Статья 26. Дисциплина труда на железнодорожном транспорте общего пользования

Комментарий к статье 26 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

  1. Для более детального рассмотрения вопроса о дисциплине труда работников железнодорожного транспорта необходимо обратиться к Постановлению Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации», которым утверждено соответствующее Положение.

В целях обеспечения безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, а также во избежание ситуаций, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, от работников предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта требуются высокая организованность в работе и безукоризненное выполнение трудовых обязанностей (п. 1 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Нарушение дисциплины на железнодорожном транспорте создает угрозу жизни и здоровью людей, безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, а также приводит к невыполнению договорных обязательств (п. 1 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Дисциплина работников состоит в соблюдении ими порядка, правил и норм, установленных законодательством РФ, нормативными актами, применяемыми на железнодорожном транспорте, в выполнении приказов и указаний руководителей предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта (далее — руководители), а также обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами (контрактами) (п. 4 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Согласно п. 5 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ работник обязан:

— обеспечивать безопасность движения поездов и маневровой работы, своевременную доставку грузов и пассажиров, соблюдать график движения поездов, сокращать простои подвижного состава;

— беречь технические средства железнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны, путь, средства связи и др.), а также оборудование, материалы и объекты железнодорожного транспорта, обеспечивать сохранность перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, принимать меры к предупреждению и пресечению случаев их хищения;

— выполнять правила и нормы по охране труда, технике безопасности и охране окружающей природной среды;

— проявлять заботу о пассажирах, обеспечивая высокую культуру их обслуживания;

— знать и выполнять требования настоящего Положения.

Согласно п. 6 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ руководитель обязан:

— правильно организовывать работу подчиненных, четко отдавать приказы и указания и проверять их точное и своевременное исполнение, уделяя особое внимание вопросам организации безопасности движения поездов и маневровой работы, обеспечивать внедрение научной организации труда и управления;

— обеспечивать соблюдение режима экономии, финансовой дисциплины и выполнение договорных обязательств, рациональное и эффективное использование материальных ресурсов, сохранность перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их утрате, порче и хищению;

— уделять внимание повышению уровня государственной и трудовой дисциплины, добиваться сокращения потерь рабочего времени и текучести кадров, поощрять отличившихся по службе работников и строго взыскивать с нарушителей дисциплины, быть чутким к людям, их нуждам и запросам;

— подавать пример добросовестного отношения к выполнению служебного долга, а также достойного поведения как на службе, так и вне ее.

Согласно п. 7 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ руководящий состав и работники, связанные с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, движением поездов и маневровой работой, получающие форменную одежду на льготных условиях, при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

Работники могут поощряться за образцовое выполнение трудовых обязанностей, улучшение качества работы, повышение производительности труда, новаторство, инициативу, обеспечение сохранности перевозимых грузов и багажа, бережное отношение к другому имуществу, которое было им вверено, а также за продолжительную и безупречную работу.

Пункт 9 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ закрепляет следующие виды поощрений для работников железнодорожного транспорта:

— объявление благодарности;

— выдача премии;

— награждение ценным подарком;

— награждение Почетной грамотой;

— присвоение звания лучшего работника по профессии или других званий за успехи в работе с вручением памятного знака и выплатой денежного вознаграждения;

— поощрения, предусмотренные коллективным договором;

— награждение нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику».

Допускается одновременно применение нескольких видов поощрений.

За особые трудовые заслуги работники представляются в установленном порядке к государственным наградам РФ.

Порядок поощрения работников закреплен в п. 11 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ. Согласно названному пункту порядок заключается в следующем:

— право объявления благодарности имеет каждый руководитель;

— объявление благодарности в приказе, выдача премии, награждение ценным подарком, Почетной грамотой производятся руководителем, имеющим право приема на работу данного работника. Руководитель может применять другой вид поощрения, предусмотренный коллективным договором;

— присвоение звания лучшего работника по профессии и других званий за успехи в работе производится в установленном порядке;

— награждение нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику» производится приказом Министра путей сообщения РФ.

Перечень должностных лиц, имеющих право поощрять работников ведомственной охраны, устанавливается Министром путей сообщения РФ. Вышестоящий руководитель пользуется принадлежащим нижестоящему руководителю правом поощрения работников в полном объеме. Поощрения объявляются в приказе и вносятся в трудовую книжку работника.

