Статья 6. Обязательная сертификация и декларирование соответствия на железнодорожном транспорте

Комментарий к статье 6 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

1. Основной целью продолжающейся структурной реформы железнодорожного транспорта является выделение отдельных видов хозяйственной деятельности путем создания дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД». При этом предусматривается, что деятельность всех перевозчиков будет осуществляться в строгом соответствии с техническими требованиями и условиями, установленными для железнодорожного транспорта. В связи с этим законодательством введены обязательная сертификация или декларирование соответствия услуг, предоставляемых пассажирам и грузоотправителям (грузополучателям), с целью обеспечения эффективного контроля за их качеством.

На сегодняшний момент уже созданы такие дочерние и зависимые общества ОАО «Российские железные дороги» как ОАО «БетЭлТранс» (БЭТ), ОАО «Вагонная ремонтная компания-1» (ВРК-1), ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» (ВРК-2), ОАО «Вагонная ремонтная компания-3» (ВРК-3), ОАО «РейлТрансАвто» (РТА) и т.д.

В статье отдельно оговариваются элементы инфраструктуры и части подвижного состава, к которым предъявляются обязательные для соблюдения требования в области безопасности перевозочного процесса, сохранности грузов, санитарно-эпидемиологического благополучия и т.д., и дается общая ссылка на ФЗ «О техническом регулировании», который либо содержит сами требования, либо определяет порядок их установления.

При этом в настоящее время в области обязательной сертификации и декларирования соответствия продолжают действовать нормативные документы, принятые до начала реформирования сферы железнодорожного транспорта, изменения в которые законодатель не внес. Однако необходимость их применения не вызывает сомнения, так как указанные источники определяют основы и порядок осуществления сертификации на железнодорожном транспорте.

Указание МПС РФ «О проведении работ по созданию Системы сертификации» и Правила системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте РФ (П ССФЖТ 01-96) установили цели, основные принципы, структуру, общие правила процедуры сертификации и аккредитации, а также иные аспекты функционирования системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (ССФЖТ). В указанных П ССФЖТ 01-96 сертификация соответствия определяется как деятельность по подтверждению соответствия объектов железнодорожного транспорта установленным требованиям.

В качестве объектов сертификации П ССФЖТ 01-96 определяют железнодорожные технические средства (ЖТС), поставляемые для эксплуатации на федеральном железнодорожном транспорте; системы качества; производство ЖТС; услуги, предоставляемые на федеральном железнодорожном транспорте. Система качества определяется как совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством.

В соответствии с п. 3 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» принято Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982, которым утверждены Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии разработана Номенклатура продукции железнодорожного транспорта, подлежащей обязательной сертификации, которая заменила Номенклатуру объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, утвержденную распоряжением МПС РФ от 28 июня 2003 г. N 632р.

  1. Законодательство предусматривает два вида подтверждения соответствия продукции, объектов и процессов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров: обязательное и добровольное.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

— принятия декларации о соответствии (далее — декларирование соответствия);

— обязательной сертификации (ст. 20 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.

Обязательная сертификация — это деятельность по сертификации объектов железнодорожного транспорта (ЖТ) по требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, а также сертификация в других случаях, предусмотренных законами РФ.

Добровольная сертификация — деятельность по сертификации объектов ЖТ, не подлежащих обязательной сертификации, по инициативе юридических и физических лиц на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, а декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов (ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ).

Непосредственно процесс декларирования может осуществляться путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств либо на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории.

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. N 1028 утверждено Положение о формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии, регистрации деклараций о соответствии, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений, в соответствии с которым организация формирования и ведения единого реестра осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Перечень продукции, подлежащей обязательному декларированию, подготовлен указанным агентством во исполнение п. 3 Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 и ежегодно дополняется новыми видами продукции.

Сертификат качества и декларация о соответствии обладают равной юридической силой на всей территории России и не могут заменять друг друга. Мало того, сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии продукции.

Принципиальная разница между этими формами подтверждения соответствия заключается в том, что с помощью декларации подтверждается соответствие требованиям технических регламентов продукции, выпускаемой в оборот в Российской Федерации, а сертификат подтверждает качество объектов (например, промышленности) и процессов (например, строительство, монтаж и т.п.).

