Статья 20.1. Государственный надзор в области железнодорожного транспорта

Комментарий к статье 20.1 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

  1. В предыдущей редакции комментируемого Закона вопрос содержания и форм осуществления государственного надзора в сфере железнодорожного транспорта не был достаточно раскрыт. В ст. 4 Закона надзор со стороны государства упоминался лишь как один из путей государственного регулирования сферы перевозок железными дорогами.

Следует отметить, что не случайно комментируемая статья введена в главу, посвященную безопасности на железнодорожном транспорте. Таким образом комментируемый Закон определяет обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта как основную цель государственного надзора в данной сфере.

При этом порядок осуществления государственного транспортного надзора определен положениями рассматриваемой статьи, а также Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236, которым введено Положение о государственном транспортном надзоре (далее — Положение).

Согласно указанному Положению государственный транспортный надзор — это деятельность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями требований, установленных международными договорами Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области транспорта, посредством организации и проведения проверок указанных субъектов надзора либо транспортных и технических средств в процессе их эксплуатации.

  1. Проведение указанных выше проверок осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, государственные транспортные инспекторы при проведении проверок обязаны соблюдать ограничения и выполнять обязанности, установленные ст. 15 — 18 данного Федерального закона, а также нести ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 Положения).
  2. Предмет, основания проведения плановой и внеплановой проверок установлены комментируемой статьей, а расширенный перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспекторы), пределы их компетенции закреплены в Положении (п. 3, 4).

В частности, проверке подлежит соблюдение требований безопасности при движении железнодорожного подвижного состава, эксплуатации железнодорожного транспорта, в ходе строительства, при сдаче в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, транспортных и технических средств, задействованных в перевозочном процессе.

В целях детального регламентирования порядка осуществления государственного надзора в сфере железнодорожного транспорта Минтранс РФ принимает отдельные административные регламенты по проведению проверок в соответствующих областях, например, Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный Приказом Минтранса России от 6 июля 2012 г. N 195.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code