осуществляется в отношении преступлений, наказуемых по уголовному закону лишением свободы на срок свыше одного года или более тяжким наказанием (при выдаче для уголовного преследования). Выдача для исполнения приговора возможна, если лицо, в отношении которого направлен запрос, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию. И наконец, выдача может быть произведена лишь когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что запрашиваемое лицо будет преследоваться только за преступление, указанное в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации (ч. 3 ст. 462 УПК РФ).

Запрос о выдаче, поступивший из другого государства, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Непосредственно принятие решения о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства возлагается на Генерального прокурора РФ или его заместителя. При поступлении запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица Генеральный прокурор РФ или его заместитель принимает решение, какой из запросов подлежит удовлетворению.

О вынесенном решении письменно уведомляется лицо, в отношении которого оно принято, с одновременным разъяснением ему права на обжалование данного решения в суд.

Согласно ч. 1 ст. 463 УПК РФ решение о выдаче может быть обжаловано в суд субъекта РФ по месту нахождения лица, в отношении которого принято это решение. Жалобу может принести лицо, подлежащее выдаче, или его защитник в течение 10 суток с момента получения уведомления. Проверка законности и обоснованности решения производится судом из трех судей в течение одного месяца со дня получения жалобы. В результате суд выносит определение о признании решения о выдаче лица незаконным или необоснованным и его отмене, либо об оставлении жалобы без удовлетворения. Любое из определений суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РФ в течение 7 суток со дня вынесения.

Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято, а в случае обжалования этого решения выдача не осуществляется вплоть до вступления в силу судебного решения (ч. 6 ст. 462 УПК РФ).

В ходе рассмотрения запроса иностранного государства о выдаче лица Генеральный прокурор РФ для обеспечения возможности ее производства решает вопрос о необходимости избрания лицу меры пресечения. В частности, если к запросу прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе применить в отношении этого лица меру пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу (на срок, не превышающий 2 месяца) без подтверждения указанного решения судом РФ. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ (постановление от 29 октября 2009 г. № 22) указанное решение прокурора может быть обжаловано в суд в соответствии со ст. 125 УПК РФ. В том случае, когда упомянутого решения судебного органа иностранного государства не представлено, прокурор в целях обеспечения выдачи лица разрешает вопрос о необходимости  избрания ему меры пресечения в порядке, установленном УПК (ч.ч. 1, 2 ст. 466).

То есть , в этом случае избрание в отношении лица меры пресечения в виде заключения под стражу допускается лишь по постановлению соответствующего суда Российской Федерации на основании ходатайства прокурора в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК РФ (п.34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 22).

Продлевая срок содержания под стражей в отношении такого лица, суду необходимо руководствоваться положениями ст. 109 УПК РФ При этом следует учитывать, что лицо, взятое под стражу должно быть освобождено, если требование о его выдаче не будет получено в течение 40 дней со дня взятия под стражу.

Положениями ст. 464 УПК РФ регламентируются основания отказа в выдаче лица. Процессуальный закон разделяет их на две группы: а) обстоятельства, недопускающие выдачу лица, б) обстоятельства, при которых в выдаче может быть отказано. Нормы УПК, содержащие основания первой группы, императивно исключают возможность выдачи, а второй группы – предоставляют право отказать в выдаче. Так, не допускается выдача: гражданина РФ; лица, которому предоставлено убежище в РФ в связи с возможностью преследований в иностранном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям; лица, в отношении которого на территории РФ за то же деяние вынесен вступивший в силу приговор или прекращено производство по делу; если по законодательству РФ уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию; а также когда имеется решение суда РФ о существовании препятствий для выдачи в соответствии с законодательством и международными договорами РФ (ч. 1 ст. 464 УПК РФ).

Основания, при наличии которых в выдаче может быть отказано, приведены отдельно в ч. 2 ст. 464 УПК РФ.

Основания отказа в выдаче лица, предусмотренные УПК, согласуются с положениями Минской конвенции, Европейской конвенции о выдаче и основными международными принципами осуществления экстрадиции. Между тем следует отметить, что Российская Федерация в соответствии с оговорками к указанной Европейской конвенции, утвержденными Федеральным законом «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» от 25 октября 1999 г., оставила за собой право отказать в выдаче дополнительно по ряду оснований, закрепленных в ст. 1 этого Закона. Например, Российская Федерация вправе отказать в выдаче, если имеются серьезные причины полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, будет подвергнуто пыткам или другим видам жестокого обращения в запрашивающем государстве.

Закон закрепляет возможность отсрочки в выдаче лица иностранному государству, которая допустима, если запрашиваемое лицо в данный момент подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории РФ. Однако, когда отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, лицо может быть выдано на время, но при наличии обязательства соблюдать условия, установленные Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ст. 465 УПК РФ).

После принятия решения о выдаче лица, согласно ст. 467 УПК РФ, Российская Федерация уведомляет иностранное государство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 суток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи.

В случае, если иностранное государство по не зависящим от него обстоятельствам не может принять лицо, подлежащее выдаче, и уведомляет об этом Российскую Федерацию, дата передачи может быть перенесена. В аналогичном порядке возможно перенесение даты передачи, если Российская Федерация по не зависящим от нее обстоятельствам не может передать указанное лицо. Вместе с тем в любом случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи (ст. 467 УПК РФ).

При осуществлении выдачи запрашиваемого лица компетентному органу иностранного государства по запросу могут быть переданы предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем. Допускается передача предметов и тогда, когда выдача лица невозможна вследствие его смерти или по другим причинам. Передача указанных предметов может быть временно задержана, если они необходимы для производства по другому уголовному делу.

