Статья 23. Охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования

Комментарий к статье 23 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

  1. Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обеспечивается перевозчиком за счет собственных средств либо по договору с ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или другими организациями, за исключением обеспечиваемых грузоотправителями или грузополучателями охраны и сопровождения грузов в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ либо договором.

Перечень грузов (за исключением воинских), требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, определен Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 38.

Охрану грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях, а также защиту наиболее важных и иных объектов железнодорожного транспорта общего пользования от противоправных посягательств осуществляет Ведомственная охрана Федерального агентства железнодорожного транспорта, созданная Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2009 г. N 540 (далее — Ведомственная охрана).

Ведомственная охрана защищает охраняемые объекты от противоправных посягательств и охраняет грузы (в том числе специальные) в пути следования и на железнодорожных станциях; обеспечивает на охраняемых объектах пропускной и внутриобъектовый режимы; предупреждает и пресекает преступления и административные правонарушения на охраняемых объектах; осуществляет контроль за обеспечением пожарной безопасности и пожарного надзора на железнодорожном транспорте; участвует в установленном порядке в осуществлении контроля за соблюдением противопожарного режима, тушении пожаров, а также в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах (п. 6 Положения о Ведомственной охране, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2009 г. N 540).

Органом управления Ведомственной охраны является федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — ФГП ВО ЖДТ России), находящееся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Отношения ФГП ВО ЖДТ России с физическими и юридическими лицами строятся на договорной основе.

Организацию деятельности ФГП ВО ЖДТ России обеспечивают управление ФГП ВО ЖДТ России, а также управления филиалов и отрядов. Филиалы включают в себя подчиненные им отряды, пожарные команды и поезда, а также центры, пункты и стрелковые команды (группы) всех наименований.

В соответствии с КоАП РФ и Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 14 января 2010 г. N 5 должностные лица ФГП ВО ЖДТ России полномочны составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.17 КоАП РФ, и осуществлять административное задержание.

Организация охраны стационарных объектов, вагонов, контейнеров с грузами, грузов на открытом подвижном составе при их перевозке, транспортировке железнодорожным транспортом, денежных средств, ценностей, а также служебных документов регламентирована Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ от 21 сентября 2010 г. N 400 «Об утверждении Порядка организации деятельности Ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта».

В соответствии со ст. 17 Устава железнодорожного транспорта РФ Перечень грузов (за исключением воинских грузов), требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.

Перечень воинских грузов, которые при перевозках подлежат сопровождению подразделениями воинских частей, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством РФ предусмотрена военная служба, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Перевозки грузов с сопровождением осуществляются в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 38 утверждены Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны, и определен порядок обязательного сопровождения и охраны грузов в пути следования (далее — сопровождение) грузоотправителями, грузополучателями при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Сопровождение грузов осуществляется проводниками, в качестве которых могут выступать грузоотправитель, грузополучатель либо уполномоченные ими лица, в том числе ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ и иных федеральных органов исполнительной власти (далее — ведомственная охрана).

Действие Правил распространяется на перевозки грузов с сопровождением по территории РФ во всех видах сообщений.

Если международным договором РФ в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.

Сопровождение грузов проводниками производится непрерывно и может осуществляться двумя способами: постоянным и сменным.

Постоянное сопровождение грузов осуществляется одними и теми же проводниками без смены в пути следования от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции (далее — станция) назначения груза.

Сменное сопровождение грузов осуществляется со сменой проводников в пути следования грузов. Такое сопровождение груза осуществляется ведомственной охраной. В этом случае сменные проводники ведомственной охраны являются лицами, уполномоченными грузоотправителем, грузополучателем на сопровождение груза в пути следования на основании соответствующего договора. Перечень грузов, требующих обязательного постоянного сопровождения грузоотправителями, грузополучателями на весь путь следования от пункта погрузки до пункта выгрузки, и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утверждаются Минтрансом РФ по согласованию с МВД РФ. Грузоотправители, грузополучатели, а также уполномоченные ими лица могут осуществлять постоянное сопровождение грузов, перечисленных в перечне грузов, требующих сменного сопровождения и охраны в пути следования.

