Статья 14. Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа (Часть 2)

Комментарий к статье 14 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

При предъявлении для перевозки груза грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами РФ документы.

При предъявлении для перевозки груза грузоотправитель должен указать в накладной его массу, а при предъявлении тарных и штучных грузов — количество грузовых мест.

Перевозчик, грузоотправитель или грузополучатель должны обеспечить в установленном порядке сохранность перевозочных и других документов, предусмотренных правилами перевозок грузов и иными нормативными правовыми актами.

Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема груза для перевозки, если иное не предусмотрено Уставом железнодорожного транспорта РФ или соглашением сторон.

Окончательные расчеты за перевозку груза, в том числе за связанные с ней дополнительные работы (услуги), производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию до момента его выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи груза.

До внесения на железнодорожной станции назначения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю, находятся на его ответственном простое, а с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.

Груз, в том числе состоящий из нескольких разнородных предметов, сдается к перевозке под общим наименованием «груз для личных нужд» с указанием в накладной наименования каждого предмета, составляющего данную отправку.

Перевозка груза с объявлением его ценности осуществляется в соответствии с правилами перевозок грузов. За перевозку груза с объявленной ценностью взимается сбор, ставки которого устанавливаются в тарифном руководстве. При предъявлении к перевозке такого груза отправитель вместе с накладной представляет перевозчику опись на перевозку груза с объявленной ценностью, составленную в трех экземплярах. При предъявлении к перевозке по одной накладной грузов различной ценности их отличительные признаки, количество мест и ценность указываются в описи отдельной строкой.

По заявлению (в письменной форме) грузоотправителя или грузополучателя перевозчик может переадресовывать перевозимый груз с изменением грузополучателя и (или) станции назначения.

Заявление может быть подано перевозчику как на железнодорожной станции первоначального назначения, так и на железнодорожной станции отправления. К заявлению прилагается подлинная квитанция о приеме груза.

Расходы перевозчика, возникающие в связи с переадресовкой груза, возмещаются грузоотправителем или грузополучателем, по инициативе которого осуществляется переадресовка.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем прибытия груза. Такое уведомление осуществляется в письменном виде или по телефону, если иной способ не предусмотрен соглашением сторон.

В случае если перевозчик не уведомляет о прибытии груза, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и платы за хранение груза до получения уведомления о его прибытии.

После прибытия груза на железнодорожную станцию назначения и уведомления перевозчиком грузополучателя о прибытии груза в его адрес ответственность за расчеты, связанные с перевозкой, возлагается на грузополучателя.

По прибытии груза на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать груз и накладную грузополучателю в порядке, предусмотренном Уставом и правилами перевозок грузов.

Перевозчик обязан доставить груз по назначению и в установленный срок. Прибывший в вагонах, контейнерах груз, подлежащий выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранится на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение двадцати четырех часов.

Срок бесплатного хранения исчисляется с двадцати четырех часов дня обеспеченной перевозчиком выгрузки груза из вагонов, контейнеров или с двадцати четырех часов дня подачи перевозчиком вагонов, контейнеров с грузом к оговоренному сторонами месту для выгрузки груза грузополучателем.

Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта осуществляются в соответствии с международными договорами РФ.

  1. В целях реализации принципа недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования утверждены Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, определяющие общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования в условиях ее ограниченной пропускной способности.

Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа регулируется Уставом железнодорожного транспорта РФ и Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Государственный контроль соблюдения требований осуществляется федеральным антимонопольным органом и его территориальными управлениями.

Недискриминационный доступ перевозчиков к инфраструктуре предусматривает обеспечение равных условий оказания услуг по использованию инфраструктуры перевозчикам независимо от их организационно-правовой формы, правовых и имущественных отношений с владельцем инфраструктуры.

Обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре осуществляется исходя из следующих принципов:

— обеспечение равнодоступности инфраструктуры для всех перевозчиков, в том числе применение единых критериев доступа к услугам по использованию инфраструктуры;

— обеспечение конкуренции в сфере железнодорожных перевозок;

— проведение в отношении перевозчиков единой ценовой (тарифной) политики в сфере услуг по использованию инфраструктуры;

— доступность информации о перечне услуг по использованию инфраструктуры, порядке их выполнения, тарифах, плате и сборах за эти услуги для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте общего пользования.

Владелец инфраструктуры не имеет права отказать в предоставлении услуг по использованию инфраструктуры перевозчику, если иное не предусмотрено законодательством РФ и указанными Правилами.