В целях обеспечения прав третьих лиц передача предметов проводится лишь при наличии обязательства соответствующего учреждения иностранного государства об их возврате по окончании производства по уголовному делу (ст. 468 УПК РФ).

Направление и исполнение запросов об осуществлении

уголовного преследования

Правовыми актами многих стран устанавливается запрет на выдачу собственных граждан иностранному государству для осуществления уголовного преследования. В этой связи УПК регламентирует возможность направления материалов уголовного дела по факту совершения преступления иностранным гражданином на территории РФ для осуществления уголовного преследования компетентными органами государства, гражданином которого он является.

В данной ситуации все материалы соответствующего уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК РФ).

В ряде договоров о правовой помощи содержится форма ходатайства (поручения) об осуществлении уголовного преследования, предусматривающая, наряду с указанием фамилии и имени подозреваемого лица, данных о его гражданстве и прочих сведений о личности, необходимость описания внешности этого лица, по возможности, приложения фотографии и дактокарты.

В свою очередь, Российская Федерация в соответствии с международными договорами или на основе принципа взаимности исполняет запросы иностранных государств об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в РФ.

Эти запросы рассматриваются Генеральной прокуратурой РФ. Предварительное расследование в таких случаях производится в порядке, установленном УПК РФ (ч. 1 ст. 459).

Следует отметить, что при совершении на территории иностранного государства преступления гражданином РФ, возвратившимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ, в соответствии с УПК (ч. 2 ст. 459).

Таким образом, в Генеральную прокуратуру РФ из другого государства могут поступить, как материалы проверки по факту совершенного преступления, по которым будет рассматриваться вопрос о возможности возбуждения уголовного дела в порядке ст.ст. 144-148 УПК РФ, так и материалы возбужденного уголовного дела (с запросом об осуществлении уголовного преследования), подлежащего расследованию по правилам уголовно-процессуального законодательства РФ.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что взаимодействие следователя с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств при производстве по уголовным делам является важным элементом процессуальной деятельности следователя, служащим выполнению назначения уголовного судопроизводства. К основным направлениям такого взаимодействия относятся: направление и исполнение запросов об оказании правовой помощи, выдача лиц для уголовного преследования, направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования лиц, находящихся на территории другого государства, и исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования на территории Российской Федерации, информационное сотрудничество по вопросам расследования преступлений.

Международное сотрудничество по оказанию помощи в сфере уголовного судопроизводства основывается на международных договорах (в том числе межправительственных, межведомственных), законодательстве и подзаконных актах Российской Федерации, а также на принципе взаимности.

 

Литература

Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 14 сентября 2005 г.

Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 16 мая 2005 г.

Конвенция ООН против коррупции 31 октября 2003 г.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 22 января 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.

Европейская конвенция о пресечении терроризма 27 января 1977 г. с дополнительным протоколом 2003 г.

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 20 апреля 1959 г. с дополнительным протоколом 1978 г.

Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами 1975 и 1978 г.

Венская конвенция о дипломатических сношениях // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 18. Ст. 221.

Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 22 декабря 1992 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 1598.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 14 сентября 1992 г.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 25 февраля 1993 г.

Договор между Российской Федерацией и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам 17 июня 1999 г.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам 28 мая 1999 г.

Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам 20 октября 1997 г.

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью 25 ноября 1998 г.

Федеральный закон «О международных договорах РФ» от 15 июля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

Соглашение между Генеральными прокурорами государств-участников Протокола к Минской конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам 29 июня 2000 г.

Приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 6 октября 2006 г. «Об утверждении инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола».

Указание Генеральной прокуратуры РФ № 32/35 от 20 июня 2002 г. «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК РФ».

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – 2 декабря.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» // Российская газета. – 2009. – 11 ноября.

Артемова В.В. Взаимодействие следователя с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств // Предварительное следствие. Учебник / Под ред. М.В. Мешкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2009.

Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 2001.

Быкова Е. Получение доказательств в ходе международно-правового сотрудничества // Уголовное право. 2006. № 2.

Волеводз А.Г. Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. М.: Юрлитинформ, 2002.

Карасева Е.В. Взаимодействие органов расследования Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств при производстве по уголовным делам // Предварительное следствие в органах внутренних дел: Курс лекций / Под ред. М.В. Мешкова. М.: Книжный мир, 2004.

Карасева Е.В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия при МВД Российской Федерации. М., 2000.

Коняхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // Законность. 2005. № 1.

Курочкина Л.А. Принципы и нормы Совета Европы в уголовном судопроизводстве Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 4.

Михайленко К. Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам // Российская юстиция. 2003. № 10.

Невский С.А., Кузьмин Г.А. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора по УПК РФ // Следователь. 2005. № 4.

Порядок взаимодействия при производстве уголовно-процессуальных действий // Интерпол-Информ. НЦБ ИП РФ. М., 2003.

Родионов К.С. Сотрудничество государств в борьбе с преступностью. М., 2002.

Сборник международных договоров РФ по оказанию правовой помощи. М., 1996.

Сборник международных соглашений МВД России. М., 1996.

Строганова А.К. Условия и основания отказа в выдаче // Российский следователь. 2002. № 3.

Строганова А.К. Экстрадиция в уголовном процессе Российской Федерации. М.: Щит-М, 2005.

Табалдиева В.Н. Правовая помощь по уголовным делам. М., 2004.

Уголовно-процессуальное право РФ: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской. М.: Юрист, 2005.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code