В соответствии со ст. 17 Устава железнодорожного транспорта в РФ перечень воинских грузов, которые при перевозках подлежат сопровождению подразделениями воинских частей, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством РФ предусмотрена военная служба, по согласованию с Минтрансом РФ. При перевозке груза между станциями отправления и назначения в пределах РФ постоянное и сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования (от момента приема грузов к перевозке до момента их выдачи грузополучателю) в порядке, установленном правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте. В таком же порядке осуществляется постоянное сопровождение при перевозке грузов в международном сообщении. При перевозке грузов со сменным сопровождением в международном сообщении через российские пограничные передаточные станции их сопровождение осуществляется проводниками в следующем порядке: при перевозках экспортных грузов — от станции отправления на территории РФ до выходной пограничной передаточной станции на территории РФ (сопровождение осуществляется от момента приема груза к перевозке на станции отправления до момента отправления груза с выходной пограничной передаточной станции); при перевозках импортных грузов — от входной пограничной передаточной станции РФ до станции назначения (сопровождение осуществляется с момента передачи перевозчиком ведомственной охране груза на входной пограничной передаточной станции до момента выдачи груза грузополучателю на станции назначения); при транзитных перевозках грузов — от входной пограничной передаточной станции на территории РФ до выходной пограничной передаточной станции на территории РФ (сопровождение осуществляется с момента передачи груза перевозчиком ведомственной охране на входной пограничной передаточной станции до момента отправления груза с выходной пограничной передаточной станции).

При перевозке грузов со сменным сопровождением в прямом смешанном сообщении сопровождение осуществляется в следующем порядке: при перевозке грузов в железнодорожно-водном сообщении — от станции отправления до припортовой станции (сопровождение осуществляется с момента приема груза к перевозке на станции отправления до момента сдачи перевозчику на припортовой станции); при перевозке грузов в водно-железнодорожном сообщении — от припортовой станции до станции назначения (сопровождение осуществляется с момента передачи перевозчиком грузов ведомственной охране на припортовой станции до момента выдачи грузополучателю на станции назначения). Передача грузов между перевозчиком и ведомственной охраной осуществляется по приемосдаточному акту, форма которого устанавливается Минтрансом РФ.

При выгрузке грузов на местах общего пользования силами и средствами перевозчика в принадлежащие ему склады и на площадки передача вагонов с грузами, в том числе контейнеров в вагонах, между перевозчиком и сменными проводниками осуществляется в следующем порядке:

— при исправности вагона, контейнера (исправном состоянии запорно-пломбировочных устройств (далее — ЗПУ), отсутствии признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера) их передача осуществляется при прибытии грузов на станцию назначения по памятке приемосдатчика с росписью перевозчика и сменного проводника в графах «Вагон сдал» и «Вагон принял»;

— при наличии неисправности вагона, контейнера (неисправном состоянии ЗПУ, наличии признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера) их передача осуществляется по результатам проверки и выгрузки грузов из вагона и контейнера с оформлением приемосдаточного акта, подписанного перевозчиком и сменным проводником, и при необходимости составленного перевозчиком коммерческого акта в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

При перевозках импортных или транзитных грузов, осуществляемых со сменным сопровождением, грузоотправитель, грузополучатель (при импорте) или уполномоченные ими лица (при транзите — транспортно-экспедиционные организации) до момента прибытия грузов на входную пограничную передаточную станцию РФ представляют перевозчику информацию о подходе грузов и заверенную копию надлежащим образом оформленной доверенности, выданной ведомственной охране на право сменного сопровождения грузов. В случае задержки вагонов, контейнеров на входных пограничных станциях по причинам, зависящим от грузоотправителя, грузополучателя или транспортно-экспедиционной организации, вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое этих лиц. В случае необеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, а также в случае их повреждения или несоответствия перевозочным документам и других неисправностей ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз. В этом случае в пути следования на основании письменного заявления проводников перевозчиком совместно с проводниками составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

При необходимости перевозчик может предоставлять проводникам новые ЗПУ по договору, которые учитываются как ЗПУ грузоотправителя. Предоставление новых ЗПУ отражается в акте общей формы с указанием номера ЗПУ и его стоимости.

