Статья 9. Особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта

Комментарий к статье 9 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

  1. Статья 2 комментируемого Закона раскрывает такие основные понятия, как земли железнодорожного транспорта и полоса отвода железных дорог.

Леса, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, относятся к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ст. 12 ЛК РФ).

В указанных защитных полосах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, проведение сплошных рубок лесных насаждений.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.

Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта к объектам железнодорожного транспорта, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, отнесены земли железнодорожного транспорта, а также организации железнодорожного транспорта и транспортного строительства, метрополитены независимо от их организационно-правовой формы, включая их инженерно-коммунальные и технические коммуникации, санитарно-защитные зоны.

В соответствии с ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным указанным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

2. Согласно п. 2 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

— размещения железнодорожных путей;

— размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

— установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения (п. 2 ст. 90 ЗК РФ).

Правовой режим земель железнодорожного транспорта РФ определяется также Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог. Однако при его применении необходимо учитывать, что МПС России прекратило свое существование в связи с учреждением Минтранса РФ и передачей последнему полномочий, в том числе и регулирования порядка использования земель в пределах полосы отвода железных дорог.

Согласно п. 7 указанного Положения для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны:

— соблюдать установленный порядок использования полосы отвода;

— содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту;

— не допускать загрязнения окружающей природной среды производственными стоками и другими отходами производственной деятельности железных дорог, захламления и заболачивания земель;

— принимать меры по защите земли от эрозии и дефляции, осуществлять агролесомелиоративные, противопожарные и иные необходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений;

— не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение сельскохозяйственных работ;

— не нарушать установленный порядок земле-, недро- и водопользования.

В полосе отвода в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям не допускается разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности (п. 8 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог).

В полосе отвода в местах прилегания к лесным массивам не допускается скопления сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов (п. 8 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог).

От опушки естественного леса полоса отвода должна быть отделена противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 м или минерализованной полосой шириной не менее 3 м (п. 8 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог).

Выполнение работ по удалению сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности в пределах полосы отвода производится соответствующими подразделениями железных дорог (п. 9 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог).

Размещение инженерных коммуникаций, линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в пределах полосы отвода допускается только по согласованию с Минтрансом РФ (п. 10 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог).

Условия строительства и эксплуатации указанных объектов определяются соглашением между их владельцами и железными дорогами в соответствии с нормативными актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с Минтрансом РФ (п. 10 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог).

В пределах полосы отвода разрешается на условиях договора размещать в порядке, установленном законодательством РФ, на откосах выемок, постоянных заборах, строениях, устройствах и других объектах федерального железнодорожного транспорта наружную рекламу юридических и физических лиц (п. 11 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог).

Размещаемая в пределах полосы отвода наружная реклама не должна служить препятствием для нормального функционирования железнодорожного транспорта, ухудшать видимость, снижать уровень безопасности движения и экологическую чистоту объектов железнодорожного транспорта (п. 11 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог).

  1. Отраслевые строительные нормы ОСН 3.02.01-97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог» (утв. указанием МПС РФ от 24 ноября 1997 г. N С-1360у) устанавливают основные нормативные данные и условия проектирования полосы отвода земель для строительства новых железных дорог, дополнительных главных путей, электрификации железных дорог, развития железнодорожных узлов и станций, строительства и ремонта различных объектов и сооружений железных дорог колеи 1,52 м единой сети железных дорог РФ.

Согласно вышеуказанным нормам в полосу отвода железных дорог (далее — полоса отвода) входят земли, занятые железнодорожными путями и непосредственно примыкающими к ним сооружениями, устройствами, зданиями и лесными насаждениями (к ним относятся земляное полотно с путями, станции со станционными путями, пассажирские вокзалы, искусственные сооружения, линии, здания и сооружения сигнализации и связи, энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйств, водоснабжения и канализации, защитные лесные насаждения различного назначения, служебные, жилые и культурно-бытовые здания и иные здания и сооружения, обеспечивающие деятельность железнодорожного транспорта).

Ширину земельных участков полосы отвода определяют следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность «отлета» с насыпи подвижного состава и груза при аварии).

В целом ширина земельных участков полосы отвода должна соответствовать максимальной величине их составляющих, определяемых этими условиями и факторами.

Размещение железных дорог и объектов железнодорожного транспорта на особо ценных землях (орошаемых и осушенных землях, пашнях, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, водоохранными, защитными и другими лесами первой группы), а также на землях особо охраняемых территорий, имеющих культурное или научное значение, допускается лишь в исключительных случаях.

Земельные участки для строительства отдельных объектов железнодорожного транспорта и жилых поселков следует выбирать на землях несельскохозяйственного назначения или вовсе не пригодных для сельского хозяйства либо на сельскохозяйственных угодьях худшего качества, имея в виду использование этих земель и в тех случаях, когда для их освоения необходимо проведение специальных инженерных мероприятий.

Размещение объектов на землях лесного фонда РФ следует производить преимущественно на участках, не покрытых лесом (вырубках, гарях, рединах, прогалинах), или на участках, занятых кустарниками и малоценными насаждениями.

Линии связи, электропередачи и прочих коммуникаций, выходящие за пределы полосы отвода железной дороги, должны размещаться, как правило, по границам полей севооборотов, вдоль дорог, существующих трасс и границ полей севооборотов.

Размеры земельных участков для строительства промышленных предприятий, жилых поселков и отдельных объектов железнодорожного транспорта должны приниматься минимально необходимыми с соблюдением норм плотности застройки.

