Статья 20. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств

Комментарий к статье 20 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, осуществляющим полномочия, перечисленные в п. 1 комментируемой статьи, является Минтранс РФ. В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 11 июня 2004 г. N 274, от 30 июля 2004 г. N 395 и от 2 ноября 2013 г. N 988 Минтранс РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения транспортной безопасности; устанавливает порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; порядок получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности по согласованию с Федеральной службой безопасности и Министерством внутренних дел РФ.

Минтранс РФ самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ по основным вопросам транспортной безопасности.

В соответствии с Положением о порядке применения предупредительных талонов машинистов, помощников машинистов локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин, утвержденным Приказом МПС РФ от 17 апреля 2000 г. N 9Ц, для проведения профилактики нарушений безопасности движения поездов, производства маневровой работы, обеспечения охраны труда и соблюдения техники безопасности машинистами (помощниками) при исполнении ими служебных обязанностей, помощниками машинистов локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителями, помощниками водителей дрезин (далее — машинисты (помощники)) применяются предупредительные талоны.

Установлены три категории предупредительных талонов — предупредительные талоны N 1, N 2, N 3, которые могут быть изъяты у машинистов (помощников). Бланки предупредительных талонов хранятся у заместителя начальника локомотивного депо по кадрам или заместителя начальника по кадрам (начальника отдела кадров или специалиста по управлению персоналом) предприятия, имеющего на балансе специальный самоходный подвижной состав (далее — предприятие).

Наличие предупредительных талонов у машинистов (помощников) перед началом работы проверяют дежурные по депо (линейному пункту) или пункту смены локомотивных бригад, оперативные дежурные соответствующих предприятий, дежурные по железнодорожной станции.

При отсутствии предупредительного талона машинист (помощник) допускается к работе на одну поездку с последующим выяснением причин отсутствия талона. Предупредительный талон N 1, подписанный начальником локомотивного депо или заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации, начальником (заместителем) предприятия, выдается машинисту (помощнику) после издания приказа о назначении его на должность.

В случае восстановления машиниста (помощника) на работе после применения дисциплинарного взыскания ему выдается предупредительный талон N 1.

Предупредительный талон N 2 выдается машинисту (помощнику) в случае принятия решения о лишении предупредительного талона N 1, а предупредительный талон N 3 — решения о лишении предупредительного талона N 2.

Лишение предупредительных талонов N 1 и N 2 производится в случае нарушения машинистом (помощником) положений нормативных правовых и иных актов Минтранса РФ, железных дорог, отделений железных дорог, других предприятий железнодорожного транспорта по вопросам обеспечения безопасности движения поездов при условии, что указанные нарушения не влекут за собой применения дисциплинарных взысканий в соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ.

Нарушение положений нормативных правовых и иных актов, указанных в абз. 1 настоящего пункта, машинистом (помощником), имеющим предупредительный талон N 3, влечет за собой наложение дисциплинарного взыскания в порядке, предусмотренном законодательством РФ. При этом предупредительный талон N 3 остается у машиниста (помощника).

Одновременно наложение дисциплинарного взыскания и лишение предупредительных талонов N 1 или N 2 не допускаются.

Порядок снижения размера премии машинисту (помощнику), лишенному предупредительного талона, устанавливается положением предприятия о премировании.

Право лишения машиниста (помощника) предупредительных талонов N 1 и N 2 имеют:

— машинисты-инструкторы;

— ревизоры по безопасности движения соответствующей службы железной дороги и отделения железной дороги;

— начальники предприятий и их заместители (главный инженер, заместитель начальника предприятия по эксплуатации, заместитель начальника предприятия по ремонту);

— начальники отделений железных дорог, их заместители и начальники соответствующих отделов отделений железных дорог;

— начальники соответствующих служб железной дороги и их заместители.

Не допускается лишение предупредительных талонов N 1 и N 2 во время работы (включая и время отдыха в пункте оборота) машинистов (помощников), а также перед началом их работы.

За однократное нарушение нормативных правовых или иных актов машинист (помощник) лишается только одного предупредительного талона.

Лица, имеющие право лишения предупредительного талона и принявшие такое решение, обязаны в трехсуточный срок направить рапорт (сообщение) начальнику соответствующего предприятия, на котором работает машинист (помощник), с кратким изложением причин лишения талона и ссылкой на конкретные пункты (параграфы) нормативных правовых и иных актов, нарушенных машинистом (помощником).