В случаях обнаружения вагона, контейнера с неисправностями (неисправным состоянием ЗПУ, наличием признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера), произошедшими по причинам, зависящим от перевозчика (например, из-за аварии, крушения), наложение новых ЗПУ и составление акта общей формы производится за счет средств перевозчика. В этом случае новые ЗПУ учитываются как ЗПУ перевозчика.

Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случаях, предусмотренных ст. 118 Устава железнодорожного транспорта РФ, за исключением случаев, если его вина не будет доказана грузоотправителями, грузополучателями или транспортно-экспедиционными организациями.

Прием к перевозке грузов, следующих со сменным или постоянным сопровождением, осуществляется перевозчиком на общих основаниях, предусмотренных Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом. Выдача грузополучателям на станции назначения грузов, перевозившихся со сменным или постоянным сопровождением, осуществляется проводниками без участия перевозчика, за исключением случаев: прибытия вагонов, контейнеров с ЗПУ, наложенными перевозчиком при погрузке, перегрузе в пути следования или по причинам, зависящим от перевозчика; прибытия вагонов, контейнеров с коммерческим актом, составленным на попутной станции; прибытия скоропортящихся грузов с нарушением срока их доставки или с нарушением температурного режима в рефрижераторном подвижном составе; выдачи грузов, выгрузка которых обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования; прибытия вагонов, контейнеров, погруженных перевозчиком.

При перевозке груза с сопровождением грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) под наименованием груза делаются отметки в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

Проезд проводников может осуществляться:

— при постоянном сопровождении: в отдельном вагоне, предоставленном перевозчиком по заявке грузоотправителя. Заявка на предоставление перевозчиком отдельного вагона для проезда проводников подается грузоотправителем в порядке, установленном Правилами приема заявок на перевозки грузов железнодорожным транспортом; в отдельном вагоне, принадлежащем грузоотправителю на праве собственности или аренды; в вагоне совместно с сопровождаемым грузом; в служебном вагоне при перевозках в рефрижераторном подвижном составе — по договору грузоотправителя, грузополучателя с владельцем рефрижераторного подвижного состава;

— при сменном сопровождении — на локомотиве, переходной площадке вагона или в отдельном вагоне, предоставленном перевозчиком ведомственной охране по договору.

В случае проезда проводников при постоянном сопровождении в отдельном вагоне, причем независимо от его принадлежности, грузоотправитель заполняет накладную по форме и в порядке, установленном Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной для групповой отправки, в которой указываются сведения по каждому сопровождаемому вагону и сведения о вагоне, в котором следуют проводники. За проезд проводников при постоянном и сменном сопровождении груза с грузоотправителей, грузополучателей взимается плата в размере, предусмотренном в тарифном руководстве. Размер платы за проезд проводников и их количество указываются в накладной перевозчиком.

Количество проводников при постоянном сопровождении определяется грузоотправителями (грузополучателями). При сопровождении одного вагона количество проводников может составлять два или три человека, а при сопровождении двух и более вагонов — не более двух человек на каждый сопровождаемый вагон.

В случае возникновения препятствий в перевозке и необходимости в пути следования выдачи грузов, перевозимых с постоянным сопровождением, проводник может осуществлять отдельные функции грузоотправителей (грузополучателей) на основании соответствующей доверенности. О возложении на проводника функций грузоотправителей (грузополучателей) делается отметка в оригинале накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» с точным описанием предоставляемых проводнику полномочий.

Проводник при постоянном сопровождении имеет право перевозить с собой в вагоне бесплатно принадлежащую ему ручную кладь.

