Статья 14. Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа (Часть 5)

Комментарий к статье 14 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

В соответствии с п. 26 рассматриваемых Правил при отказе от поездки лиц, имеющих право бесплатного или льготного проезда, проездной документ (билет) подлежит возврату:

— при оформлении через систему «Экспресс» — с выдачей им талона на переоформление. Переоформление проездного документа (билета) производится по предъявлении указанного талона, листа талонов и документа, дающего право на бесплатный или льготный проезд;

— при оформлении по ручной технологии — с продлением начальником станции (вокзала) срока действия бесплатного или льготного проездного документа (билета).

На станции первоначального отправления инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, лица, приравненные к ним по льготам, а также лица, сопровождающие инвалидов Великой Отечественной войны первой группы, имеют право бесплатно один раз изменить станцию назначения и путь следования. За последующие изменения станции назначения и пути следования взимается сбор за переоформление проездных документов (билетов). При изменении станции назначения и пути следования перечисленные в настоящем пункте лица должны возвратить ранее приобретенные проездные документы (билеты), оформленные через систему «Экспресс», и оформить новую поездку. При оформлении проездного документа (билета) по ручной технологии станция назначения на нем зачеркивается, проставляются новые наименование станции и маршрут следования. На обороте проездного документа (билета) делается надпись «исправленному верить», которая заверяется подписью соответствующего должностного лица станции (вокзала) и штемпелем станции (п. 27 рассматриваемых Правил).

При оформлении проездных документов (билетов) по ручной технологии Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, лицам, награжденным орденами Славы трех степеней, орденами Трудовой Славы трех степеней и орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, билетный кассир разрезает бланк таким образом, чтобы тарифная сетка целиком оставалась при корешке проездного документа (билета). На проездном документе (билете) обязательно указывается номер книжки Героя или орденской книжки. Талон на право бесплатного проезда прикладывается к корешку проездного документа (билета) для отчета билетного кассира (п. 28 рассматриваемых Правил).

Железные дороги осуществляют по предварительным заявкам юридических лиц продажу проездных документов (билетов) для перевозок организованных групп пассажиров (не менее десяти человек) на поезда дальнего и местного следования (п. 29 рассматриваемых Правил).

В заявке указываются наименование юридического лица, количество мест, номер поезда, тип вагона, дата выезда, станция отправления и станция назначения. К заявке прикладывается в двух экземплярах пофамильный список группы пассажиров с указанием реквизитов их документов и руководителя группы. При недостатке мест в поезде и вагонах, указанных в заявке, с согласия юридического лица могут быть предоставлены места в другом поезде или вагонах (п. 29 рассматриваемых Правил).

Если в заявке содержится просьба о предоставлении отдельных вагонов, оплате подлежат все места в вагоне независимо от количества проезжающих пассажиров (п. 29 рассматриваемых Правил).

За резервирование мест в поездах для перевозки организованных групп пассажиров с юридических лиц взимается сбор. При отказе от выделенных мест полученный сбор не возвращается. В случае замены железной дорогой типа вагона или категории поезда без согласования с юридическим лицом и отказе их в связи с этим от поездки сбор возвращается (п. 29 рассматриваемых Правил).

Юридическое лицо оформляет заказанные проездные документы (билеты), оплатив стоимость проезда наличными деньгами или по безналичному расчету не позднее срока, установленного железной дорогой (п. 29 рассматриваемых Правил).

При оформлении проездного документа (билета) в нем указываются фамилия руководителя группы и реквизиты документа, удостоверяющего его личность. На двух экземплярах списка группы пассажиров ставится отметка пункта оформления проездного документа (билета). Один экземпляр списка остается в пункте оформления проездного документа (билета), а второй экземпляр предъявляется руководителем группы проводнику вагона при посадке в поезд (п. 29 рассматриваемых Правил).

Если в установленный срок проездные документы (билеты) представителем организованной группы пассажиров не оформляются, заявка аннулируется (п. 29 рассматриваемых Правил).

В случае предъявления юридическим лицом заявки на проездные документы (билеты) менее чем за десять суток до отправления поезда и при возможности ее оформления стоимость проезда должна быть оплачена в течение суток с момента предъявления заявки (п. 29 рассматриваемых Правил).

