Статья 17. Основные требования к железнодорожному подвижному составу и контейнерам

Комментарий к статье 17 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

В соответствии с комментируемой статьей предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в частности ФЗ «О техническом регулировании», а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог, утв. Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 (далее — ПТЭ железных дорог).

Железнодорожный подвижной состав — локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (ст. 2 комментируемого Закона).

ПТЭ железных дорог определяют подвижной состав как локомотивы, вагоны и мотор-вагонный подвижной состав.

В соответствии с Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов вагоны и контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления груза, за исключением несъемных, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) грузополучателем или перевозчиком (в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов).

Очищенными признаются вагоны и контейнеры (кроме вагонов-цистерн, бункерных полувагонов), из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в (на) контейнерах, а также на ходовых частях вагонов (балках, тележках, крышках люков) и межвагонных соединений, кроме несъемного и съемного оборудования вагонов, которое не выдается вместе с грузом.

Очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если на внутренней и внешней поверхностях котлов или бункеров нет остатков грузов.

При сливе груза из цистерн с верхним сливом остаток невыгруженного груза может допускаться не более 1 см (по замеру под колпаком).

При перевозке насыпных и навалочных грузов кольцевыми маршрутами, а также в собственных и арендованных вагонах допустимые остатки грузов в вагоне после выгрузки устанавливаются только по письменному согласованию грузоотправителя и грузополучателя, перевозчика исходя из требований обеспечения безопасности движения.

Очистка наружной поверхности и ходовых частей вагонов, контейнеров проводится во всех случаях (независимо от принадлежности вагона, контейнера).

Наличие незначительного количества снега в очищенном вагоне не является признаком его загрязнения.

Знаки и трафареты на вагоне, контейнере и раме вагона должны ясно читаться.

Наружная и внутренняя поверхности вагона, контейнера должны быть очищены от загрязняющих вагон остатков защитной пленки, эмульсий, а также наклеек, ярлыков, бирок, меловой разметки, за исключением случаев, когда наличие таких же ярлыков на данном порожнем вагоне, контейнере либо при перевозке в данном вагоне, контейнере иного груза предусматривается правилами перевозок этих грузов.

Все способы очистки вагонов, контейнеров должны обеспечивать их сохранность, а также не допускать загрязнения окружающей среды.

При обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.

Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.

При выгрузке грузов средствами грузополучателя в местах общего пользования оставшиеся после выгрузки и очистки вагонов, контейнеров мусор, остатки груза, крепления, упаковки и других материалов подлежат вывозу грузополучателем со станции одновременно с грузом.

В соответствии со ст. 44 Устава железнодорожного транспорта РФ после выгрузки грузополучателями имеющих отвратительный запах и загрязняющих вагоны грузов вагоны промываются грузополучателями.

Промывке грузополучателями подлежат вагоны-зерновозы после выгрузки незерновых грузов. После выгрузки солода грузополучатель должен проветрить вагоны-зерновозы в целях устранения специфического запаха.

Перечень скоропортящихся грузов, после перевозки которых перевозчиком за счет грузополучателя должны производиться промывка и ветеринарно-санитарная обработка специализированных изотермических вагонов (рефрижераторных вагонов, вагонов-термосов), крытых вагонов, определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.

Перечень опасных грузов, в том числе наливных, после выгрузки которых требуются очистка, промывка, пропарка и дезинфекция вагонов и контейнеров, определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, перевозимых наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах.

В соответствии со ст. 44 Устава железнодорожного транспорта РФ при отсутствии у грузополучателей возможностей для промывки вагонов их промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с договором. Обеззараживание грузов и транспортных средств производится грузополучателями или соответствующими органами государственного контроля (надзора).

Факт промывки вагона перевозчиком подтверждается актом общей формы, составляемым им с указанием в нем номеров промытых вагонов.

После выгрузки животных, птицы, сырых продуктов животного происхождения промывка, ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов обеспечиваются перевозчиками за счет грузополучателей, а промывка, ветеринарно-санитарная обработка специализированных вагонов, контейнеров — грузополучателями, если иное не установлено соглашением сторон.