При наличии у проводника ручной клади свыше нормы, установленной законодательством РФ, с него взимается за излишнюю массу ручной клади провозная плата в размере, предусмотренном в тарифном руководстве (как по перевозимым мелкими отправками грузам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

При постоянном сопровождении проводник обязан предъявить перевозчику паспорт и командировочное удостоверение. На основании этого и предъявленных перевозочных документов проводнику выдается перевозчиком удостоверение по форме, приведенной в приложении к настоящим Правилам, подписанное перевозчиком и заверенное его календарным штемпелем.

При получении удостоверения проводник знакомится с изложенными в нем основными обязанностями проводника и расписывается об этом в удостоверении и в книге регистрации выдачи удостоверений проводникам грузоотправителей (грузополучателей). При этом проводником в корешке дорожной ведомости под календарным штемпелем должна быть сделана запись «Удостоверение получил. С обязанностями проводника ознакомлен» и поставлена подпись с указанием фамилии, имени и отчества.

При сменном сопровождении ведомственной охраной удостоверение проводника не выписывается, а полномочия работников ведомственной охраны подтверждаются служебным удостоверением и маршрутом караула. Дополнительные условия сопровождения перевозимых опасных грузов устанавливаются Правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. Проводники могут пользоваться отвечающими требованиям пожарной безопасности фонарями и чугунными печами стандартного типа с использованием твердого топлива (угля, дров). Не допускается курить в вагонах и применять не установленные настоящими Правилами нагревательные и осветительные приборы.

В пути следования проводники обязаны соблюдать требования пожарной и личной безопасности.

Необходимые для перевозки грузов при постоянном сопровождении проводниками съемные приспособления, не наносящие повреждений железнодорожному подвижному составу и удовлетворяющие требованиям безопасности движения и пожарной безопасности, предоставляет грузоотправитель. Указанное оборудование и иные приспособления могут предоставляться перевозчиками грузоотправителям на условиях договора.

Вагоны, следующие с постоянным сопровождением, а также вагон для проезда проводников (в случае его выделения) должны ставиться перевозчиком в состав поезда одной группой и не разъединяться на всем пути их следования.

При сменном сопровождении в случае, если вагоны с грузом следуют от станции отправления до станции назначения без расформирования в пути следования, вагоны должны ставиться в состав поезда одной группой и не разъединяться на всем пути их следования. При обнаружении в пути следования технической неисправности вагонов с грузами, следующими с сопровождением, и невозможности дальнейшего следования этих вагонов с данным поездом такие вагоны отцепляются для устранения технических неисправностей.

Случаи повреждения вагонов по вине грузоотправителей или проводника оформляются перевозчиком актом общей формы. Если группа вагонов, в составе которой оказался технически неисправный вагон, следовала в сопровождении нескольких проводников, то проводник остается с задержанным вагоном.

В случае, когда для устранения технической неисправности вагона груз перегружен в другой вагон, об этом делается отметка во всех листах накладной или в досылочной дорожной ведомости (если отцепленный вагон следовал в составе групповой отправки) в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозках грузов железнодорожным транспортом.

При возникновении во время постоянного сопровождения обстоятельств, при которых проводники не могут осуществлять дальнейшее сопровождение груза (например, из-за болезни) или проводники отсутствуют, перевозчик должен задержать подлежащие сопровождению вагоны и уведомить грузоотправителя или грузополучателя о необходимости срочного направления новых проводников для сопровождения груза. До прибытия новых проводников перевозчик обеспечивает охрану задержанных вагонов.

Грузоотправители, грузополучатели обязаны в кратчайшие сроки направить в указанное перевозчиком место новых проводников.

До прибытия новых проводников перевозчик совместно с ранее сопровождавшими груз проводниками (при возможности) или самостоятельно проводит при необходимости проверку задержанных вагонов и при обнаружении неисправностей (неисправного состояния ЗПУ, наличия признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера) проводит осмотр наличия груза в вагоне (контейнере) с оформлением в установленном порядке коммерческого акта. Перевозчик не несет ответственности за все последствия недостачи и повреждения груза, выявленные в процессе проверки, если грузоотправители, грузополучатели не докажут, что отсутствие проводников произошло по вине перевозчика.