При наличии заявки для проезда туда и обратно места на обратный выезд выделяются после оплаты стоимости проезда туда (п. 29 рассматриваемых Правил).

Оформление проезда пассажиров по заявке производится на одном бланке проездного документа (билета) (в каждый вагон) (п. 29 рассматриваемых Правил).

Места в поездах по телеграммам юридических или физических лиц не резервируются (п. 29 рассматриваемых Правил).

Оформление проездных документов (билетов) организованным группам школьников на поезда дальнего и местного следования и пригородного сообщения производится при проезде организованной группы школьников в количестве не менее десяти человек в сопровождении взрослого лица из расчета не более одного сопровождающего на десять школьников (п. 29 рассматриваемых Правил).

Начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда вправе в случаях, когда пассажирам не может быть оформлен проездной документ (билет) в билетной кассе по причине технологического перерыва в работе системы «Экспресс», произвести посадку пассажиров (при наличии обоснованной потребности в срочном выезде) не более четырех человек в штабной вагон с последующим оформлением проезда по квитанции разных сборов на незанятые места в вагонах в течение одного часа с момента отправления поезда из пункта формирования и в течение тридцати минут — с промежуточной станции (п. 30 рассматриваемых Правил).

Проводник вагона при посадке пассажира в вагон проверяет проездной документ (билет) и документ, удостоверяющий его личность, реквизиты которого указаны в проездном документе (билете). При посадке группы пассажиров к проездному документу (билету) прилагается пофамильный список пассажиров с указанием реквизитов их документов с отметкой пункта оформления проездного документа (билета) (п. 31 рассматриваемых Правил).

При посадке пассажиров в поезд проводник вагона проверяет соответствие веса ручной клади установленной норме (п. 31 рассматриваемых Правил).

В пути следования проводник вагона принимает меры к недопущению проезда безбилетных пассажиров и провозу ручной клади сверх установленной нормы (п. 31 рассматриваемых Правил).

Проводник вагона предупреждает пассажиров при посадке в вагон о том, чтобы они не забыли проездные документы (билеты) у провожающих (п. 31 рассматриваемых Правил).

Посадка пассажиров производится в вагон, указанный в проездном документе (билете). На промежуточных по ходу следования поезда станциях пассажиры при посадке допускаются с проездными документами (билетами) в любой вагон (п. 31 рассматриваемых Правил).

В вагонах с местами для лежания, с четырехместными купе и с двухместными купе (СВ) после отправления поезда проводник вагона собирает у пассажиров проездные документы (билеты), кроме годовых служебных, талонных и разовых билетов, гасит их и хранит до конца поездки пассажиров (п. 32 рассматриваемых Правил).

Гашение проездных документов (билетов) производится следующим образом: после сложения бланка проездного документа (билета) пополам отрывается верхний угол изгиба (не более 1 см). В конце поездки пассажирам возвращаются погашенные проездные документы (билеты) (п. 32 рассматриваемых Правил).

В случае утери проводником вагона принятого им на хранение от пассажира проездного документа (билета) начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда составляет акт в трех экземплярах, который, кроме него, подписывают пассажир и проводник вагона. В акте указываются номер поезда, железная дорога формирования поезда, он заверяется штемпелем начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда. На основании этого акта начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда без участия пассажира на ближайшей станции оформляет в билетной кассе новый проездной документ (билет) без взимания с пассажира провозной платы от станции посадки до станции конечного следования пассажира с отметкой на обороте этого проездного документа (билета) «Взамен утерянного по вине железной дороги». Железная дорога, оформившая новый проездной документ (билет), пересылает указанный акт и другой материал на железную дорогу, к которой относится организация железной дороги формирования поезда, для принятия соответствующих мер к проводнику вагона, утратившему проездной документ (билет) (п. 33 рассматриваемых Правил).

При проезде в поездах пассажир должен занимать в вагоне место, указанное в его проездном документе (билете). При посадке в поезд на промежуточных по ходу его следования станциях пассажиру выдается проездной документ (билет) с указанием номера вагона, но без указания номера места (п. 34 рассматриваемых Правил).