При отсутствии возможности полного удовлетворения спроса перевозчиков на услуги по использованию инфраструктуры на конкретном направлении движения поездов в связи с ограничением ее пропускной способности владелец инфраструктуры обязан обеспечить оказание услуг по использованию инфраструктуры для перевозок в следующей очередности:

— перевозки, осуществляемые для восстановления движения поездов и тушения пожаров;

— воинские перевозки;

— перевозки пассажиров в международном сообщении;

— перевозки пассажиров в пределах РФ в дальнем следовании;

— перевозки пассажиров в пределах РФ в пригородном сообщении;

— перевозки почтовых отправлений, багажа, грузобагажа;

— специальные перевозки;

— грузопассажирские и людские перевозки;

— перевозки грузов.

В период действия военного положения или при объявлении чрезвычайного положения федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта имеет право устанавливать другую очередность оказания услуг по использованию инфраструктуры.

При наличии нескольких запросов об оказании услуг по использованию инфраструктуры (далее — запрос), относящихся к перевозкам одной очередности, одновременное удовлетворение которых ограничено пропускной способностью инфраструктуры, рассмотрение и согласование запросов осуществляются владельцем инфраструктуры по мере их поступления в порядке, установленном Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

В случае невозможности согласования или выполнения запроса по основаниям, предусмотренным Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, или по причине неурегулированности перевозчиком финансовых расчетов с владельцем инфраструктуры за ранее оказанные или оказываемые услуги по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры предоставляет соответствующие услуги следующему по очередности перевозчику, представившему запрос.

В случае невозможности выполнения запроса перевозчика из-за ограничений пропускной способности инфраструктуры на конкретном направлении движения поездов в запрашиваемый период времени в связи с наличием согласованных запросов других перевозчиков владелец инфраструктуры с согласия перевозчика может оказать услуги с использованием других маршрутов перевозки или в другой период времени.

В случае отказа перевозчика от согласованных услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры обязан предоставить соответствующие услуги следующему по очередности перевозчику, представившему запрос.

Владелец инфраструктуры обязан вести реестр запросов. В реестре фиксируются дата и время поступления запроса, а также его регистрационный номер. Отказ в регистрации, искажение сроков и очередности поступления запросов, а также их регистрационных номеров не допускаются.

Перечень технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых может явиться для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием для отказа в согласовании запроса, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Информация об оказываемых владельцем инфраструктуры услугах, их стоимости, порядке доступа к инфраструктуре, а также пропускной способности инфраструктуры в соответствии с графиком движения поездов, технических и технологических возможностях оказания услуг по использованию инфраструктуры предоставляется владельцем инфраструктуры перевозчикам в режиме регулярных сообщений.

Информация предоставляется владельцем инфраструктуры перевозчику с применением электронной и почтовой связи либо иным способом при условии возмещения соответствующих затрат.

При согласовании запроса перевозчика владелец инфраструктуры информирует его о возможных ограничениях пропускной способности инфраструктуры по направлениям движения поездов с обоснованием таких ограничений, а при необходимости — с предоставлением соответствующих материалов.

Владелец инфраструктуры по требованию федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта представляет сведения о заявленных общих объемах перевозок и имеющихся возможностях оказания услуг по использованию инфраструктуры в определенный период времени по направлениям движения поездов.

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при использовании представленных владельцами инфраструктуры сведений обязан обеспечить соблюдение государственной, служебной и коммерческой тайны, а также законных интересов владельцев инфраструктуры, перевозчиков, иных юридических и физических лиц.

Рассмотрение жалоб по вопросам предоставления перевозчикам доступа к инфраструктуре осуществляется федеральным антимонопольным органом в соответствии с последовательностью рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства или в судебном порядке. Основаниями для возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства являются представления органов, заявления организаций и физических лиц (далее — заявление).

Дела о нарушениях антимонопольного законодательства могут быть рассмотрены ФАС РФ (территориальным органом) по собственной инициативе, в том числе на основании результатов проведенных ей проверок.

Заявление подается в ФАС РФ (территориальный орган) в письменной форме с приложением документов (в подлиннике или надлежащим образом заверенных копий), свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства.

Заявление подписывается заявителем или его представителем. Документы на иностранных языках представляются с приложением заверенного перевода на русский язык.

В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов.

Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются соответствующим территориальным органом, на территории деятельности которого было совершено правонарушение либо находится (проживает) лицо, совершившее правонарушение, за исключением случаев, когда дело принимает к своему рассмотрению ФАС РФ.

По результатам предварительного рассмотрения заявления ФАС РФ (территориальный орган):

— возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства;

— отказывает в возбуждении дела в связи с тем, что рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции ФАС РФ (территориального органа), либо в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства руководитель ФАС РФ (руководитель территориального органа) издает приказ о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа выносит определение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства и принимая по ним решения, выступает от имени ФАС РФ (территориального органа).

Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются Комиссией в трехмесячный срок с момента вынесения определения о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

В отдельных случаях указанный срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на шесть месяцев с момента истечения указанного трехмесячного срока.

По результатам рассмотрения дела по существу Комиссия принимает решение. На основании решения Комиссии в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдается предписание.

Предписание выдается Комиссией одновременно с вынесением решения.

Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок. Неисполнение в срок предписания влечет за собой административную ответственность.

Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.

  1. Уставом железнодорожного транспорта РФ обеспечивается развитие конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок, в связи с чем большое внимание отводится регулированию основ взаимодействия владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.

Порядок взаимодействия перевозчиков и владельцев инфраструктур при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом определяется Уставом железнодорожного транспорта РФ, а также заключаемыми между ними договорами об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры является публичным и заключается в письменной форме. Примерная форма указанного договора устанавливается Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры. В договоре об оказании услуг по использованию инфраструктуры определяются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за услуги и способы оплаты этих услуг, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

В соответствии с договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику такие услуги для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, а перевозчик обязуется их оплатить. На основании договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры может быть предусмотрено выполнение следующих работ (услуг):

— предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа объектов инфраструктуры;

— обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок, на железнодорожные пути, являющиеся частью инфраструктуры;

— управление движением поездов, в том числе согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта;

— предоставление возможности не связанного с перевозочным процессом нахождения порожних вагонов, принадлежащих перевозчику или привлеченных им для перевозок;

— заключение владельцами инфраструктур от имени перевозчика договоров на эксплуатацию, договоров на подачу, уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования;

— погрузка, выгрузка, хранение грузов и иные работы (услуги).

Владельцы инфраструктур и перевозчики вправе заключать иные предусматривающие выполнение других работ (услуг) договоры.

Порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре для перевозок грузов и оказания иных услуг по использованию инфраструктуры устанавливается Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры.

Для перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа доступ к инфраструктуре предоставляется перевозчикам на основании графика движения пассажирских поездов. Сроки ввода в действие графика движения пассажирских поездов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Владельцы инфраструктур разрабатывают график движения пассажирских поездов на основании подаваемых не позднее чем за семь месяцев до ввода графика движения в действие обращений перевозчиков о включении пассажирских поездов в такой график. Разработка указанного графика завершается не позднее чем за четыре месяца до ввода их в действие. При разработке графика движения пассажирские поезда имеют приоритет перед грузовыми поездами.

По обращениям перевозчиков владельцы инфраструктур могут разработать индивидуальные графики движения пассажирских поездов в соответствии с Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры.

За не связанное с перевозочным процессом нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних вагонов, принадлежащих перевозчикам или привлеченных ими для перевозок, владельцем инфраструктуры с перевозчиков взимается плата по договору, если иное не установлено законодательством РФ.

Перевозчики на основании публичного договора с владельцами инфраструктур могут предусматривать передачу своих обязанностей по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договорам на подачу и уборку вагонов, в том числе заключение указанных договоров, владельцам инфраструктур. В этом случае владельцы инфраструктур вступают во взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по договорам на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, договорам на подачу и уборку вагонов от имени перевозчика.

Порядок взаимодействия владельцев инфраструктур между собой при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом определяется заключенными между ними договорами. Устав железнодорожного транспорта РФ устанавливает, что владелец инфраструктуры должен дать согласие на принятие перевозчиком заявки на перевозку. Владелец инфраструктуры обязан со своей стороны согласовать эту заявку с другими владельцами инфраструктуры, организациями других видов транспорта (смешанное сообщение), железными дорогами иностранных государств (международное сообщение), если они должны участвовать в перевозке груза.

  1. Проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам), в том числе пассажиров, которым в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ предоставлены льготы на оплату проезда на железнодорожном транспорте.

Существуют социальные и профессиональные льготы на оплату проезда на железнодорожном транспорте.

Социальными льготами обеспечиваются Герои РФ, Герои Советского Союза, различные категории ветеранов, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, дети, учащаяся молодежь и некоторые другие.

К профессиональным относятся льготы, предоставляемые работникам за условия и характер труда (лицам, работающим во вредных для здоровья производствах, работникам, занятым на работах в неблагоприятных климатических условиях, военнослужащим, работникам правоохранительных и судебных органов и др.).

Сезонные льготы действуют в течение определенного промежутка времени и распространяются на соответствующий круг лиц (например, предоставляются студентам в начале и конце учебного года).

Перечень лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе и бесплатного проезда железнодорожным транспортом общего пользования, определен в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Вопросы предоставления льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении решаются на уровне субъектов РФ (см., например, Закон Новгородской области от 24 апреля 2013 г. N 243-ОЗ).

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code