Статья 8. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте

Комментарий к статье 8 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

  1. Государственное регулирование тарифов, сборов и платежей, связанных с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливается в соответствии с ФЗ «О естественных монополиях»,

Правилами предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 787, Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. N 643.

Тарифы, сборы и платежи, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте (п. 1 ст. 8 комментируемого Закона).

Федеральная служба по тарифам совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляет государственное регулирование тарифов, сборов и платы и контроль за их определением (установлением) и применением.

Тариф — ценовая ставка за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) субъектом естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок, включенные в перечень работ (услуг), сборы и плата в отношении которых регулируются государством. Существуют базовые и исключительные тарифы.

По поводу тарифов, установленных Прейскурантом N 10-01, возникает немало споров.

Приведем пример.

ООО «Транспортная компания «Кузнечное», «ООО «Центрнеруд», ЗАО «Ленстройкомплектация» обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим абз. 2 п. 3 Прейскуранта N 10-01, поскольку положение этого абзаца не соответствует требованиям ст. 15 Устава железнодорожного транспорта РФ и комментируемого Закона и принято в оспоренной части ФЭК РФ с превышением полномочий; в результате действия абз. 2 п. 3 Прейскуранта N 10-01 нарушаются права и экономические интересы заявителей. В суде заявители пояснили, что при применении рассчитываемого таким путем тарифного расстояния увеличивается плата за перевозку грузов. Решением Верховного Суда РФ от 14 июля 2004 года в удовлетворении заявленного требования было отказано.

Однако Верховный Суд РФ, рассматривая данное дело в порядке кассации, на основе анализа действующего законодательства и представленных доказательств пришел к выводу, что установление федеральным органом федеральной власти, осуществляющим регулирование деятельности естественных монополий, особого порядка определения тарифных расстояний при перевозке грузов по Октябрьской железной дороге через станцию Кошта не противоречит действующему федеральному законодательству и принято в пределах полномочий органа государственной власти. Не является нарушением прав и законных интересов заявителей и то обстоятельство, что в результате введения в действие нового Прейскуранта N 10-01 произошло увеличение платы за перевозку груза.

В соответствии с этим Суд постановил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению (см. Определение Верховного Суда РФ от 21 сентября 2004 г. N КАС04-398).

См. по этому вопросу также Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2004 г. N А33-15453/03-С1-Ф02-1675/04-С2, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 декабря 2007 г. N А82-16243/2006-3.

2. Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на эти товары, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 ФЗ «О естественных монополиях»).

Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок определяет цели, основные принципы и методы государственного регулирования тарифов, сборов и платы, основы ценообразования в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, правила государственного регулирования тарифов, сборов и платы, а также контроля за их определением (установлением) и применением.

Согласно п. 4 названного Положения государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется в следующих целях:

а) создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования;

б) обеспечение баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услуг;

в) оптимизация совокупных транспортных затрат;

г) создание условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики страны;

д) сохранение единого социально-экономического пространства страны и создание условий для углубления транспортно-экономических связей между регионами;

е) создание условий для развития конкуренции на железнодорожном транспорте общего пользования;

ж) обеспечение недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе к услугам по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

з) повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта общего пользования;

и) создание экономических стимулов, обеспечивающих оптимизацию себестоимости услуг железнодорожного транспорта и улучшение их качества.

Тарифы на железнодорожном транспорте вводятся в действие актами Федеральной службы по тарифам. Федеральная служба по тарифам самостоятельно принимает в установленном порядке методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте.

Тарифы, сборы и плата устанавливаются органами регулирования применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.

Тарифы, сборы и плата устанавливаются в виде фиксированных (предельных) ценовых ставок тарифов, сборов и платы. Фиксированные (предельные) ставки тарифов, сборов и платы могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы.

Порядок расчета тарифов, сборов и платы (индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы) утверждается Федеральной службой по тарифам.

Основным методом регулирования тарифов на железнодорожном транспорте является метод экономически обоснованных затрат, однако Федеральная служба по тарифам может принять решение об изменении методов регулирования тарифов, сборов и платы или о прекращении регулирования. Данное решение зависит от уровня развития конкуренции в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг.

При определении величины подлежащих установлению тарифов, сборов и платы учитываются расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг), отчисления на амортизацию основных средств, налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, субсидии, а также иные меры государственной поддержки, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом при определении экономически обоснованных затрат могут не учитываться необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.

