§ 3. Условия и порядок применения мер пресечения

Наличие оснований для избрания меры пресечения делает возможным ее применение лишь при соблюдении ряда предусмотренных УПК РФ правовых условий.

Во-первых, мера пресечения может быть применена только по возбужденному уголовному делу.

Во-вторых, мера пресечения может быть применена только дознавателем, следователем или судом и только по уголовному делу, находящемуся в их производстве.

При решении вопроса о выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора на территории иностранного государства, если к запросу о выдаче прилагается решение судебного органа этого государства о заключении под стражу, правом подвергнуть лицо домашнему аресту или заключить под стражу обладает – прокурор. Причем, в таком случае последнему не требуется подтверждения указанного решения судом Российской Федерации (ч.2 ст. 466 УПК РФ).

Если же запрос иностранного государства о выдаче лица не содержит при себе  решение судебного органа об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, то, в целях обеспечения возможности выдачи лица, прокурор решает вопрос о необходимости избрания какой-либо меры пресечения в обычном порядке, предусмотренном УПК РФ.

В-третьих, мера пресечения не может быть более суровой, нежели чем грозящее обвиняемому (подозреваемому) уголовное наказание. Если санкция инкриминируемой обвиняемому статьи УК РФ не предусматривает лишение свободы, то и избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу не разрешается.

В-четвертых, мера пресечения может быть применена только к надлежащему субъекту. Таковым по действующему процессуальному закону является обвиняемый или подозреваемый.

В-пятых, важнейшим условием для избрания меры пресечения является установление в действиях надлежащего субъекта состава преступления. Именно поэтому мера пресечения должна избираться обвиняемому, то есть лицу, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Особенность данного условия еще и в том, что, указывая на достаточность доказательств, для обвинения лица в совершении преступления, оно образует и основание применения меры пресечения. Рассуждая таким образом, справедливо предположить, что избрание меры пресечения до этого процессуального момента не должно быть допустимым. Тем не менее, закон устанавливает возможность избрания меры пресечения в отношении подозреваемого. При этом делается оговорка об исключительности подобных ситуаций. В качестве дополнительных гарантий для подозреваемого в этом случае указывается, что обвинение ему должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения. Если подозреваемый был задержан, а потом заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения немедленно отменяется.

В случае избрания меры пресечения в отношении лица, подозреваемого в совершении преступлений террористического характера, захвате заложников, организации или участии в незаконном вооруженном формировании, бандитизме, организации преступного сообщества (преступной организации), посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственном захвате власти, вооруженном мятеже, диверсии, либо нападении на лиц, которые пользуются международной защитой, то обвинение должно быть предъявлено не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания.

К подозреваемому, обвиняемому может быть применена одновременно только одна мера пресечения.

Из сказанного видно, что избрание меры пресечения есть важное процессуальное решение, в значительной степени обеспечивающее соблюдение законности при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел. Правильное, обоснованное применение мер пресечения служит гарантией неприкосновенности личности и, вместе с тем, предупреждает совершение новых преступлений.

Установив, что имеются основания и соблюдены надлежащие условия в пределах предоставленных полномочий, согласно ст. 97 УПК РФ,  дознаватель, следователь выносят мотивированное постановление, а суд  – определение, содержащее указание на преступление в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания соответствующей меры пресечения. По делам, по которым привлекаются к уголовной ответственности не одно, а несколько лиц, в отношении каждого обвиняемого выносится отдельное постановление об избрании меры пресечения.

Постановление (определение) об избрании меры пресечения состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части постановления указываются время и место его вынесения. Этим не только устанавливается момент, с которого начинается течение срока применения меры пресечения, но и возможность контроля за его  соблюдением.

Приводятся сведения о должности, звании, а также фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление. Указывается номер дела, по которому выносится постановление.

В описательно-мотивировочной части излагается сущность предъявленного обвинения (подозрения). Далее приводятся основания принятия меры пресечения, а также обстоятельства, повлекшие применение именно данного вида меры пресечения. При наличии ходатайства о применении определенной меры пресечения, поступившего от стороны защиты, следует изложить суть этого ходатайства и дать ответ – подлежит ли оно удовлетворению.

В резолютивной части постановления, если мера пресечения применяется без судебного решения, указываются фамилия, имя, отчество, год и место рождения обвиняемого (подозреваемого), наименование избранной меры пресечения. Постановление подписывается лицом, его составившим.

Если же мера пресечения применяется по судебному решению, то в резолютивной части постановления органа расследования, помимо приведенных выше требований, должно быть указано ходатайство об ее избрании.

В таких случаях по результатам рассмотрения ходатайства органа расследования суд выносит постановление об избрании меры пресечения. Подпись судьи в постановлении скрепляется гербовой печатью.

Если судья не согласен с ходатайством органа расследования о применении меры пресечения – он выносит постановление об отказе в удовлетворении ходатайства.

В этом случае дознаватель, следователь вправе избрать (если мера не требует судебного решения) или ходатайствовать об избрании другой меры пресечения (если судебное решение требуется), о чем выносится новое постановление. Вместе с тем, закон не запрещает судье по собственной инициативе при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК РФ и обстоятельств, зафиксированных в ст. 99 УПК РФ избрать меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.

Постановление с первоначальным ходатайством, в удовлетворении которого было отказано судом,  приобщается к делу, как и само постановление суда об отказе в удовлетворении этого ходатайства.

Копия постановления об избрании меры пресечения незамедлительно вручается лицу, в отношении которого оно вынесено,  а также  его защитнику и законному представителю по их просьбе. Одновременно ему разъясняется  порядок обжалования постановления. Вручение копии постановления подтверждается подписью лица, которому она вручена в первом экземпляре документа. При отказе лица поставить свою подпись – следователем (дознавателем) на постановлении делается соответствующая отметка. Кроме того, обвиняемому (подозреваемому) должна быть предоставлена возможность дословно изложить причины такого отказа.

Постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, направляется в следственный изолятор как основание для принятия и содержания обвиняемого (подозреваемого) под стражей.

Мера пресечения отменяется в случаях: когда в ней отпадает необходимость (ст. 110 УПК РФ); когда она применялась к лицу, подозревавшемуся в совершении преступления, до предъявления обвинения, однако по истечении 10 дней (или 30 суток) с момента ее избрания (с момента задержания), обвинение предъявлено не было (ст. 100 УПК РФ); когда прекращается уголовное дело (ст. 213 УПК РФ); когда имеется необходимость в ее изменении на менее или более строгую (ст.110 УПК РФ).

Изменение меры пресечения на менее строгую может быть вызвано изменением обвинения в сторону смягчения ответственности, болезненным состоянием обвиняемого, тяжелыми семейными обстоятельствами.

Изменение меры пресечения на более строгую производится в случаях, когда ранее избранная мера не оказывает на лицо надлежащего воздействия и оно продолжает совершать действия для предотвращения которых она была применена, в случаях изменения обвинения на более тяжкое и в некоторых иных случаях, предусмотренных законом.

Об отмене или изменении меры пресечения дознаватель, следователь и судья выносят постановление, а суд – определение.

Отмена или изменение меры пресечения с освобождением лица из под стражи может осуществляться следователем, дознавателем самостоятельно. Если же мера пресечения, в ходе досудебного производства была избрана следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, то в этом случае она может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.

_______________________

Глава 24. Избрание меры пресечения

§ 2. Основания для избрания меры пресечения и учитываемые при этом обстоятельства

§ 3. Условия и порядок применения мер пресечения

§ 4. Виды мер пресечения

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code