При нарушении требований, предусмотренных в ст. 44 Устава железнодорожного транспорта РФ, перевозчики имеют право не принимать от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, после выгрузки или слива вагоны, контейнеры впредь до выполнения указанных требований. С указанных лиц в таких случаях взимается плата за пользование вагонами, контейнерами за все время их задержки, исчисляемое с момента подачи вагонов под выгрузку или выставочные железнодорожные пути, а в случае задержки вагонов сверх сроков, предусмотренных ст. 62 Устава железнодорожного транспорта РФ, взимается штраф в размерах, предусмотренных ст. 99 Устава железнодорожного транспорта РФ.

По поводу размеров штрафов, установленных положениями ст. 99 Устава железнодорожного транспорта РФ, возникает множество вопросов.

Например, Законодательное Собрание Вологодской области обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом, в котором заявитель (Законодательное Собрание Вологодской области) оспаривает конституционность положений ч. 2 ст. 40, ч. 1 ст. 98, ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 102 Устава железнодорожного транспорта РФ.

По мнению заявителя, десятикратные размеры штрафов, уплачиваемых перевозчику в соответствии с ч. 2 ст. 99 Устава железнодорожного транспорта РФ, несоразмерны стоимости оказываемых услуг. Однако Конституционный Суд РФ в своем Определении от 2 февраля 2006 г. N 17-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» отказал в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области.

Это объясняется тем, что согласно ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом РФ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемой нормы; если же такая неопределенность отсутствует или является мнимой, соответствующее обращение не может быть признано допустимым по смыслу названного ФКЗ.

Поскольку неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ ч. 2 ст. 40, ч. 1 ст. 98, ч. 2 ст. 99 и ч. 1 ст. 102 Устава железнодорожного транспорта РФ отсутствует, запрос Законодательного Собрания Вологодской области не может быть принят Конституционным Судом РФ к рассмотрению.

В случае если перевозчиком поданы с согласия грузоотправителя под погрузку порожние неочищенные вагоны, контейнеры, вагоны с открытыми люками, дверьми, неснятыми приспособлениями для крепления грузов, перевозчик должен возместить затраты на соответствующие работы, на которые грузоотправителю предоставляется перевозчиком время, определенное соглашением сторон.

В случае подачи под погрузку перевозчиком без согласия грузоотправителя порожних неочищенных вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере сорока пяти и пятнадцати размеров минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.

Подача неочищенных вагонов, контейнеров подтверждается совместными подписями перевозчика и грузоотправителя в актах общей формы.

Перевозчик вправе на основании уплаченного им штрафа предъявить в установленном порядке иск грузополучателю, который не обеспечил очистку вагонов, контейнеров после выгрузки.

Направление порожних вагонов на ветеринарно-санитарную обработку по второй и третьей категории производится по полным перевозочным документам.

Направление на промывку и ветеринарно-санитарную обработку по первой категории порожних крытых вагонов производится по пересылочной транспортной железнодорожной накладной, а изотермических вагонов — по полным перевозочным документам.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 3 февраля 2009 г. N 226р введена в действие Инструкция по порядку оформления вагонов, направляемых на очистку и промывку. Инструкция распространяется на случаи очистки вагонов силами ОАО «РЖД» в соответствии со ст. 44 Устава железнодорожного транспорта РФ после выгрузки из них грузов средствами грузополучателя. Работы по очистке выполняются ОАО «РЖД», как перевозчиком, за счет грузополучателя. Работы по очистке должны выполняться грузополучателем, но выполняются по его просьбе или по просьбе собственника вагона (арендатора вагона, компании-оператора) ОАО «РЖД» по договору согласно ст. 44 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Помывка вагона после выгрузки из него опасного груза выполняется во всех случаях грузополучателем.

Например, решением Верховного Суда РФ от 16 марта 2009 г. N ГКПИ09-278 отказано в удовлетворении заявления ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» о признании недействующими п. 8 и 9 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов.