Однако, в любом случае, минимальная величина регулируемых тарифов, сборов и платы должна обеспечивать возмещение экономически обоснованных расходов субъектов регулирования в части, зависящей от объемов выполнения работ (оказания услуг).

Исключительные тарифы на железнодорожном транспорте, предусматривающие особые условия тарификации, на железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования устанавливаются в соответствии с Правилами предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте, утверждаемыми Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 787).

Исключительные тарифы применяются на территории РФ с учетом условий перевозок, состояния рынков товаров и услуг, необходимости обеспечения конкурентоспособности транспортной системы, стимулирования развития новых технологий на железнодорожном транспорте и обеспечения равных условий предоставления услуг всем потребителям (п. 2 Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте).

Согласно п. 3 названных Правил рассмотрение предложений о предоставлении исключительных тарифов осуществляют:

— Федеральная служба по тарифам — во внутригосударственном и международном сообщениях;

— Минтранс РФ — при осуществлении международных транзитных железнодорожных перевозок по территории РФ.

Исключительные тарифы применяются на территории РФ с учетом условий перевозок, состояния рынков товаров и услуг, необходимости обеспечения конкурентоспособности транспортной системы, стимулирования развития новых технологий на железнодорожном транспорте и обеспечения равных условий предоставления услуг всем потребителям.

При необходимости к такому рассмотрению привлекаются работники органов государственной власти, представители организаций — потребителей услуг железнодорожного транспорта и независимые эксперты (п. 5 Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте).

Федеральная служба по тарифам или Минтранс РФ по результатам рассмотрения предложений о предоставлении исключительных тарифов принимают соответствующее решение. Введение в действие исключительных тарифов осуществляется актами Федеральной службы по тарифам или Минтранса РФ (п. 6 Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте).

Предоставление исключительных тарифов на железнодорожном транспорте в индивидуальном порядке не допускается (п. 7 Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте).

Согласно Перечню к работам (услугам) субъектов естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, относятся:

1) услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

2) перевозка грузов железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе перевозка порожнего железнодорожного подвижного состава в составе грузовых поездов;

3) дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом общего пользования (например, перевозка грузов с объявленной ценностью, перестановка вагонов на тележки, предназначенные для другой ширины колеи, обеспечение простоя под перегрузкой иностранных вагонов, проезд проводников, сопровождающих груз и т.д.);

4) дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования (выполнение маневровой работы в пределах железнодорожных станций, взвешивание грузов в местах общего пользования, предоставление вагонов, контейнеров в пользование и т.д.).

Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части I и II)» утвержден названный Прейскурант.

Указанный Прейскурант в п. 1.1 определяет следующие тарифы:

— на перевозки грузов, выполняемые ОАО «РЖД» по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД» (далее — инфраструктура ОАО «РЖД»);

— на услуги по использованию инфраструктуры ОАО «РЖД».

Указанные тарифы применяются на всех участках инфраструктуры ОАО «РЖД» широкой и узкой колеи, принятых в постоянную эксплуатацию, являются обязательными и едиными для всех пользователей услугами ОАО «РЖД» (п. 1.1 Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами»).

Уровень тарифов устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте (п. 1.1 Прейскуранта).

Тарифным руководством установлен порядок для:

— расчетов платежей за перевозку по РЖД грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении, экспортных и импортных грузов, следующих по РЖД в прямом международном сообщении с участием железнодорожно-паромных комплексов через российские порты, в непрямом международном сообщении через российские порты, а также за услуги инфраструктуры, выполняемые ОАО «РЖД» при указанных перевозках;

— расчетов платежей за перевозку по РЖД экспортных и импортных грузов (за исключением перевозок угля и возврата вагонов из-под перевозок угля в порожнем состоянии) в прямом международном сообщении (за исключением перевозок по РЖД в прямом международном сообщении с участием железнодорожно-паромных комплексов через российские порты), в непрямом международном сообщении через пограничные передаточные станции РФ, а также за услуги инфраструктуры, выполняемые ОАО «РЖД» при указанных перевозках;

— расчет платежей за перевозку угля и возврат вагонов из-под перевозок угля в порожнем состоянии по российским железным дорогам независимо от вида сообщения (за исключением транзита).

