Статья 12. Основные требования к перевозчику

Комментарий к статье 12 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

  1. Статья 2 комментируемого Закона дает определение понятию перевозчика. Это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Статья 12 комментируемого Закона предусматривает ряд основных требований, предъявляемых к перевозчику. Он должен:

1) иметь лицензии на осуществление всех подлежащих лицензированию видов деятельности при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа или грузобагажа.

В комментарии к ст. 5 нами уже рассматривались понятия лицензии, лицензируемого вида деятельности, а также виды деятельности, подлежащие лицензированию;

2) владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве.

Перевозчик может владеть железнодорожным подвижным составом на праве собственности, а также на праве аренды.

В соответствии с Положением о порядке продажи грузовых вагонов ОАО «РЖД» решение о продаже грузовых вагонов ОАО «РЖД» принимает президент ОАО «РЖД». Организация работы в ОАО «РЖД» по продаже вагонов и контроль осуществления купли-продажи вагонов осуществляются Центром фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (далее — ЦФТО). Обращения юридических и физических лиц (далее — заявители) о приобретении вагонов принимаются и рассматриваются в ЦФТО. В обращении указываются следующие сведения:

— полное наименование заявителя, его место нахождения и почтовый адрес;

— количество запрашиваемых вагонов по их роду, техническое состояние вагонов.

При обращении двух и более заявителей на приобретение одного рода вагонов проводятся конкурсные торги.

В случае, когда конкурсные торги не проводятся, ЦФТО в течение одного месяца со дня поступления обращений от заявителей на приобретение вагонов:

— направляет запрос об определении возможного количества вагонов на продажу (по роду вагонов) в департаменты управления перевозками и вагонного хозяйства, которые в течение десяти дней представляют в ЦФТО свои предложения;

— подготавливает и согласовывает заключение о целесообразности продажи вагонов с причастными подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД» и первым вице-президентом ОАО «РЖД»;

— представляет президенту ОАО «РЖД» согласованное заключение о целесообразности продажи вагонов, проект телеграммы ОАО «РЖД» начальнику железной дороги — филиала ОАО «РЖД» (далее — железная дорога) с указанием количества и рода вагонов, разрешенных к продаже;

— в случае принятия президентом ОАО «РЖД» либо лицом, исполняющим его обязанности, решения о нецелесообразности продажи вагонов информирует заявителя о принятом решении.

Отбор вагонов на продажу производится железной дорогой, на балансе которой находятся вагоны, в соответствии с телеграммой ОАО «РЖД».

Договор купли-продажи вагонов заключается между ОАО «РЖД» в лице начальника железной дороги либо лица, исполняющего его обязанности, на основании доверенности, оформленной в установленном порядке, и заявителем (либо победителем конкурсных торгов). Копия договора купли-продажи вагонов направляется железной дорогой в ЦФТО.

Денежные средства, полученные железной дорогой от продажи вагонов, перечисляются в установленном порядке на расчетный счет ОАО «РЖД».

Положение о порядке передачи грузовых вагонов ОАО «РЖД» в аренду определяет порядок передачи в аренду грузовых вагонов ОАО «РЖД» (далее — грузовые вагоны).

Передача грузовых вагонов в аренду юридическим и физическим лицам осуществляется в соответствии с гл. 34 ГК РФ на основании решения президента ОАО «РЖД» либо первого вице-президента ОАО «РЖД» и договора аренды, заключаемого железной дорогой — филиалом ОАО «РЖД» (далее — железная дорога) по доверенности от имени ОАО «РЖД».

Предоставление предложений руководству ОАО «РЖД» о целесообразности изменения ставок арендной платы, ведение реестров арендаторов и договоров аренды, другие вопросы организации передачи грузовых вагонов в аренду решаются ЦФТО.

Обращения юридических и физических лиц (далее — заявители) или ходатайство железной дороги, подписанное начальником железной дороги либо лицом, исполняющим его обязанности, по вопросу заключения договора аренды грузовых вагонов рассматриваются ЦФТО. Ходатайство железной дороги должно содержать сведения о полном наименовании заявителя; количестве и типе грузовых вагонов, в аренде которых заинтересован заявитель; направлениях курсирования этих грузовых вагонов; сроке аренды этих грузовых вагонов; наименовании грузов, которые предполагается перевозить в этих грузовых вагонах.

ЦФТО в течение 3 дней после поступления обращения заявителя или ходатайства железной дороги запрашивает о целесообразности передачи в аренду грузовых вагонов Департамент управления перевозками, Департамент вагонного хозяйства, Департамент безопасности и при необходимости другие подразделения аппарата управления ОАО «РЖД», которые в 5-дневный срок представляют свои предложения по этому вопросу и в течение 5 дней со дня получения предложений проводит сравнительный экономический анализ и подготавливает заключение о целесообразности передачи грузовых вагонов в аренду, которое представляет президенту ОАО «РЖД» либо первому вице-президенту ОАО «РЖД». К заключению прилагается проект поручения о заключении договора аренды ОАО «РЖД» или проект телеграммы с разрешением начальнику железной дороги заключить договор аренды грузовых вагонов от имени ОАО «РЖД».