Лишение предупредительных талонов производится в следующем порядке.

Лица, принявшие решение о лишении предупредительного талона, производят соответствующую запись в формуляре машиниста (помощника). Датой лишения предупредительного талона считается день допущенного нарушения.

При лишении предупредительных талонов N 1 или N 2 начальник предприятия в срок не позднее трех суток после нарушения обязан провести с машинистом (помощником) собеседование.

При лишении предупредительного талона N 1 разрешается проведение указанного собеседования заместителем начальника предприятия. По результатам собеседования устанавливается правомерность лишения предупредительного талона, о чем информируется соответствующий выборный профсоюзный орган.

После собеседования и подтверждения правомерности лишения предупредительного талона машинисту (помощнику) выдается соответствующий талон в установленном порядке.

При несогласии с лишением предупредительного талона машинист (помощник) вправе в письменной форме обратиться к начальнику (заместителю) предприятия для повторного рассмотрения причин лишения предупредительного талона. Об итогах рассмотрения обращения начальник (заместитель) предприятия уведомляет машиниста (помощника) в письменной форме.

Результаты собеседования и дата выдачи талона отмечаются в формуляре машиниста (помощника). Рапорты (сообщения) о лишении предупредительного талона с резолюцией начальника (заместителя) предприятия хранятся в личном деле машиниста (помощника).

Каждый случай лишения машиниста (помощника) предупредительного талона рассматривается на производственных совещаниях по безопасности движения работников локомотивных бригад, бригад специального самоходного подвижного состава. В комнате инструктажа машинистов (помощников) помещается «экран лишения предупредительных талонов» с кратким описанием характера нарушений.

В случае если начальник предприятия считает, что решение вышестоящего должностного лица о лишении предупредительного талона машиниста (помощника) принято необоснованно, он вправе обратиться к нему с соответствующим ходатайством. В этом случае должностное лицо, принявшее решение о лишении предупредительного талона, рассматривает ходатайство в трехдневный срок со дня его получения и информирует о результатах начальника предприятия и машиниста (помощника).

Предупредительные талоны изымаются при лишении машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, а водителя дрезины — свидетельства на право управления дрезиной; помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава — свидетельства помощника машиниста, а помощника водителя дрезины — удостоверения помощника водителя дрезины на срок до трех месяцев или до одного года с переводом на другую работу на тот же срок по основаниям и в порядке, предусмотренным п. 16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ.

Изъятые предупредительные талоны N 1 и N 2 возвращаются машинистам (помощникам) по истечении двенадцати месяцев со дня последнего допущенного ими нарушения при условии безупречного исполнения ими служебных обязанностей.

Предупредительные талоны N 1 и N 2 могут возвращаться машинистам (помощникам) досрочно, через шесть месяцев после нарушения, по ходатайству закрепленного машиниста-инструктора и при условии исполнения указанными работниками служебных обязанностей без замечаний или предотвращения ими нарушений безопасности движения поездов.

Ответственность за соблюдение установленного срока и порядка возвращения предупредительных талонов и ведение соответствующей отчетности возлагается на заместителя начальника предприятия по кадрам, начальника отдела кадров или специалиста по управлению персоналом предприятия.

  1. Структурным подразделением Минтранса РФ, непосредственно осуществляющим формирование государственной политики в области транспортной и мобилизационной подготовки в сфере транспорта, является Департамент транспортной безопасности и специальных программ Минтранса РФ, Положение о котором утверждено Приказом Минтранса РФ от 23 января 2008 г. N 8.

Государственный контроль (надзор) на железнодорожном транспорте осуществляет Управление транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Положение об указанном управлении утверждено Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 14 августа 2013 г. N АК-878фс.

Опасный груз — груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде (ст. 2 Устава железнодорожного транспорта РФ).

Основной функцией Федерального агентства железнодорожного транспорта является оказание неопределенному кругу лиц имеющих общественную значимость услуг в сфере железнодорожного транспорта в соответствии с установленными федеральным законодательством условиями, в том числе организация перевозок опасных грузов.

Основной задачей ОАО «Российские железные дороги» является обеспечение безопасности движения поездов, в том числе при перевозках опасных грузов по инфраструктуре, принадлежащей обществу.

Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, Протокол от 5 апреля 1996 г. N 15) (далее — Правила перевозки опасных грузов) распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам государств — участников Содружества и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

Перевозки опасных грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении производятся в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденными МПС СССР, Министерством морского флота СССР и Министерством речного флота РСФСР 17/24 апреля 1956 г. в ред. от 30 ноября 2000 г.

Перевозки опасных грузов между странами, которые являются членами Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), регламентируются Специальными условиями перевозки опасных грузов в международном железнодорожном сообщении, а между РФ и странами, которые не являются членами СМГС, осуществляются на основе особых соглашений.

Грузоотправители, грузополучатели, железная дорога несут ответственность за несоблюдение настоящих Правил в соответствии с действующим законодательством РФ.

К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболеваний людей, животных и птиц.

Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» разделяются на следующие классы:

— класс 1 — взрывчатые материалы (ВМ);

— класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

— класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

— класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ); самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

— класс 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

— класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

— класс 7 — радиоактивные материалы (РМ);

— класс 8 — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

— класс 9 — прочие опасные вещества.

Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы.

Отнесение опасных грузов к определенному классу, подклассу, категории и группе производится в соответствии с ГОСТ 19433-88. Класс (подкласс) опасного груза, обладающего более чем одним видом опасности, устанавливается в соответствии с таблицей приоритета видов опасности (ГОСТ 19433-88). Для таких грузов должны соблюдаться требования, предписанные как для класса приоритетной опасности, так и для классов дополнительной опасности.

К перевозке по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в Алфавитном указателе и в Перечне опасных грузов класса 1. Данные указатель и перечень закреплены в приложениях к Правилам перевозки опасных грузов.

Опасные грузы, не поименованные в Алфавитном указателе опасных грузов, но сходные по своим химическим свойствам, характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, грузоотправитель относит к номеру ООН и перевозит свой груз на условиях, указанных для этого номера ООН (номер аварийной карточки (АК), нормы прикрытия, штемпели опасности, условия роспуска с горки и др.). При этом в накладной указывается надлежащее обобщенное наименование груза, относящееся к этому номеру ООН, и в скобках — наименование груза в соответствии со стандартом или техническими условиями.

Если груз не может быть отнесен отправителем к грузам, поименованным в Алфавитном указателе опасных грузов, а также вследствие особых обстоятельств (свойства груза, его состояние или предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не предусмотрены настоящими Правилами) для данного груза могут устанавливаться особые условия перевозки. Перевозка грузов на особых условиях во внутригосударственном сообщении определяется национальным законодательством. В международном сообщении перевозка грузов на особых условиях устанавливается порядком, предусмотренным Соглашением о перевозке грузов на особых условиях, утвержденным на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту 5 апреля 1996 г.

К ходатайству грузоотправителя на перевозку опасных грузов в ином порядке, чем это установлено Правилами перевозки опасных грузов, должны быть приложены в двух экземплярах: характеристика груза и аварийная карточка; согласование компетентного органа и железной дороги страны отправления груза. Указанные ходатайства направляются в железнодорожную администрацию страны отправления груза и страны грузополучателя (в России — Федеральное агентство железнодорожного транспорта) не позднее чем за шесть месяцев до начала перевозки.

Опасные грузы в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении перевозятся только по предъявлении грузоотправителем станции отправления подтверждения о согласии водного транспорта на такую перевозку, за исключением грузов, включенных в Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Грузоотправители в заявках и развернутых планах перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении обязаны указывать особенности перевозки тех или иных опасных грузов.

Грузоотправитель должен представить станции отправления на каждую отправку опасного груза накладную, заполненную в соответствии с Правилами перевозки грузов.

В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель должен указать: код опасности, через дробь — номер ООН, надлежащее наименование опасного груза, номер основного знака опасности (в скобках — номер дополнительного знака опасности), номер аварийной карточки, например: «336/ООН 1230 МЕТАНОЛ, 3 (6.1), АК 319».

Формы железнодорожной накладной на опасные грузы, порядок их заполнения четко определены Правилами перевозки опасных грузов.

Опасные грузы, отмеченные в Алфавитном указателе опасных грузов в графе «Специальные условия» цифрой «2», перевозятся в сопровождении проводников или специалистов грузоотправителей, грузополучателей с соблюдением требований настоящих Правил и правил перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Без указанного сопровождения вагоны с такими грузами станцией отправления к перевозке не принимаются.