В то же время тарифы, сборы и платежи, не относящиеся к сфере естественной монополии, устанавливаются на договорной основе, т.е. по соглашению сторон, на услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей и грузополучателей, а также на транспортно-экспедиторские услуги и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Тарифы, сборы, платежи на договорной основе рассчитываются в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями по определению свободных (договорных) тарифов на перевозки, работы, услуги, выполняемые предприятиями железнодорожного транспорта. Уровень договорных тарифов фиксируется в договоре согласования, который подписывается руководителями предприятий — исполнителя и заказчика.

Например, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июля 2010 г. N 4387/10 отменены судебные акты первой и апелляционной инстанций, которыми были удовлетворены требования ОАО «РЖД» к ОАО «Сибпромжелдортранс» о взыскании платы за пользование вагонами.

В силу ст. 8 комментируемого Закона и ст. 4 и 6 ФЗ «О естественных монополиях» ОАО «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

ВАС РФ установил, что положениями ст. 39 Устава железнодорожного транспорта РФ предусмотрена возможность взимания платы за пользование вагонами, находящимися в собственности или на основании другого вещного права у перевозчика (ОАО «РЖД»).

Однако ни данными нормами, ни договором на эксплуатацию комплекса подъездных путей, заключенным между сторонами спора, не предусмотрены основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО «РЖД», за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Президиум ВАС РФ отменил судебные акты по делу и в иске отказал.

См. по этому вопросу также Постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2012 г. N 6424/12.

Законодателем созданы правовые основы для установления единой процедуры государственного регулирования тарифов как общего, так и необщего пользования через орган регулирования естественной монополии. Обусловлено это прежде всего тем, что ранее существовавшая система регулирования тарифов субъектами не была эффективна, а на практике вызывала недовольство как у железных дорог, так и у пользователей услуг железнодорожного транспорта.

  1. Потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и платежам на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ.

На практике данная норма закона не всегда находит добровольное исполнение, зачастую органы государственной казны несвоевременно возмещают или вообще не возмещают расходы ОАО «РЖД», связанные с установленными льготами на проезд железнодорожным транспортом. В подобных случаях перевозчик вынужден обращаться в судебные инстанции.

Суды, как правило, находят несостоятельным довод федеральных казначеев (Минфина РФ) о невозможности возмещения указанных затрат в связи с невключением соответствующих сумм в законы о бюджетах и указывают на то, что Российская Федерация, установив Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте, приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 мая 2010 г. N Ф07-1933/2010 по делу N А44-1306/2006, Постановление ФАС Уральского округа от 4 апреля 2013 г. N Ф09-1645/13 по делу N А57-17566/12).

В соответствии со ст. 8 комментируемого Закона тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами РФ. В отношении экспортно-импортных и транзитных грузов действует тарифное соглашение стран СНГ, а также применяется единая тарифная политика, принимаемая ежегодно на каждый фрахтовый год на тарифных конференциях перевозчиков стран СНГ и Балтии. На тарифных конференциях СНГ не менее чем за два месяца до введения тарифа принимается тарифная политика железных дорог СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на очередной фрахтовый год. Тарифная политика включает в себя основной документ, определяющий правила применения, сферу действия, порядок регулирования или изменения международных тарифов и размеры коэффициентов для определения базовой провозной платы. Ставки на внешнеторговые перевозки установлены в швейцарских франках. Тарифная политика СНГ применяется по отношению к перевозкам внешнеторговых грузов в сообщениях между странами СНГ, а также из стран СНГ в страны дальнего зарубежья и Балтии и в обратном направлении. Тарифы на пассажирские перевозки установлены с оплатой в иностранной валюте раздельно в сообщениях с железными дорогами СНГ, где действует общая система пассажирских тарифов. В сообщениях с европейскими странами применяется система тарифов «Восток — Запад». Для каждой страны применяются отдельные ставки плат. Проезд пассажиров в международном сообщении оплачивается отдельно за расстояние поездки по территории каждой страны по установленному в ней тарифу.

В соответствии с п. 10 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, сведения об изменениях регулируемых тарифов, ставок платежей и сборов за услуги публикуются Министерством транспорта РФ в печатном издании указанного органа:

— в отношении перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа — не позднее чем за пять дней до введения их в действие;

— в отношении перевозки грузов — не позднее чем за десять дней до введения их в действие.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code