Расходы перевозчика, связанные с задержкой и проверкой груза в вагоне, в том числе по простою вагонов и охране, возмещаются перевозчику грузополучателями на основании акта общей формы, приложенного перевозчиком к оригиналу накладной на станции задержки вагонов.

Приказом Минобороны РФ от 23 августа 1997 г. N 321 утверждено Положение об охране и сопровождении воинских грузов при их перевозке железнодорожным, морским и речным транспортом. Охране и сопровождению в пути следования караулами и военизированной охраной Министерства путей сообщения РФ подлежат воинские грузы. Выделение караулов возлагается при перевозках: воинских грузов, отправляемых воинскими частями, военными складами, базами и арсеналами центрального и окружного подчинения, а также грузов, отправляемых с предприятий-поставщиков в адрес воинских частей, военных складов, баз и арсеналов Министерства обороны РФ из одного округа (флота) в другой, на экспорт или в войска, находящиеся за пределами РФ, — на штабы округов (флотов), на территории которых находятся эти воинские части, военные склады, базы, арсеналы и предприятия-поставщики, с возложением обязанностей по охране и сопровождению этих грузов караулами от пунктов отправления до пунктов назначения (передачи, перегрузки, перевалки); грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с перевалкой в портах Владивосток, Ванино — на штаб Дальневосточного военного округа (Тихоокеанского флота); Осетрово — на штаб Забайкальского военного округа; Красноярск, Новосибирск — на штаб Сибирского военного округа; Тюмень — на штаб Уральского военного округа; Архангельск — на штаб Ленинградского военного округа с возложением обязанностей по охране и сопровождению воинских грузов от портов перевалки до пунктов назначения, при перевозке в обратном направлении — на штабы округов (флотов); грузов, отправляемых военными складами, базами, арсеналами центрального и окружного подчинения и предприятиями-поставщиками, расположенными на территории округа, в адреса военных складов, баз и арсеналов этого же округа, — на штаб округа; грузов, отправляемых военными складами, базами, арсеналами центрального и окружного подчинения и предприятиями-поставщиками, расположенными на территории округа, в воинские части этого же округа, а также грузов, отправляемых воинскими частями округа на эти склады, базы, арсеналы и предприятия, — на командиров воинских частей, получающих (отправляющих) воинские грузы.

  1. Охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны железнодорожного транспорта РФ, внутренних войск ФСБ РФ и органами управления соответствующих военных округов Вооруженных Сил РФ.

Определение количества и мест расположения постов на искусственных сооружениях и других объектах стратегического назначения железнодорожного транспорта из числа наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, охраняемых ведомственной охраной, а также мер по их технической защите осуществляется Минтрансом РФ по согласованию с территориальными органами Федеральной службы безопасности РФ и органами управления соответствующих военных округов Вооруженных Сил РФ по месту нахождения этих сооружений и объектов.

В отношении других наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования указанные вопросы решаются комиссией, в состав которой входят собственник объекта и представитель ведомственной охраны.

К наиболее важным объектам железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащим охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, относятся:

— искусственные сооружения и другие объекты стратегического назначения, за исключением объектов, подлежащих охране подразделениями внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел;

— посты электрической централизации внеклассных железнодорожных станций и железнодорожных станций первого класса;

— информационные вычислительные центры и узлы связи;

— центры диспетчерского управления;

— запасные пункты управления;

— базы и склады специального назначения;

— парки узловых железнодорожных станций, сортировочные парки станций и парки станций, где осуществляются работы с опасными грузами;

— объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение (предназначенные для выполнения мобилизационных планов) (распоряжение Правительства РФ от 27 июня 2009 г. N 891-р).

  1. Приказом МВД РФ N 142, Минтранса РФ N 26 от 17 февраля 2009 г. утверждена Инструкция по организации работы нарядов милиции органов внутренних дел на транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения.

Согласно п. 2 данной Инструкции сопровождение пассажирских поездов нарядами полиции ОВДТ осуществляется в целях охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений, обеспечения безопасных условий для проезда пассажиров и деятельности работников локомотивных и поездных бригад.