Дисциплинарная ответственность работников железнодорожного транспорта также регламентируется рассматриваемым Положением.

Дисциплинарный проступок — это виновное нарушение дисциплины работником. Дисциплинарный проступок — это также виновное нарушение установленных правил поведения в служебных помещениях, поездах, на территории предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, если оно совершено и не при исполнении трудовых обязанностей.

Перечень категорий работников, которые несут дисциплинарную ответственность за нарушение установленных правил поведения не при исполнении трудовых обязанностей, определяется Министерством путей сообщения РФ (ныне Минтрансом РФ) по согласованию с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей (п. 14 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

За совершение работником дисциплинарного проступка к нему могут применяться взыскания, предусмотренные законодательством РФ о труде: замечание, выговор, увольнение, а также лишение предупредительных талонов машинистов (помощников).

Не допускается перевод работника в виде дисциплинарного взыскания на такую работу, которая противопоказана ему по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению (п. 15 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Дисциплинарное взыскание в виде увольнения может налагаться, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ о труде, также за совершение работником грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или приведшего к нарушению сохранности грузов, багажа и вверенного имущества, неисполнению служебных обязанностей по обслуживанию пассажиров (п. 18 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Перечень грубых нарушений дисциплины, за которые может налагаться указанное дисциплинарное взыскание, и категорий работников, которые могут быть привлечены к этому виду дисциплинарной ответственности, утверждается Министерством путей сообщения РФ (ныне Минтрансом РФ) по согласованию с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей (ч. 2 п. 18 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Увольнение работника железнодорожного транспорта производится в порядке, который предусмотрен действующим законодательством РФ.

Дисциплинарное взыскание может налагать руководитель, который обладает правом приема на работу работника, совершившего дисциплинарный проступок.

Согласно п. 21 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ Министр путей сообщения РФ (сейчас эти функции выполняет Министр транспорта РФ), заместители министра, руководители департаментов министерства, начальники железных дорог, отделений железных дорог, руководители предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта могут налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора и на тех подчиненных им работников, которые назначаются на должность вышестоящими органами.

Заместители министра могут налагать все виды дисциплинарных взысканий, кроме освобождения от занимаемой должности и увольнения работников, назначаемых министром (п. 21 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Заместители начальника железной дороги могут налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора на работников предприятий, учреждений и организаций по подведомственным отраслям хозяйства (п. 21 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Начальник железнодорожной станции может налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора на работников (независимо от их подчиненности) предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, работающих на территории станции, в случае невыполнения ими данного начальником станции распоряжения по вопросам, связанным с обеспечением нормальной работы станции, с последующим уведомлением об этом соответствующих руководителей (п. 21 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Без соответствующего воздействия руководителя не должен оставаться ни один дисциплинарный проступок. Руководитель, который не использует либо превысил предоставленные ему дисциплинарные права, несет за это ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (п. 21 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Работник, который совершил проступок, угрожающий безопасности движения поездов и маневровой работы либо жизни и здоровью людей, отстраняется от работы на этот рабочий день (смену) должностным лицом, осуществляющим распорядительные или контрольно-инспекторские функции на данном участке, с немедленным уведомлением об этом соответствующего руководителя. В уведомлении должны быть подробно изложены причины и обстоятельства, вызвавшие отстранение от работы. Отстранение от работы без достаточных оснований влечет за собой ответственность виновного должностного лица в установленном порядке (п. 22 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

В отсутствие соответствующих руководителей дисциплинарные взыскания могут применяться должностными лицами, которые официально исполняют их обязанности.

До применения дисциплинарного взыскания руководитель обязан всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах допущенного проступка, предварительно затребовав от работника, совершившего его, письменное объяснение (п. 24 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Следует также отметить, что согласно названному пункту отказ работника от дачи письменного объяснения не освобождает его от дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести дисциплинарного проступка, совершенного работником, обстоятельствам его совершения, а также степени виновности работника.

При определении вида дисциплинарного взыскания руководитель должен учитывать характер данного проступка, причиненный им вред, обстоятельства, при которых он совершен, а также предшествующую службу работника, совершившего проступок (ч. 4 п. 24 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

При наложении дисциплинарного взыскания руководитель должен соблюдать правила служебной этики и не допускать унижения личного достоинства подчиненного (ч. 5 п. 24 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от какой-либо другой ответственности, которая предусмотрена законодательством РФ.