Заявитель полагал, что требования указанного нормативного акта противоречат ст. 44 Устава железнодорожного транспорта РФ и накладывают на грузополучателя дополнительную обязанность по уборке вагонов и контейнеров после приемки грузов в случаях, когда груз был погружен в неочищенный другими грузополучателями вагон или контейнер, неисполнение которой влечет наложение штрафных санкций.

Однако Суд счел Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов полностью соответствующими ГК РФ и Уставу железнодорожного транспорта РФ и не нарушающими прав грузополучателей, обязанных при выгрузке своими силами, очистить вагоны не только от остатков перевозимого в их адрес груза, но и от остатков ранее перевозимых грузов. Неисполнение данной обязанности является по Уставу железнодорожного транспорта РФ основанием для взыскания штрафных санкций и не может рассматриваться как нарушение гражданских прав.

После проведения капитального ремонта вагонов проверяется масса их тары.

Перечень контейнеров, подлежащих сертификации, устанавливается ежегодно корректируемой номенклатурой. Оценка соответствия контейнеров требованиям нормативных документов проводится на основании анализа опыта их эксплуатации и результатов сертификационных испытаний. После рассмотрения Регистром сертификации на федеральном железнодорожном транспорте материалов, представленных заявителем, и принятия решения по заявке проводятся сертификационные испытания с предварительным отбором и идентификацией контейнеров.

К техническим характеристикам контейнеров, проверяемым при сертификационных испытаниях, относятся:

— габаритные размеры;

— масса тары контейнера;

— остаточная деформация после приложения нагрузки;

— целостность сварных швов;

— отсутствие сварных швов;

— отсутствие трещин;

— водонепроницаемость;

— коэффициент теплопередачи;

— воздухонепроницаемость и др.

По результатам испытаний принимается решение о выдаче сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия. Срок действия сертификата устанавливается с учетом особенностей контейнеров и их производства. Сертификат соответствия вступает в силу с момента регистрации в Государственном реестре системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. С целью предотвращения, пресечения и устранения несоответствия сертифицированных контейнеров обязательным требованием нормативных документов после выдачи сертификата периодически осуществляется инспекционный контроль.

Типы, размеры и основные параметры контейнеров, применяемых для перевозки железнодорожным транспортом, установлены ГОСТ 18477-79 (СТ СЭВ 772-83) «Контейнеры универсальные».

Порядок перевозки грузов в контейнерах определяется следующими нормативными документами: Правилами перевозки железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах (Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 30), Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16 августа 1994 г. N 50), Уставом железнодорожного транспорта РФ.

Ключевыми моментами в регулировании перевозок контейнеров, определяемыми вышеназванными законодательными актами, являются: требования маркировки контейнеров, за соблюдение которых несут ответственность их владельцы; особенности перевозки грузов с неприятным запахом и другими негативными свойствами; формы накладных для перевозки грузов в контейнерах; порядок хранения, выдачи контейнеров на станции назначения, их очистки, вывоза с мест общего пользования; основания ответственности перевозчика за повреждение или утрату контейнера.

  1. Порядок подачи (выхода) локомотивов, мотор-вагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования введен в действие Приказом Минтранса РФ от 15 февраля 2008 г. N 28 как приложение к Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Подача локомотивов, мотор-вагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования осуществляется при условии выполнения процедуры проверки их технической готовности и проверки готовности локомотивной бригады (машиниста и помощника машиниста локомотива и мотор-вагонного подвижного состава) к предстоящей работе.

Допуск локомотивов, мотор-вагонного железнодорожного подвижного состава и допуск локомотивной бригады к предстоящей работе осуществляется дежурным по локомотивному депо и дежурным по железнодорожной станции железнодорожного транспорта общего пользования или иным лицом, уполномоченным владельцем инфраструктуры. Допуск железнодорожного подвижного состава по техническому состоянию (подтверждение технической готовности) осуществляется путем проверки наличия акта технического состояния локомотивов, мотор-вагонного железнодорожного подвижного состава.

Особенности подачи (выход) локомотивов, мотор-вагонного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования устанавливаются в договорах, заключаемых с владельцем пути необщего пользования.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code