При разрешении передачи грузовых вагонов в аренду в телеграмме ОАО «РЖД» указывается арендный номер, присвоенный заявителю. В случае принятия президентом ОАО «РЖД» решения о нецелесообразности передачи грузовых вагонов в аренду железной дороге поручается проинформировать заявителя о принятом решении.

Железная дорога не позднее 10 дней с даты получения поручения (разрешения) президента ОАО «РЖД» либо первого вице-президента ОАО «РЖД», определяющего условия передачи грузовых вагонов в аренду, заключает с заявителем договор аренды грузовых вагонов без права выкупа и передачи вагонов в субаренду на срок до конца календарного года, но не менее трех месяцев, если иное не предусмотрено внутренними документами ОАО «РЖД». Копия договора аренды направляется железной дорогой в ЦФТО.

Продление срока действия договора аренды грузовых вагонов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному настоящим Положением для заключения договора аренды грузовых вагонов.

Заключение договоров аренды, ведение договоров, начисление платы за пользование грузовыми вагонами, в том числе при нахождении вагонов на территории других железнодорожных администраций, ведение текущих расчетов по арендным платежам, в том числе с учетом нахождения грузовых вагонов в плановом ремонте, осуществляются с использованием автоматизированной системы централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (АС ЭТРАН), раздел «Оформление договоров аренды подвижного состава в системе ЭТРАН», и других информационных систем.

На кузов сдаваемого в аренду грузового вагона наносятся трафаретные надписи, включающие в себя:

— наименование арендатора, почтовый адрес, факс;

— арендный номер (код железной дороги и арендатора);

— наименование железнодорожной станции приписки грузовых вагонов.

Передача грузовых вагонов арендатору и возврат грузовых вагонов в рабочий парк ОАО «РЖД» по окончании срока аренды, расторжении договора аренды, а также в случае замены грузовых вагонов производятся на железнодорожной станции приписки или по согласованию с ЦФТО и Департаментом управления перевозками на железнодорожной станции дислокации и оформляются актами приема-передачи арендованных грузовых вагонов, которые подписываются сторонами договора аренды.

При повреждении или утрате арендованных грузовых вагонов по вине железной дороги замена таких грузовых вагонов производится железной дорогой, передавшей грузовые вагоны в аренду, по согласованию с ЦФТО. Согласование замены грузовых вагонов производится по письменному запросу железной дороги, к которому прилагаются материалы расследования случаев повреждения или утраты грузовых вагонов.

Порядок передачи локомотивов ОАО «РЖД» в аренду, а также порядок продажи железнодорожного подвижного состава (локомотивов, грузовых вагонов, пассажирских и багажных вагонов, мотор-вагонного подвижного состава) с истекшим и неистекшим сроками службы определены в распоряжениях ОАО «РЖД» от 23 апреля 2009 г. N 848р, от 10 июля 2008 г. N 1465р соответственно;

3) иметь квалифицированных работников. Под квалифицированными работниками понимаются работники, обладающие соответствующей профессиональной подготовкой, прошедшие аттестацию, предусматривающую проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе;

4) заключить договоры об оказании услуг локомотивной тяги, если перевозчик не имеет локомотива. Иметь локомотив в собственности перевозчик не обязан. Он может оформить договор аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа с владельцем локомотива или заключить договор на оказание услуг локомотивной тяги с владельцем инфраструктуры.

ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» предусмотрено, что ОАО «РЖД» оказывает услуги по предоставлению локомотивной тяги.

Локомотив — это самодвижущаяся железнодорожная транспортная машина, предназначенная для создания на рельсовом пути движущей силы (силы тяги), под действием которой обеспечивается перемещение по нему поездов.

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). Арендодатель передает арендатору локомотив и обязуется оказывать ему услуги по его управлению и технической эксплуатации. Арендодатель оказывает эти услуги через лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях (персонал, сотрудников).

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). В данном случае арендодатель предоставляет арендатору локомотив на праве владения и пользования без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации;

5) заключить соответствующие договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры (за исключением случаев, если перевозчик осуществляет перевозки в пределах принадлежащей ему инфраструктуры), существенными условиями которых являются организация вагонопотоков, регулирование обращения вагонов и локомотивов, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, ответственность сторон по обязательствам, вытекающим из перевозок железнодорожным транспортом.