Дисциплинарное взыскание может сочетаться с лишением в установленном порядке премий, вознаграждения по итогам работы за год и другими мерами, предусмотренными законодательством РФ и коллективным договором.

Согласно ч. 1 п. 26 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни, пребывания в отпуске. Ранее данный пункт содержал положения о том, что дисциплинарное взыскание не налагалось во время нахождения работника в пути следования в пассажирских или грузовых поездах, а также использования работником суммированных дней отдыха.

Однако решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2002 г. N ГКПИ02-375, разъясненным Определением Верховного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N ГКПИ02-375, ч. 1 п. 26 настоящего Положения в части слов: «…времени нахождения работника в пути следования в пассажирских или грузовых поездах…, а также времени использования работником суммированных дней отдыха» признана незаконной. Это произошло из-за несоответствия указанных положений ст. 193 ТК РФ, в которой сказано, что дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Суд решил, что время нахождения работника в пути следования в пассажирских или грузовых поездах, а также время использования работником суммированных дней отдыха в законе не поименованы, как обстоятельства, которые влекут прерывание течения месячного срока для применения дисциплинарного взыскания, поэтому требования ч. 1 п. 26 Положения в этой части являются незаконными.

Следует отметить, что в случае передачи материалов в органы дознания или предварительного следствия, а также на рассмотрение трудового коллектива дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела либо вынесения трудовым коллективом решения о постановке перед соответствующим руководителем вопроса о применении дисциплинарного взыскания (ч. 2 п. 26 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее шести месяцев, а по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности — позднее двух лет со дня совершения проступка. В этот срок не включается время производства по делу в уголовном порядке (ч. 3 п. 26 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Вышестоящий руководитель в пределах полномочий, которые ему предоставлены, имеет право отменить, смягчить либо усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, если найдет достаточные основания для подобного решения.

Усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о взыскании рассматривается в связи с обращением виновного работника (п. 27 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Согласно положениям п. 28 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ работник в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания и в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении может обжаловать такие приказы в установленном порядке.

Обжалование не приостанавливает исполнения приказа о наложении на работника дисциплинарного взыскания.

Если работник в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания не подвергался новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию, однако это не влечет за собой восстановления в должности работников, освобожденных от занимаемой должности или уволенных (п. 29 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Если работник не допустил нового нарушения трудовой дисциплины и проявил добросовестное отношение к труду, наложенное на него дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года (ч. 2 п. 29 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ).

Согласно положениям п. 30 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ трудовые споры работников по вопросам наложения дисциплинарных взысканий рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами общей юрисдикции.

  1. Комментируемая статья устанавливает, что забастовка как средство разрешения коллективных трудовых споров работниками железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования и перечень профессий которых определяется федеральным законом, является незаконной и не допускается. Согласно ст. 413 ТК РФ забастовки в организациях железнодорожного транспорта являются незаконными и не допускаются в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Решением Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г. N ГКПИ06-105В по гражданскому делу по заявлению Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников Приказ МПС РФ от 27 марта 2003 г. N 12 «Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества» был признан недействующим.

В обоснование своей позиции Суд указал на нарушение МПС РФ Порядка разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 901.

В нарушение указанного Порядка при утверждении данного перечня не было запрошено мнение общероссийского профессионального союза, действующего на железнодорожном транспорте — Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников.

Предусмотренный п. 2 комментируемой статьи запрет на проведение забастовки работниками железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневренной работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей был признан Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции РФ и ТК РФ.

Как указал Суд в Определении от 8 февраля 2007 г. N 275-О-П, введенное комментируемым Законом ограничение права работников железнодорожного транспорта на забастовку соответствует положениям пункта «б» ч. 1 ст. 413 ТК РФ, так как запрет относится к забастовке, проведение которой создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей, ТК РФ в сфере регулирования трудовых отношений имеет приоритетное значение; иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить его положениям; особенности регулирования, влекущие снижение уровня гарантий работникам и ограничение их прав, могут устанавливаться исключительно данным Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code