Проводники, сопровождающие опасные грузы, кроме обязанностей, предусмотренных Правилами, должны знать служебную инструкцию по сопровождению данного груза, разработанную и утвержденную грузоотправителем, опасные свойства груза, меры оказания первой помощи, меры безопасности в аварийных ситуациях и следить в пути следования за соблюдением условий и мер безопасности, установленных для этого груза.

Грузоотправитель обязан снабдить проводников и личный состав охраны необходимыми средствами индивидуальной защиты и спецодеждой, аптечкой, комплектом инструментов, первичными средствами пожаротушения и дегазации, а также необходимыми вспомогательными материалами.

В случае обнаружения в пути следования неисправности вагона, из-за которой он не может следовать по назначению, вагон отцепляется от поезда, подается на специально выделенные пути и находится под охраной проводника. Если группу вагонов сопровождает один проводник, то от поезда отцепляется вся группа. Устранение неисправности осуществляется под наблюдением проводника в порядке, установленном железнодорожной администрацией (Федеральное агентство железнодорожного транспорта).

При обнаружении в пути следования вагонов с опасными грузами, которые должны сопровождаться проводниками грузоотправителя или грузополучателя, но следуют без проводников, они должны задерживаться на станции до прибытия представителя грузоотправителя (грузополучателя). Указанные вагоны устанавливаются на специально выделенных путях станции или в другом безопасном месте, определенном в техническо-распорядительном акте станции (ТРА), и должны находиться под охраной.

Начальник станции, на которой задержан вагон, должен сообщить грузоотправителю (грузополучателю) через начальника станции отправления (назначения) груза о задержке вагона, а грузоотправитель (грузополучатель) обязан немедленно командировать своих представителей в пункт задержки.

Также следует отметить, что перевозки по железным дорогам опасных грузов регулируются Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16 августа 1994 г. N 50). Указанные Правила содержат требования к обеспечению безопасности при осуществлении перевозки и выдачи опасных грузов, при организации поездной и маневровой работы; к подвижному составу и специальным контейнерам для перевозки опасных грузов; к персоналу, обслуживающему специализированные вагоны и контейнеры для перевозок опасных грузов; порядок ликвидации последствий, расследование и учет аварийных происшествий и инцидентов при перевозке опасных грузов.

  1. Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.

Железнодорожный транспорт является зоной повышенной опасности, поэтому безопасность работы объектов железнодорожного транспорта является важной задачей. Обязанностями работников железнодорожного транспорта являются: обеспечение безопасности движения поездов, сохранение жизни и здоровья пассажиров при их перевозке, создание безопасных условий транспортирования грузов, грузобагажа и багажа, охрана окружающей среды.

Для выполнения мер по обеспечению безопасной работы железнодорожного транспорта необходима большая и напряженная работа на всех уровнях железнодорожной сети, прежде всего со стороны руководящего состава и непосредственных исполнителей перевозочного процесса. Для исполнения п. 2 комментируемой статьи железнодорожный транспорт располагает мощной материальной и нормативно-технической базой, отработаны и задействованы системы осуществления мер, определен и выполняется комплекс мероприятий по усилению технической оснащенности хозяйств отрасли, повышению мер исполнительской дисциплины.

Стабильность взаимодействия железнодорожного транспорта общего пользования с грузовладельцами, ускорение грузодвижения и снижение транспортных издержек во многом будут зависеть от эффективности деятельности организаций железнодорожного транспорта необщего пользования. Это требует согласованного государственного регулирования тарифов, условий перевозок и требований к безопасности перевозочного процесса со стороны государственных регулирующих органов.

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Одно из условий безопасной организации работы на железнодорожном транспорте МПС РФ видит в осуществлении работы по обязательной сертификации подвижного состава, в том числе специализированного, контейнеров, элементов верхнего строения железнодорожных путей и других технических средств и механизмов, поставляемых железнодорожному транспорту, а также услуг, предоставляемых пассажирам, на соответствие их требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности.

Влияние транспорта на окружающую среду проявляется в процессе перевозок и при выполнении технического обслуживания транспортных средств: происходит загрязнение воздуха в результате сжигания топлива, загрязняется почва накоплением металлических и пластмассовых отходов (в результате ремонтных работ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code