Выбор земельных участков для строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта должен быть подтвержден тщательными технико-экономическими расчетами целесообразности их использования, при этом следует рассмотреть варианты их возможного размещения с учетом наиболее рационального использования земель, платы за их приобретение (в необходимых случаях), земельного налога и возмещения потерь сельскохозяйственного или лесохозяйственного производства, связанных с изъятием угодий, а также с учетом наименьших объемов природоохранных мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

Размеры земельных участков зон специального охранного назначения определяют рельеф и особые природные условия местности, необходимость создания защиты жилой застройки населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов, необходимость поэтапного развития в будущем железных дорог, узлов, станций и отдельных объектов железнодорожного транспорта.

Во временное пользование на условиях аренды предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта отводятся земельные участки, необходимые на период строительства новых железных дорог, переустройства и усиления эксплуатируемых железных дорог для размещения стройплощадок, механизированных и звеносборочных баз, карьеров малой мощности, складов строительных материалов, временных подъездных путей и автомобильных дорог, поселков строительных организаций, временных технических зданий и различных устройств, определенных в проекте организации строительства.

Сельскохозяйственные земли и земли лесного фонда, предоставленные во временное пользование, по истечении срока пользования должны быть приведены в состояние, пригодное для использования их по назначению.

При проектировании объектов железнодорожного транспорта должны быть приняты решения, исключающие при строительстве и эксплуатации этих объектов загрязнение производственными отходами и сточными водами сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда.

Размеры земельных участков полосы отвода железных дорог определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций.

Площади земельных участков, отводимых в постоянное и временное пользование, должны предоставляться в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами строительства и ремонта объектов железнодорожного транспорта, а отвод участков должен производиться с учетом очередности их освоения.

  1. Статьей 2 комментируемого Закона установлено, что охранные зоны — это земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.

Для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов федерального железнодорожного транспорта в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селевым потокам, возникновению подвижных песков и другим опасным воздействиям, устанавливаются специальные охранные зоны, прилегающие к полосе отвода, с особым режимом использования земель.

Отраслевые строительные нормы ОСН 3.02.01-97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог» определяют порядок установления и использования охранных зон. В целях обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожного транспорта, санитарной защиты населения и возможности в будущем развития отдельных объектов с минимальными затратами устанавливаются зоны земель специального охранного назначения.

К зонам земель специального охранного назначения относятся:

— земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, устойчивости и прочности сооружений железнодорожного транспорта в связи с расположением их в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям, оврагообразованию, карстообразованию и другим опасным геологическим воздействиям;

— земельные участки, прилегающие к земляному полотну, расположенному в районах подвижных песков;

— полосы естественных лесов, прилегающие к земляному полотну, в пределах которых запрещается сплошная вырубка и допускаются только рубки ухода, санитарные и лесовосстановительные рубки. Ширина указанных полос составляет 500 м в каждую сторону от оси железнодорожного пути;

— площади естественных лесов, где сплошная вырубка может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов, привести к образованию оползней, осыпей, оврагов, сплывов, вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин) и повлиять на сохранность, устойчивость и прочность сооружений;

— площади естественных лесов в поймах рек и вдоль берегов озер и водохранилищ, где вырубка леса может привести к размыву откосов железнодорожной насыпи;

— земельные полосы, занятые воздушными линиями электропередачи или подземными кабельными линиями связи и электропередачи при прохождении их в необходимых случаях за пределами существующей или проектируемой полосы отвода;

— земельные полосы, обеспечивающие защиту селитебной территории населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов;

— земельные полосы, прилегающие к сортировочным станциям и обеспечивающие защиту жилой застройки не только от сверхнормативных шумов, но и от возможных катастроф с перевозимыми пожаровзрывоопасными и опасными грузами;

— земельные участки, устанавливаемые как зоны санитарной охраны для защиты открытых и подземных источников водоснабжения железнодорожных объектов от загрязнения;

— земельные полосы и участки, необходимые для поэтапного развития железнодорожных узлов, станций и отдельных объектов.

Зоны земель специального охранного назначения не включаются в полосу отвода, но для них устанавливаются особые условия землепользования.

Зоны земель специального охранного назначения проектируются в составе проекта полосы отвода.

Необходимость земельных участков для установления охранных зон, примыкающих к полосе отвода на перегонах, определяется в проектах на строительство и ремонт земляного полотна и искусственных сооружений. Одновременно в проектах определяются необходимые размеры охранных зон и постоянные условия землепользования в их пределах, полностью исключающие возможность возникновения опасных воздействий на земляное полотно и искусственные сооружения.

В пределах охранных зон запрещаются строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка леса и кустарника, удаление дернового покрова, вспашка целины, закладка огородов, выпас скота, земляные работы, которые могут ухудшить устойчивость склонов, и выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

Размеры земельных участков, устанавливаемых как зоны санитарной охраны для защиты открытых и подземных источников водоснабжения объектов железнодорожного транспорта от загрязнения, и постоянные условия хозяйствования в их пределах определяются в соответствии с нормами и правилами санитарно-эпидемиологического надзора.

Размеры земельных участков для создания охранных зон, необходимых для возможности дальнейшего поэтапного развития в будущем (по мере увеличения объемов перевозок, железных дорог, узлов, станций и отдельных объектов), определяются в проекте на строительство или реконструкцию.

При этом указанные размеры должны обеспечить возможность развития и достижения мощности различных объектов на двадцать пятый год с момента ввода железной дороги в эксплуатацию.

В пределах установленной в проекте зоны земель специального охранного назначения не допускаются постройка капитальных зданий и сооружений, посадка многолетних насаждений, культур и садов, а также прокладка различных коммуникаций и трубопроводов.

Ходатайства об установлении зон земель специального охранного назначения направляются одновременно с ходатайствами об отводе земельных участков под строительство или ремонт железнодорожных объектов в соответствующие органы местного самоуправления.

Зоны земель специального охранного назначения устанавливаются в соответствии с проектом, а землеустроительные организации закрепляют их на местности соответствующими межевыми знаками.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code