В соответствии со ст. 50 Устава железнодорожного транспорта РФ для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры является публичным и заключается в письменной форме. Одна из важнейших особенностей перевозчика состоит в том, что он работает на условиях публичного договора и согласно ст. 426 ГК РФ не имеет права отказать в перевозке обратившемуся к нему лицу при наличии возможности осуществить эту перевозку. В договоре об оказании услуг по использованию инфраструктуры определяются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за услуги и способы оплаты этих услуг, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

В соответствии с договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику такие услуги для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, а перевозчик обязуется оплатить указанные услуги.

В соответствии с договором владелец инфраструктуры оказывает перевозчику следующие услуги:

1) предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа объектов инфраструктуры, включая установление и согласование маршрута пропуска поезда перевозчика исходя из определения кратчайшего расстояния между железнодорожной станцией отправления поезда и железнодорожной станцией назначения поезда;

2) обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок, на железнодорожные пути общего пользования, являющиеся частью инфраструктуры, включая выполнение следующих работ (операций):

— осуществление приема и передачи железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожные пути (с железнодорожных путей) общего пользования при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить данные операции;

— формирование поезда из железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, с использованием технических средств железнодорожных станций при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такое формирование;

3) управление движением поездов, включая выполнение следующих работ (операций):

— согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта;

— организацию продвижения железнодорожного подвижного состава перевозчика по железнодорожным путям общего пользования, принадлежащим владельцу инфраструктуры, в соответствии с условиями договора, предусмотренными для осуществления конкретной перевозки;

— диспетчерское управление перевозкой;

— контроль технического состояния железнодорожного подвижного состава перевозчика (технический осмотр);

— обслуживание железнодорожного подвижного состава перевозчика в пути следования (безотцепочный ремонт) при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такой ремонт;

— предоставление по обращению перевозчика информации о движении или месте нахождения железнодорожного подвижного состава перевозчика;

— электроснабжение железнодорожного тягового подвижного состава на электрифицированных участках инфраструктуры при использовании перевозчиком электрической тяги в процессе осуществления перевозки;

— проведение сортировочных и маневровых работ на железнодорожных станциях в процессе осуществления перевозки при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такие работы.

Наличие возможности своими силами осуществить работы (операции), указанные в п. «б» и «в», определяется перевозчиком.

В соответствии с договором владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику услуги по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа, а перевозчик обязуется оплатить указанные услуги.

Договор может быть заключен для осуществления разовой перевозки или неоднократных перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.

Владелец инфраструктуры не имеет права отказать перевозчику в заключении договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

При направлении и рассмотрении предложения заключить договор владелец инфраструктуры и перевозчик представляют друг другу документы, предусмотренные законодательством РФ, а также иные документы, которые они сочтут необходимыми.

Существенными условиями договора являются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов и способы оплаты услуг, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе порядок возмещения ущерба, причиненного третьим лицам таким неисполнением или ненадлежащим исполнением, положения об организации вагонопотоков, регулирование обращения локомотивов и вагонов, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, а также ответственность сторон по обязательствам, вытекающим из договора перевозки железнодорожным транспортом.

Заключение и исполнение договора должны осуществляться с соблюдением следующих требований:

— обеспечение непрерывности перевозочного процесса;

— обеспечение равноправия перевозчиков независимо от их организационно-правовой формы;

— открытость сведений об услугах по использованию инфраструктуры и их стоимости;

— защита сведений, составляющих коммерческую или государственную тайну, ставших известными сторонам договора в связи с оказанием услуг по использованию инфраструктуры.

Владелец инфраструктуры может отказать перевозчику в оказании услуг по использованию инфраструктуры при наличии заключенного договора в следующих случаях:

— отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки, в том числе наличие на момент рассмотрения запроса согласованных запросов других перевозчиков об оказании услуг по использованию инфраструктуры на конкретном направлении движения поездов в запрашиваемый период времени;

— прекращение или ограничение в соответствии с ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» погрузки и перевозки грузов, грузобагажа по запрашиваемому маршруту следования в запрашиваемый период времени.

Отказ в заключении договора обжалуется в судебном порядке.

  1. Перевозчик обязан обеспечить выполнение соответствующих обязательств по перевозкам, вытекающих из международных договоров РФ, которые регламентируют перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, и законодательства РФ, в том числе законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и законодательства РФ в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта — перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между РФ и иностранными государствами (в том числе транзит по территории РФ), в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Все соглашения, договоры, заключенные РФ, вытекающие из них обязательства, которые регламентируют перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, имеют обязательную силу для перевозчиков.

Соглашения о международных сообщениях регулируют правовые взаимоотношения между дорогами различных стран. Сотрудничество между странами осуществляется на основе договоров, заключаемых в рамках международных соглашений. Эти договоры приобретают статус приоритетных.

Как уже отмечалось, в ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» дано определение мобилизационной подготовки в РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code