Статья 7. Стандартизация и обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте

Комментарий к статье 7 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании и об обеспечении единства измерений, к которому отсылает комментируемая статья, составляют глава 3 ФЗ «О техническом регулировании» и принимаемые во исполнение содержащихся в ней норм подзаконные нормативные правовые акты, а также ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Согласно указанным Законам стандартизация, метрология и сертификация являются способами обеспечения качества продукции, работ и услуг.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»).

Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения (например, безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы, техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий, единство методов контроля и единство маркировки), так и рекомендуемых, относящихся к качеству и безопасности товаров и услуг.

Требования обязательного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности. Рекомендательные требования стандарта становятся обязательными, если на это указывают стороны договора.

Государственные стандарты (ГОСТ) разрабатывают на продукцию, работы, услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России. Применительно к комментируемой статье приведем в пример ГОСТ 2.106-96 «Единая система конструкторской документации».

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли, например, Стандарт отрасли ОСТ 32.181-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок заказа, разработки, постановки на производство, проведения испытаний и утилизации железнодорожной техники».

Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.

Диапазон применяемости отраслевых стандартов ограничивается предприятиями, подведомственными государственному органу управления, принявшему данный стандарт. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Указанием МПС РФ от 4 декабря 2002 г. N Р-1155у «О введении в действие Правил по стандартизации ПР 32.203-2002» введены в действие соответствующие Правила по стандартизации ПР 32.203-2002, которые устанавливают порядок согласования и утверждения технических требований к образцам железнодорожной техники (ЖТ) (далее — технические требования), а также порядок взаимодействия, права и ответственность департаментов и управлений органа, уполномоченного в сфере железнодорожного транспорта, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций железнодорожного транспорта при проведении этих работ.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания.

Данный нормативно-правовой акт продолжает действовать в старой редакции, согласно его тексту непосредственно порядок согласования и утверждения технических требований состоит из процедур прохождения объектом стандартизации согласования в компетентных Департаментах не существующего ныне МПС РФ.

Представляется, что здесь мы имеем дело с пробелом в законодательной базе, а применять данный документ следует по аналогии до момента внесения в него изменений, связанных с современной системой органов государственной власти.

На данный момент четко установлено лишь то, что выполнение работ по стандартизации и обеспечению единства измерений на железнодорожном транспорте организует Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» устанавливает формы государственного регулирования в сфере обеспечения единства измерений, к которым относятся: утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений, поверка средств измерений, метрологическая экспертиза, федеральный государственный метрологический надзор и т.д.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code