§ 2. Виды судебных экспертиз

На практике, при назначении судебных экспертиз, как правило, отдается предпочтение экспертам, работающим в государственных судебно-экспертных учреждениях.

Наиболее разветвленной сетью судебно-экспертных учреждений располагают МВД России, Минюст России, Росздрав России. В некоторых иных министерствах и ведомствах (например, ФСБ России, ФТС России, Минобороны России и некоторых других) также действуют судебно-экспертные учреждения. Виды экспертиз, производство которых возможно в указанных судебно-экспертных учреждениях, определяются ведомственными правовыми актами.

Например, экспертные учреждения, входящие в систему МВД России, производят следующие судебные экспертизы: автороведческую; автотехническую; баллистическую; биологическую экспертизу тканей и выделений человека, животных; ботаническую; бухгалтерскую; видеотехническую; взрывотехническую; геммологическую; дактилоскопическую; компьютерную; лингвистическую; медико-криминалистическую; налоговую; пожарно-техническую; портретную; почвоведческую; почерковедческую; технико-крминалистическую экспертизу документов; трасологическую; финансово-аналитическую; финансово-кредитную; фоноскопическую; фототехническую; экспертизу материалов, веществ и изделий; экспертизу пищевых продуктов; экспертизу холодного оружия.

В судебно-экспертных учреждениях Минюста России производятся следующие судебные экспертизы: почерковедческая; автороведческая, техническая экспертиза документов; фототехническая; портретная; трасологическая; видео- и звукозаписей; оружия и следов выстрела; взрывотехническая; материалов, веществ и изделий; почвоведческая; биологическая; автотехническая; пожарно-техническая; взрывотехнологическая; строительно-техническая; бухгалтерская; финансово-экономическая; товароведческая; психологическая; компьютерно-техническая; маркировочных обозначений; экологическая; лингвистическая; экспертиза электробытовой техники.

Судебно-экспертные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав России) проводят судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы.

В судебно-экспертных учреждениях Министерства обороны России производятся: криминалистические экспертизы, судебно-медицинские, судебно-психиатрические, судебно-биологические, молекулярно-генетические, судебно-химические и некоторые другие экспертизы.

Судебно-экспертные учреждения Федеральной таможенной службы (ФТС России) проводят материаловедческие, идентификационные, товароведческие, химические, сертификационные, технологические, экологические, искусствоведческие и иные виды экспертиз, например, гемологические экспертизы качества и стоимости изделий, содержащих драгоценные камни.

Судебно-экспертные учреждения ФСБ России производят экспертизы для органов расследования данного ведомства. Однако действующее законодательство не содержит запрета на производство экспертными учреждениями ФСБ России судебных экспертиз по поручению иных органов расследования и суда.

При выборе эксперта или экспертного учреждения необходимо учитывать: особенности объектов экспертного исследования; характер вопросов, поставленных на разрешение эксперта; научно-технические и иные ресурсные возможности судебно-экспертных учреждений.

При поручении экспертизы частному лицу следователю необходимо получить достаточные данные о характере его профессиональной специализации, компетентности, убедиться в отсутствии оснований, препятствующих его участию в производстве по уголовному делу в качестве эксперта (перечень которых установлен ст. 61 УПК РФ).

Лицу, производящему расследование, необходимо иметь в виду, что деятельность участников уголовного процесса, связанная с подготовкой, назначением и производством судебной экспертизы, как правило, требует продолжительного времени.

В зависимости от вида судебной экспертизы, на это может понадобиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Это, в свою очередь, может повлечь за собой необходимость продления срока предварительного следствия по уголовному делу и срока содержания обвиняемого под стражей, что также потребует существенных затрат служебного времени, сил и средств.

Данные обстоятельства следует учесть при составлении плана расследования по уголовному делу и определении приоритетов в последовательности производства необходимых по уголовному делу процессуальных и следственных действий.

Следует также обратить внимание, что существующая ныне судебная и следственная практика исходит из невозможности назначения и производства судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела и по делу, приостановленному производством.

Анализируя данную позицию судебной и следственной практики в соотношении с нормами уголовно-процессуального закона следует отметить, что она не вызывает сомнений только применительно к тем случаям, когда экспертиза производится в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля либо, если для ее производства следователю необходимо в порядке, предусмотренном ст. 202 УПК РФ, получить образцы для сравнительного исследования.

В первом случае назначению и производству экспертизы до возбуждения уголовного дела препятствуют номы УПК РФ, согласно которым лицо не может приобрести процессуальный статус подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля до возбуждения уголовного дела. А также то, что производство экспертизы может потребовать такого ограничения прав и конституционных свобод личности, которое возможно только по уголовному делу.

Во втором случае препятствием для назначения и производства экспертизы до возбуждения уголовного дела и по делу, приостановленному производством, является то, что получение следователем образцов для сравнительного исследования – это следственное действие, которое не может производиться до возбуждения уголовного дела и по делу, приостановленному производством.

В остальных случаях, возможных в судебной и следственной практике, правовых препятствий для назначения и производства экспертизы до возбуждения уголовного дела либо по делу, приостановленному производством, не существует.

В заключении следует отметить, что следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий. Факт присутствия следователя при производстве судебной экспертизы отражается в заключении эксперта (ст. 197 УПК РФ).

 

Литература

Бородкина Т.Н. Реализация процессуального статуса специалиста на стадии предварительного расследования. – М.: «Юрлитинформ», 2009.

Ефимичев П.С. Следственные действия по Уголовно-процессуальному кодексу РФ: теория и практика. – М.: «Экзамен», 2008.

Лазарева Л.В. Специальные знания и их применение в доказывании по уголовному делу: Монография. – М.: «Юрлитинформ», 2009.

Меретухов Г.М., Данильян С.А., Гусев А.В. Экспертно-криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел России. – М.: «Юрлитинформ», 2009.

Мурашкн И.А., Яловой О.В. Судебно-экспертные учрежления Министерства обороны Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: «Юркнига», 2004.

Экспертизы на предварительном следствии: Краткий справочник / Под ред. В.В. Мозякова. – М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2002.

________________________

Глава 25. Организация и производство судебных экспертиз

§ 1. Основания, порядок и правила назначения и производства экспертиз

§ 2. Виды судебных экспертиз

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code