Статья 11. Основные требования к владельцам инфраструктур

Комментарий к статье 11 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья закрепляет основные требования, предъявляемые к владельцу инфраструктуры.

Так, владелец инфраструктуры обязан:

1) владеть инфраструктурой, в которой элементы, технические средства и специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, имеют сертификат соответствия или декларацию о соответствии установленным требованиям.

Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее — инфраструктура) — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Сертификация — это средство предоставления потребителю гарантий в том, что технологический процесс, услуга (в данном случае — перевозки) отвечают требованиям действующих нормативных документов.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

— создание условий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

— содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

— содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

— защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

— контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

2) иметь квалифицированных работников.

При поступлении на работу на предприятия железнодорожного транспорта, кроме общих условий (предъявления трудовой книжки, паспорта и других документов), владелец инфраструктуры должен запросить документы, подтверждающие профессиональную подготовку, выдержать испытания в пределах необходимого объема знаний: Правил технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по сигнализации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе, Правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, а также Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта. Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе. Работники, не прошедшие аттестацию, не допускаются к выполнению определенных работ;

3) заключить со всеми владельцами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения, существенными условиями которых являются организация диспетчерского управления перевозочным процессом, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и других объектов, регулирование обменных парков локомотивов, вагонов, мотор-вагонного подвижного состава, ответственность по обязательствам перед перевозчиками, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении.

Перевозки в прямом железнодорожном сообщении — перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между железнодорожными станциями в РФ с участием одной и более инфраструктуры по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

При оказании услуг по использованию инфраструктуры должны соблюдаться установленные требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья пассажиров, работников железнодорожного транспорта и третьих лиц, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, движения пассажирских поездов в соответствии с расписанием, нормативных сроков доставки грузов, багажа и грузобагажа в пункты назначения, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Владелец инфраструктуры не выступает в качестве стороны договора перевозки. Он предоставляет перевозчику услуги по пользованию инфраструктурой железнодорожного транспорта. Среди обязательных услуг, которые владелец инфраструктуры обязан предоставить перевозчику на условиях публичного договора, предполагаются следующие: организация продвижения поездов или подвижного состава перевозчика по железнодорожным путям и станциям, принадлежащим владельцу инфраструктуры, в соответствии с выделенным перевозчику ресурсом инфраструктуры; диспетчерское управление перевозкой; проверка и контроль технического состояния.

  1. Перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в международном железнодорожном сообщении связаны с развитием экономических и научно-технических связей РФ с зарубежными странами.

В целях организации пассажирских перевозок в прямом международном сообщении действует Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) между Азербайджанской Республикой, Республикой Албанией, Республикой Беларусь, Республикой Болгарией, Социалистической Республикой Вьетнам, Грузией, Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой, Кыргызской Республикой, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Республикой Молдова, Монголией, Республикой Польша, Российской Федерацией, Словацкой Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Чешской Республикой и Эстонской Республикой. Соглашением предусмотрены порядок перевозки пассажиров, багажа и товаробагажа, содержание проездных билетов, условия годности билетов, предоставления мест в поезде, переход в вагон другого класса или другой категории, условия проезда, контроль пассажирских билетов, ответственность пассажиров за ущерб, причиненный железной дороге, провоз ручной клади и животных, изменение пути следования пассажира, опоздание на согласованные поезда, отмена поездов, порядок перевозки багажа и грузобагажа. В настоящее время Россия участвует в Соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении, заключенном между дорогами восточноевропейских стран и Азии, и в Соглашении о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении, заключенном между правительствами восточноевропейских стран и Республикой Куба. Кроме того, Россия участвует в прямых железнодорожных сообщениях с такими странами, как Афганистан, Австрия, Иран, Турция, Финляндия, Югославия. Соглашение о международном грузовом сообщении содержит условия перевозок грузов, общие положения об исчислении и взыскании провозных платежей, порядок оформления перевозочных документов, специальные условия перевозки опасных грузов, ответственность сторон, порядок предъявления претензий и исков.

Все соглашения, договоры, заключенные РФ, вытекающие из них обязательства, которые регламентируют перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, имеют обязательную силу для владельцев инфраструктур.

В соответствии с ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» ОАО «Российские железные дороги» как владелец инфраструктуры обеспечивает осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке, в том числе техническому прикрытию объектов железнодорожного транспорта, гражданской обороне в соответствии с установленным заданием и несет ответственность за их осуществление. ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» дает следующие понятия.

Под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Под мобилизацией в РФ понимается комплекс мероприятий по переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция РФ, международные договоры РФ, ГК РФ, Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», комментируемый Закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в данной области.

В области мобилизационной подготовки и мобилизации организации обязаны:

1) организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

2) создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов;

3) разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

4) проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

5) выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

6) при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;

7) оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

— обеспечение своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;

— обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

8) предоставлять в соответствии с законодательством РФ здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством РФ;

9) создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code