В случае продажи нескольких проездных документов (билетов) на одно место начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда и проводник вагона принимают меры к предоставлению пассажирам мест в поезде. В этом случае начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда составляет акт в двух экземплярах. В акте указываются сведения о проездных документах (билетах), оформленных на одно место: фамилии пассажиров, номера проездных документов (билетов), номер поезда, его маршрут следования, номера вагона и места, станции отправления и дата отправления, станции назначения, даты оформления проездных документов (билетов) через систему «Экспресс» и номера пунктов продажи проездных документов (билетов). Акт должен иметь штамп организации железной дороги формирования поезда. Он подписывается начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда и заверяется его штемпелем. Первый экземпляр акта направляется в организацию железной дороги формирования поезда, второй — на железную дорогу, на которой допущено оформление нескольких проездных документов (билетов) на одно место, для расследования и принятия соответствующих мер (п. 35 рассматриваемых Правил).

Проводники вагонов предупреждают пассажиров о подходе поезда к станции их назначения или пересадки не позднее чем за тридцать минут. В случае проезда пассажиром станции назначения, указанной в проездном документе (билете), составляется акт за подписью начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, проводника вагона и пассажира. Акт должен иметь штамп организации железной дороги формирования поезда. В акте указываются фамилия пассажира, номер проездного документа (билета), номер поезда, вагона, маршрут следования поезда, станция фактической высадки пассажира. Этот акт дает пассажиру право возвратиться до станции назначения бесплатно (п. 36 рассматриваемых Правил).

Пассажир, отставший от поезда, должен незамедлительно заявить об этом начальнику станции (вокзала). Если у отставшего осталась в вагоне ручная кладь или проездной документ (билет), начальник станции (вокзала) сразу же уведомляет телеграммой, телетайпограммой или телефонограммой начальника ближайшей станции (вокзала) по ходу следования поезда, где продолжительность стоянки поезда не менее десяти минут, о снятии оставленной ручной клади или проездного документа (билета). Начальник станции (вокзала) при получении указанного уведомления совместно с поездной бригадой принимает меры к снятию и сохранению ручной клади или проездного документа (билета) отставшего пассажира. Начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда сдает их на станцию (вокзал) по акту с указанием наименования и количества оставленных мест ручной клади или проездного документа (билета). Акт подписывается начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда, проводником вагона и двумя пассажирами. Акт должен иметь штамп организации железной дороги формирования поезда (п. 37 рассматриваемых Правил).

Начальник станции (вокзала) уведомляет станцию нахождения пассажира о снятии ручной клади или проездного документа (билета) с поезда. На основании этого уведомления пассажиру, если его проездной документ (билет) остался в вагоне, выдается бесплатно новый проездной документ (билет) в вагон с местами для сидения или в вагон с местами для лежания без предоставления места до станции, на которой снята ручная кладь или проездной документ (билет). Отставшему пассажиру на основании акта о снятии ручной клади или проездного документа (билета) возобновляется срок действия проездного документа (билета) на следующий поезд (п. 37 рассматриваемых Правил).

При наличии у отставшего пассажира проездного документа (билета) ему на основании уведомления о снятии ручной клади возобновляется срок действия проездного документа (билета) на проезд до станции, на которой снята ручная кладь, и от станции снятия ручной клади на основании акта до станции назначения. Плата за уведомление о снятии ручной клади или проездного документа (билета) не взимается (п. 37 рассматриваемых Правил).

В случае прибытия поезда, с которым курсирует вагон беспересадочного сообщения, после отправления поезда, согласованного для переприцепки такого вагона, пассажир имеет право переоформить проездной документ (билет) для выезда с первым отходящим поездом, в котором будут свободные места, без взимания дополнительных платежей. В аналогичном порядке осуществляется переоформление проездных документов (билетов) пассажирам, следующим с пересадкой в пути следования и имеющим проездные документы (билеты), приобретенные в пункте первоначального отправления, на согласованный поезд от станции пересадки (п. 38 рассматриваемых Правил).

Пассажир имеет право возобновить действие проездных документов (билетов) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение трех часов либо вследствие болезни или несчастного случая, подтвержденного соответствующим документом, в течение трех суток с момента отправления поезда, на который приобретены проездные документы (билеты), а в случае отказа от поездки — получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.

Согласно п. 40 рассматриваемых Правил пассажир имеет право выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретены проездные документы (билеты).