Существует также процессуальное различие, состоящее в том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающий получить сертификат качества, обращается в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, а в случае необходимости оформления декларации, она заполняется после проведения соответствующих испытаний, самостоятельно, и в компетентный орган подается заявление с просьбой зарегистрировать данную декларацию.

Добровольное подтверждение соответствия не нашло массового применения на железнодорожном транспорте в связи с особой социальной значимостью и существованием потенциальной опасности для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды. В основном, в рассматриваемой сфере практикуется система обязательного подтверждения соответствия.

Обязательная сертификация проводится в соответствии с законами РФ, государственными стандартами (в том числе принятыми в Российской Федерации межгосударственными и международными стандартами), санитарными нормами и правилами, строительными нормами и правилами, нормами по безопасности, а также другими документами, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к продукции.

Организационную структуру ССФЖТ образуют:

— Минтранс РФ, а именно Федеральное агентство железнодорожного транспорта;

— центральный орган ССФЖТ;

— орган (органы) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте;

— Совет по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте РФ;

— апелляционный совет;

— аккредитованные экспертные центры по сертификации;

— аккредитованные испытательные центры (лаборатории);

— аккредитованные эксперты в области сертификации и аккредитации на федеральном железнодорожном транспорте;

— центры подготовки экспертов;

— эксперты;

— заявители.

Федеральные органы исполнительной власти РФ осуществляют взаимодействие с ССФЖТ по вопросам сертификации посредством заключения соответствующих соглашений и участия в работе Совета по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Взаимодействие ССФЖТ с другими системами сертификации в РФ осуществляется на основе соответствующих соглашений.

Подвижной состав, в том числе специализированный, контейнеры, элементы верхнего строения железнодорожных путей и другие технические средства и механизмы, поставляемые железнодорожному транспорту, а также услуги, предоставляемые пассажирам, должны соответствовать требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, установленным соответствующими актами, и подлежат обязательной сертификации на соответствие указанным требованиям. Соответствие объектов ЖТ обязательным требованиям нормативных документов по безопасности подтверждается сертификатом соответствия.

Для обеспечения признания сертификатов и знаков соответствия за рубежом ССФЖТ строится в соответствии с действующими международными нормами и правилами, с использованием отечественного положительного опыта.

Среди основных целей ССФЖТ — подтверждение соответствия объектов ЖТ требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности; создание условий для эффективной деятельности федерального железнодорожного транспорта; защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности предприятий и организаций промышленности, производящих железнодорожные технические средства, предприятий и учреждений железнодорожного транспорта и других юридических и физических лиц; подтверждение показателей качества объектов ЖТ, заявленных изготовителями (исполнителями, поставщиками) при добровольной сертификации; содействие повышению качества и конкурентоспособности отечественных железнодорожных технических средств; содействие юридическим и физическим лицам, осуществляющим и обеспечивающим железнодорожные перевозки, в эффективном участии в международном научно-техническом сотрудничестве; содействие потребителям в компетентном выборе работ и услуг.

ССФЖТ является государственной системой, ее функционирование носит обязательный характер с целью обеспечения безопасности на федеральном железнодорожном транспорте. Официальным языком ССФЖТ является русский язык. Все документы ССФЖТ (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке. ССФЖТ является системой, открытой для вступления в нее организаций других государств и участия в ней юридических и физических лиц, заинтересованных в деятельности по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте и признающих основополагающие документы системы сертификации.

Созданной системой сертификации на федеральном железнодорожном транспорте руководит Минтранс РФ, который организует ее работу и устанавливает общие правила процедуры и управления для проведения обязательной сертификации; разрабатывает и утверждает перечень (номенклатуру) объектов ЖТ, подлежащих обязательной сертификации в ССФЖТ, и представляет их в Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) для включения в общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в РФ; организует разработку и утверждает требования по безопасности, на соответствие которым осуществляется обязательная сертификация в ССФЖТ; определяет центральный орган системы сертификации; устанавливает правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации на федеральном железнодорожном транспорте; ведет Государственный реестр участников и объектов сертификации и представляет в Росстандарт и другим заинтересованным организациям информацию о них в установленном порядке; рассматривает апелляции участников системы сертификации по вопросам аккредитации и сертификации; осуществляет государственный контроль и надзор и устанавливает порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными объектами ЖТ.