Руководитель управления внутренних дел на транспорте утверждает перечень пассажирских поездов, сопровождаемых нарядами полиции не позднее чем за 50 суток до отправления первого из указанных в нем пассажирских поездов. Начальник линейного управления внутренних дел на транспорте утверждает ежемесячный график сопровождения пассажирских поездов.

Сопровождение нарядами полиции поездов может осуществляться следующими способами:

— сквозным — одним нарядом полиции от пункта формирования поезда до пункта его назначения в пределах РФ;

— эстафетным — несколькими нарядами полиции в пределах участков своего обслуживания;

— по участку — одним нарядом в пределах участка своего обслуживания.

На каждый маршрут сопровождения составляется карточка. Состав наряда полиции определяется начальником ЛУВДТ, ЛОВД или его заместителем в количестве не менее двух сотрудников полиции при нахождении в пути в обоих направлениях до двенадцати часов, а при следовании более двенадцати часов — не менее трех и не более четырех сотрудников. Наряд полиции возглавляет старший наряда, назначаемый из числа наиболее опытных сотрудников.

График работы наряда полиции составляется таким образом, чтобы в пути следований одновременно несли службу не менее двух сотрудников. Не допускается направление нарядов полиции в поезда, сопровождаемые сотрудниками других ЛУВДТ, ЛОВД по всему маршруту следования, за исключением направления сотрудников и составе следственно-оперативных групп органов внутренних дел.

Наряды сопровождения несут службу во взаимодействии с работниками железнодорожного транспорта, подразделений и организаций ФГП ВО ЖДТ России, сотрудниками частных охранных предприятий, охраняющими объекты транспортных организаций, членами общественных объединений правоохранной направленности и гражданами.

В пути следования наряд сопровождения несет службу путем патрулирования, находясь в движении по составу в целях постоянного контроля за обстановкой и оперативного реагирования на ее изменение. На остановочных пунктах старший наряда устанавливает взаимодействие с сотрудниками ЛУВДТ, ЛОВД, совместно с посадочными группами участвует в отработке пассажиропотока при стоянке и отправлении поезда (п. 19 названной Инструкции).

Сотрудники наряда могут оставить сопровождаемый пассажирский поезд только в случаях:

— пресечения преступлений и доставления лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в дежурные части ОВДТ;

— осуществления преследования скрывающихся преступников;

— оказания содействия работникам железнодорожного транспорта и сотрудникам полиции, работающим на станциях, в пресечении преступлений;

— оказания помощи пострадавшим при происшествиях и несчастных случаях на железнодорожном транспорте. Распоряжение об оставлении пассажирского поезда дает оперативный дежурный по ОВДТ, по участку обслуживания которого следует поезд, после доклада старшего наряда сопровождения о причинах, по которым необходимо оставить маршрут сопровождения (п. 21 названной Инструкции).

Наряды сопровождения размещаются в выделенном купе поезда, где не имеют право находиться посторонние лица. Также сотрудники линейной полиции могут пользоваться средствами связи, используемыми на железной дороге, но строго в служебных целях.

Кроме того, в ходе осуществления своих полномочий наряды полиции могут в присутствии начальника поезда или работников локомотивной и поездной бригады осматривать технологические ниши и пустоты вагонов; содействовать в установленном порядке работникам локомотивных и поездных бригад в удалении пассажира из поезда на остановочных пунктах, если он при посадке в пассажирский поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров.

О каждом правонарушении, связанном с удалением пассажиров из пассажирского поезда, старший наряда докладывает рапортом начальнику ЛУВДТ, ЛОВД с указанием даты, времени, места и оснований задержания.

Контроль за работой нарядов сопровождения осуществляется независимо от их подчиненности руководящим и инспекторским составом УВДТ, ЛУВДТ, ЛОВД в пути следования и на станциях во время стоянок пассажирских поездов по месту дислокации ЛУВДТ, ЛОВД (п. 37 названной Инструкции).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code