Переоформление проездных документов (билетов) на ранее отходящий поезд производится в случаях, если осталось менее двадцати четырех часов до отправления этого поезда. В других случаях переоформление поездки не производится. Переоформление проездных документов (билетов) через систему «Экспресс» (если осталось менее двадцати четырех часов до отправления поезда) производится с выдачей нового проездного документа (билета), на котором должна быть указана сумма доплат, взимаемых с пассажира, в зависимости от условий поездки с поездом, на который переоформляется проездной документ (билет). Переоформление производится при наличии мест на любой поезд или в вагон независимо от того, какой железной дорогой они сформированы (п. 40 рассматриваемых Правил).

Переоформление проездных документов (билетов) по ручной технологии в срок менее двадцати четырех часов до отправления поезда производится путем их перекомпостирования и разрешается только на поезд или в вагон, следующий в беспересадочном сообщении, формирования той же железной дороги, на которую был оформлен проездной документ (билет) первоначально. Переоформление на поезд или в вагон, следующий в беспересадочном сообщении, формирования другой железной дороги производится после возврата ранее приобретенного проездного документа (билета) (п. 40 рассматриваемых Правил).

При ручной технологии переоформления проездного документа (билета) на ранее отправляющийся поезд ранее приобретенный проездной документ (билет) сохраняет свое действие, если пассажир следует в поезде и вагоне той же категории и по тому же маршруту. Первоначальные компостерные отметки на проездном документе (билете) погашаются крестообразно с надписью «компостер погашен». Надпись должна быть заверена подписью соответствующего должностного лица станции (вокзала) и штемпелем станции (вокзала). При этом указываются дата и время погашения. Если переоформление проездного документа (билета) производится в поезд или вагон более высокой категории или по другому маршруту, то разница в стоимости проезда взимается по квитанции разных сборов. При переоформлении проездного документа (билета) по желанию пассажира следовать в поезде или вагоне более низкой категории или по другому маршруту ему возвращается разница в стоимости проезда. Допускается переоформление детского проездного документа (билета) на проездной документ за полную стоимость (п. 40 рассматриваемых Правил).

  1. В пути следования по железным дорогам груз сопровождают перевозочные документы, к которым относятся транспортная накладная и дорожная ведомость. Накладная является основным документом, на основании которого устанавливаются взаимные обязательства железной дороги и грузоотправителя по перевозке, ответственность за сохранность груза, права грузополучателя, права на предъявление претензий и судебных исков, правильность применения тарифов, точность и полнота расчетов за перевозку. Накладная составляется грузоотправителем. На основании договора железная дорога может составлять накладную за грузоотправителя. На основании накладной грузоотправителю выдается квитанция о приеме груза к перевозке. Железная дорога ставит календарный штемпель в накладной, чем подтверждает прием груза к перевозке. Накладная выдается грузополучателю на станции назначения вместе с грузом.

Последствиями нарушения порядка заполнения железнодорожной накладной могут являться судебные споры о взыскании штрафа за искажение наименования груза. Судебная практика показывает, что ответственность возлагается на грузоотправителя за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузах или об их свойствах в случаях искажения наименования груза, которое привело к снижению стоимости перевозки или к возникновению обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, или за отправку грузов, запрещенных к перевозке.

Однако доказать факт искажения и причинно-следственную связь со снижением стоимости перевозки должен доказать сам перевозчик (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 января 2010 г. по делу N А28-3525/2009, Постановление ФАС Уральского округа от 12 сентября 2012 г. N Ф09-8772/12 по делу N А07-22963/2011, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 сентября 2012 г. N Ф04-3664/12 по делу N А27-12117/2011).

После приема груза к перевозке от грузоотправителя железная дорога на основании накладной составляет дорожную ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанцию о приеме груза к перевозке. Дорожная ведомость сопровождает груз вместе с накладной до станции назначения. По дорожной ведомости учитываются перевозочная работа, распределяются провозные платежи между железными дорогами и оформляется выдача груза грузополучателю. Квитанция о приеме груза к перевозке выдается грузоотправителю. Корешок дорожной ведомости хранится на железной дороге отправления, подтверждая прием груза к перевозке и взимания провозных платежей для железной дороги отправления. Также на основании корешка дорожной ведомости учитывается погрузка грузов по железным дорогам.

Дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза содержат все данные о грузе, грузоотправителе, грузополучателе, станциях отправления и назначения, вагоне и уплаченных грузоотправителем провозных платежах при отправлении. Также они имеют один номер с накладной.

  1. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи, Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также Правилами грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, перевозчик обеспечивает своевременное предоставление пользователям услуг (в наглядной и доступной форме) достоверной информации, в том числе:

— перечня работ и услуг, их стоимости;

— наименования и места нахождения (юридического адреса) перевозчика, место нахождения подразделения перевозчика, уполномоченного принимать и рассматривать претензии, предъявляемые к перевозчику;

— сведений о лицензии перевозчика на осуществление услуг (номер, срок ее действия, наименование выдавшего органа);

— стоимости проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа;

— времени отправления и прибытия поездов;

— сроков продажи проездных документов (билетов);

— перечня вещей (предметов), запрещенных к перевозке и хранению в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа;

— времени работы билетных и багажных касс, товарных контор и камер хранения ручной клади;

— расположения вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, предназначенных для обслуживания пассажиров, работы с багажом, грузобагажом, и мест взвешивания ручной клади;

— времени прибытия на железнодорожную станцию назначения багажа, следующего без перегрузки в пути следования;

— порядка предоставления мест в комнатах отдыха пассажиров и комнатах матери и ребенка;

— перечня категорий граждан, которым предоставляется право бесплатного проезда или право оплаты проезда со скидкой в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

— порядка страхования пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа;

— перечня сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности;

— иных сведений об оказываемых услугах.

Данная информация предоставляется бесплатно на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пользователей на русском языке, а также по усмотрению перевозчика — дополнительно на государственных языках субъектов РФ и других языках народов РФ с учетом интересов населения.

Перевозчик обязан по запросам пользователей услуг предоставлять (на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах) для ознакомления Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и Правила перевозок грузов.

За выдачу справок в письменной форме, в том числе справок, не связанных с оказанием услуг, взимается плата в порядке, определенном Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа.

Доведение до сведения пассажиров расписания движения пассажирских, в том числе пригородных, и почтово-багажных поездов обеспечивается перевозчиком с использованием настенных носителей информации, специальных информационных стендов и справочников. Об изменениях в расписании движения пассажирских поездов объявляется по громкой связи на железнодорожных станциях и железнодорожных вокзалах.

Сведения об изменениях регулируемых тарифов, ставок платы и сборов за услуги публикуются Минтрансом РФ в печатном издании указанного органа:

— в отношении перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа — не позднее чем за пять дней до введения их в действие;

— в отношении перевозки грузов — не позднее чем за десять дней до введения их в действие.

Информация об оказываемых владельцем инфраструктуры услугах, их стоимости, порядке доступа к инфраструктуре, а также пропускной способности инфраструктуры в соответствии с графиком движения поездов, технических и технологических возможностях оказания услуг по использованию инфраструктуры предоставляется владельцем инфраструктуры перевозчикам в режиме регулярных сообщений.

Информация об оказываемых владельцем инфраструктуры услугах, их стоимости, а также об имеющихся в соответствии с графиком движения поездов технических и технологических возможностях инфраструктуры предоставляется владельцем инфраструктуры перевозчикам в режиме регулярных сообщений в местах приема запросов об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Указанная информация также может дополнительно предоставляться с использованием электронной или почтовой связи либо иным способом, предусмотренным соглашением сторон (п. 9 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования).

По требованию пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также владельцев инфраструктур перевозчик обязан предъявить лицензии и сертификаты соответствия или декларации о соответствии, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 14 комментируемого Закона).

По требованию пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также перевозчиков владелец инфраструктуры обязан предоставить сертификаты соответствия или декларации о соответствии, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 14 комментируемого Закона).

Данные обязательства закреплены законодателем для того, чтобы пользователи услуг железнодорожного транспорта, владельцы инфраструктуры (перевозчики) при взаимоотношениях с перевозчиком (владельцем инфраструктуры) были уверены в том, что оказываемые услуги сертифицированы, а деятельность лицензирована в установленном законом порядке. Продукция, подлежащая обязательной сертификации, не может быть реализована без наличия сертификата. В данном случае потребителю предоставляют гарантию в том, что технологический процесс, услуга отвечают требованиям действующих нормативных документов.

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code