Статья 24. Организация работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях

Комментарий к статье 24 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

1. Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Чрезвычайные ситуации различают по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и террористические) (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Повышенная опасность железнодорожного транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с опасностью перевозимого груза. Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, происходят взрывы и пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно. Транспортные средства всегда автономны в пути следования, зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при аварии или пожаре. Транспорт осуществляет свои функции в различных, в том числе и особых, условиях: на земле, под землей, в воздухе, на воде. По железным дорогам перевозится несколько тысяч наименований грузов с различными свойствами по взрывопожарной опасности.

Дальнейший рост грузооборота железных дорог, использование подвижного состава повышенной грузоподъемности и применение тяжеловесных составов увеличивают возможность распространения пожаров до крупных размеров.

Для ликвидации аварий владельцы инфраструктуры и перевозчики за счет собственных средств должны содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иметь запас материальных и технических средств, заключать соответствующие договоры со сторонними организациями.

Для подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций рекомендуются к использованию следующие технические средства информации: наружные (располагаемые вне помещений) наземные и отдельно стоящие светодиодные панели на собственной опоре (Г-образной или П-образной формы) с размером экрана от 12 до 60 кв. м и энергопотреблением до 30 кВт; наружные (располагаемые вне помещений), размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели размером экрана до 12 кв. м; внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные телевизионные плазменные панели (далее — плазменные панели); внутренние (располагаемые внутри помещений) телевизионные проекционные экраны (далее — проекционные экраны); радиотрансляционные сети пассажирского транспорта; информационные плакаты на ограждениях объектов строительства, транспортных средствах наземного пассажирского транспорта и остановочных павильонах; уличные информационные таблички, стенды, вывески, плакаты, перетяжки, щитовые и крышные установки и др.; иные современные технические средства.

Для размещения технических средств информации МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ рекомендуются железнодорожные вокзалы — два участка под светодиодные панели на площади перед каждым вокзалом (или внутривокзальной площади) и четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого вокзала.

Владелец инфраструктуры и перевозчик обязаны:

— планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

— планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

— обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

— содержать собственные специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или по договору;

— создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

— обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

— создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

  1. Перевозки грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляются перевозчиками на основании заявок по мере предъявления таких грузов для перевозок.

Заявка должна содержать такие сведения, как: пункты (станции) отправления и назначения; организация (предприятие, учреждение и т.д.) — отправитель; дата и время готовности отправляемого формирования и имущества к погрузке; численность личного состава формирования, фамилия руководителя формирования или лица, возглавляющего бригаду работников, сопровождающего имущество; количество мест груза, единиц техники по типам, их масса, габариты и другие характеристики, требуемые правилами перевозок соответствующего вида транспорта; потребность в вагонах каждого типа или в количестве единиц других видов транспорта; потребность в местах на всех видах транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров.

Материальные ценности для обеспечения неотложных нужд при ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций принимаются к перевозке транспортными организациями по предъявлении груза без предварительной оплаты. Расчеты за перевозки сил и средств производит организация-отправитель с последующим возмещением ей этих расходов за счет ГКЧС РФ, региональных и ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям, принявших решение об их доставке.

Грузоотправитель, грузополучатель (отправитель, получатель в случае повагонной отправки грузобагажа) обязаны обеспечить немедленное направление мобильного подразделения или своих представителей на место транспортного происшествия.

Устранить аварийную ситуацию в наиболее короткие сроки и с наименьшими потерями, в том числе от возникновения побочных явлений, могут только специалисты. Грузоотправители, грузополучатели, специализирующиеся на производстве и потреблении продукции, с которой или под влиянием которой произошло происшествие, знают специфику своей продукции и способы нейтрализации ее воздействия на другие находящиеся рядом грузы, объекты, окружающую природную среду.

Принятие решения о направлении мобильного подразделения или своего представителя зависит от причин аварийной ситуации, ее сложности и возможных последствий.

  1. Во исполнение п. 2 комментируемой статьи Приказом Минтранса РФ от 26 июня 2008 г. N 94 был утвержден Порядок действий участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее в комментарии к статье — Порядок).

Согласно данному Порядку к участникам перевозочного процесса, на которых возложена обязанность принятия незамедлительных мер при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относятся:

— владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

— владельцы инфраструктуры железнодорожных путей необщего пользования;

— перевозчики;

— операторы железнодорожного подвижного состава;

— грузоотправители;

— грузополучатели.

Указанные лица на всех уровнях создают координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения и обязаны незамедлительно оповестить Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, ее территориальные органы, правоохранительные органы, территориальные органы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы местного самоуправления и других участников перевозочного процесса о возникновении чрезвычайных ситуаций, в результате которых имели место транспортные происшествия и иные, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, события.

Оперативное руководство ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, восстановлением прерванного движения поездов, обеспечением вывоза пассажиров, снабжением материалами, механизмами, оборудованием и питанием, выделением и доставкой дополнительного количества рабочих осуществляют комиссии владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (п. 5 Порядка).

Непосредственное управление ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций осуществляет оперативная группа, которая создается комиссией по ликвидации и призвана оценить обстановку и масштабы ситуации, скоординировать действия всех принимающих участие в работе по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и организовать оповещение населения, а при необходимости эвакуацию населения из зоны чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Осуществление мероприятий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при выполнении работ с опасными грузами производится по согласованию с сопровождающими их представителями грузоотправителя и (или) грузополучателя и при их участии (п. 8 Порядка).

Для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя и (или) грузополучателя, которые после получения требования от владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования немедленно направляются транспортом, обеспечивающим прибытие указанных сил и средств к месту чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в возможно короткие сроки.

  1. В соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

— разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Приказом Минтранса РФ от 23 января 2009 г. N 12 было утверждено Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее в комментарии к статье — Положение).

В указанную функциональную подсистему входят: органы управления, силы и средства Минтранса РФ, находящиеся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, а также владельцы инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, другие физические и юридически лица, осуществляющие деятельность на железнодорожном транспорте, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Координационными органами функциональной подсистемы являются:

— на федеральном уровне: комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте Федерального агентства железнодорожного транспорта, находящегося в ведении Минтранса РФ;

— на региональном уровне: комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций железнодорожного транспорта;

— на объектовом уровне: комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций железнодорожного транспорта (п. 4 Положения).

Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создаются руководителями Федерального агентства железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта. Указанные руководители возглавляют соответствующие комиссии.

В то же время функциональная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет постоянно действующие органы — структурные подразделения Минтранса РФ и Федерального агентства железнодорожного транспорта, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: в Минтрансе РФ — Департамент транспортной безопасности и специальных программ, в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта — Управление транспортной безопасности. Кроме того, в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта действует Отдел по опасным грузам и чрезвычайным ситуациям управления государственного железнодорожного надзора. Полномочия указанных органов определены нормативными документами об их создании.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code