Статья 22.1. Обеспечение на железнодорожном транспорте общего пользования экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 22. Утратила силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Комментарий к статье 22.1 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

  1. Комментируемый Закон возлагает обязанность по обеспечению на железнодорожном транспорте общего пользования экологической, пожарной, промышленной безопасности, выполнения требований охраны труда, единства измерений, соблюдения норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на владельцев инфраструктуры, перевозчиков, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, задействованных в перевозочном процессе.

Для такой разветвленной, протяженной, охватывающей всю страну системы, как железнодорожный транспорт, задача обеспечения экологической, пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения должна реализовываться каждым работником железнодорожного транспорта и в течение всего времени функционирования отрасли. Каждый работник железнодорожного транспорта, связанный с движением поездов, выполняя определенный круг своих обязанностей, несет ответственность за организацию работы данного участка, в том числе и за безопасность движения поездов на данном участке, выполнение требований для объектов железнодорожного транспорта, предусмотренных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390.

Общие требования пожарной безопасности для объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта, исполняющиеся владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, установлены ППБО-109-92 «Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте» (утв. МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112), данный документ предписывает:

1) установить на территории, в производственных, административных, складских, вспомогательных зданиях и помещениях объекта противопожарный режим, определить и оборудовать места для курения, определить места и допустимое количество единовременного хранения сырья и готовой продукции, установить порядок проведения пожароопасных работ, осмотра и закрытия помещений по окончании рабочего времени, проверки подвижного состава под погрузку горючих грузов и постоянно контролировать его соблюдение инженерно-техническими работниками (ИТР), рабочими, служащими и обслуживающим персоналом;

2) организовать изучение и контроль над соблюдением Правил пожарной безопасности и инструкций о мерах пожарной безопасности всеми ИТР, рабочими, служащими и обслуживающим персоналом, обеспечив подразделения объекта средствами противопожарной пропаганды (плакатами, стендами, макетами, знаками безопасности);

3) организовать на объекте добровольную пожарную дружину (ДПД) и пожарно-техническую комиссию и обеспечить их работу в соответствии с действующими положениями, обеспечить объект средствами пожаротушения согласно установленным нормам;

4) организовать для ИТР, служащих и рабочих проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму;

5) периодически проверять боеготовность объектовой пожарной охраны и ДПД, принимать необходимые меры по улучшению их работы;

6) периодически проверять состояние пожарной безопасности объекта, наличие и исправность технических средств противопожарной защиты и пожарной техники, принимать срочные меры по устранению выявленных недостатков;

7) организовать разработку и внедрение мероприятий, направленных на:

— совершенствование противопожарного режима, снижение пожарной опасности технологических процессов, производственного оборудования и подвижного состава;

— обеспечение безопасности людей и защиту материальных ценностей при возникновении пожара;

8) обеспечить назначение приказами или распоряжениями руководителей подразделений, лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных помещений, а также назначить приказом по объекту лиц, ответственных за эксплуатацию и исправное техническое состояние систем отопления и вентиляции, противодымной защиты, электроустановок, противопожарного водоснабжения, средств связи и пожаротушения, установок пожарной автоматики и систем оповещения о пожаре;

9) включить в функциональные обязанности должностных лиц, инженерно-технических работников и других специалистов разработку и внедрение мероприятий по вопросам пожарной безопасности исходя из возложенных на них служебных и производственных задач;

10) обеспечить разработку инструкций о мерах пожарной безопасности для всех подразделений и отдельных видов пожароопасных работ в соответствии с требованиями настоящих Правил;

11) организовать контроль над погрузкой, сортировкой и выгрузкой опасных грузов в части соблюдения мер пожарной безопасности, а также за подготовкой подвижного состава под погрузку указанных грузов;

12) организовать своевременное выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

13) обеспечить разработку плана действий ИТР, рабочих и обслуживающего персонала при возникновении пожара на объекте и в подразделениях и проводить один раз в год практические занятия по отработке этих планов;

14) обеспечить своевременное расследование пожаров, установление причин их возникновения и виновных лиц, а также разработку мероприятий по предотвращению пожаров.

  1. Государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности на железнодорожном транспорте общего пользования, за исключением государственного надзора за железнодорожным подвижным составом, осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. Контроль обеспечения пожарной безопасности и пожарный надзор на железнодорожном транспорте осуществляются:

1) Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на основании соответствующего Положения о службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398, а также Административного регламента Федеральной службой по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20 октября 2011 г. N 271. В составе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта действует и непосредственно выполняет указанные функции Управление государственного железнодорожного надзора (Госжелдорнадзор): Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава (п. 6.1.2 Положения об Управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19 ноября 2009 г. N АК-1275фс).

В случае выявления Госжелдорнадзором в ходе проверки нарушений требований законодательства РФ об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю вместе с актом по итогам проверки выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Инспекторы по надзору Госжелдорнадзора полномочны принимать меры по привлечению к административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нарушивших требования пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава. Кроме этого, в порядке, предусмотренном КоАП РФ, должностные лица Госжелдорнадзора вправе вводить временный запрет деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя до устранения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) ведомственной охраной Минтранса РФ, действующей на основании Положения о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ от 7 февраля 2008 г. N 46.

Основными задачами ведомственной пожарной охраны являются:

— проведение профилактической работы по предупреждению пожаров, осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и пожарного надзора на железнодорожном транспорте;

— тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте;

— спасение людей и имущества при пожарах (п. 9 названного Положения).

Уполномоченные представители ведомственной пожарной охраны могут ограничивать или запрещать доступ транспортных средств и граждан к местам пожаров и зонам чрезвычайных ситуаций, при непосредственной угрозе возникновения пожара на объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта выдавать должностным лицам организаций железнодорожного транспорта предписания о приостановлении работы отдельного производства, производственного участка, агрегата, эксплуатации здания, сооружения, помещения, железнодорожного подвижного состава или проведения отдельных видов работ. Кроме того, должностные лица ведомственной пожарной охраны полномочны составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.16 КоАП РФ.

Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов, введенная распоряжением ОАО «РЖД» от 5 ноября 2009 г. N 2255р, детально регламентирует вопросы обеспечения пожарной безопасности в вагонах пассажирских, вагонах-ресторанах, багажных, вагонах-электростанциях, вагонах-клубах, служебно-технических и других вагонах, эксплуатируемых ОАО «РЖД».

  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) организует и осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах железнодорожного транспорта.

При осуществлении своей деятельности Роспотребнадзор имеет право организовывать проведение исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений; пресекать нарушения и применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности; привлекать для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов (однако должностные лица Роспотребнадзора не вправе проводить «контрольную закупку», так как она не входит в перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, что разъяснено письмом Роспотребнадзора от 7 марта 2006 г. N 0100/2473-06-32).

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322.

Служба действует через подведомственные ей территориальные управления и центры гигиены и эпидемиологии (например, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области»).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code