Для проведения по поручению Минтранса РФ работ по аттестации органа (органов) по сертификации, испытательных центров, экспертных центров по сертификации, центров подготовки экспертов и экспертов, претендующих на аккредитацию в ССФЖТ, в соответствии с ГОСТ Р 51000.1 создается Технический центр аккредитации.

Органом по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте является Федеральное агентство железнодорожного транспорта, вопросы ведения которого определены Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 174.

Для обсуждения вопросов технической политики в области сертификации на федеральном железнодорожном транспорте при центральном органе ССФЖТ создается Совет по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, который является совещательным органом. В состав Совета входят представители центрального органа ССФЖТ, ведущих научно-исследовательских организаций железнодорожного транспорта, органа (органов) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, экспертных центров по сертификации, испытательных центров, промышленности, управлений Минтранса РФ, железных дорог, Росстандарта и других федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций.

Для рассмотрения жалоб на неправомочные действия участников ССФЖТ при центральном органе системы сертификации создается апелляционный совет, являющийся независимым формированием. В состав апелляционного совета входят представители управлений Минтранса РФ, Росстандарта, центрального органа системы сертификации, органа (органов) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте и независимые эксперты — специалисты в рассматриваемой предметной области.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта — это юридическое лицо, которое выполняет следующие функции:

1) создает систему добровольной сертификации на железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством РФ и организует добровольную сертификацию в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ и иными нормативными актами и документами;

2) утверждает документы системы, устанавливающие требования добровольной сертификации, правила процедуры и управления для проведения добровольной сертификации в системе в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

3) устанавливает формы сертификатов, знаков соответствия и порядок их применения, а также формы других документов, необходимых для функционирования системы;

4) определяет перечень объектов железнодорожного транспорта, сертифицируемых в системе;

5) формирует центральный орган системы;

6) осуществляет проверку деятельности центрального органа системы, органов по сертификации, экспертных центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), центров подготовки экспертов и экспертов по сертификации, за соблюдением правил добровольной сертификации в системе и за сертифицированными в ней объектами железнодорожного транспорта;

7) согласовывает создание представительств государственного учреждения «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте», экспертных центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

8) организует и координирует деятельность участников системы;

9) взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации, с соответствующими органами других государств и международными органами по вопросам сертификации.

Для подготовки предложений, касающихся функционирования ССФЖТ, совершенствования деятельности ее участников, нормативно-методического обеспечения Федеральное агентство железнодорожного транспорта формирует совет ССФЖТ из представителей организаций, заинтересованных в проведении работ по добровольной сертификации на железнодорожном транспорте.

Совет ССФЖТ является совещательным органом и действует в соответствии с положением, утверждаемым Федеральным агентством железнодорожного транспорта.

Государственное учреждение «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте», аккредитованное в качестве органа по сертификации, проводит добровольную сертификацию объектов железнодорожного транспорта; выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; предоставляет заявителям право на применение знака соответствия; осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными объектами железнодорожного транспорта, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой сертификации;

10) ведет реестр выданных им сертификатов соответствия; приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Экспертные центры по сертификации (ЭЦС) проводят по поручению органа по сертификации и в соответствии с областью аккредитации оценку соответствия объектов сертификации установленным требованиям на основе анализа результатов испытаний и другой доказательной документации и выдают заключения о соответствии объектов ЖТ требованиям нормативных документов.

Аккредитованные испытательные центры (лаборатории) проводят испытания конкретных объектов сертификации в пределах своей области аккредитации и выдают протоколы сертификационных испытаний.

Центры подготовки экспертов осуществляют подготовку экспертов ССФЖТ и выдают им удостоверения установленного образца. Эксперты ССФЖТ проходят подготовку, аттестацию и аккредитацию в системе сертификации и заносятся в Государственный реестр системы сертификации.

Эксперты по сертификации проводят непосредственную работу по сертификации.

Объекты железнодорожного транспорта, сертифицируемые в ССФЖТ на соответствие требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности (при проведении обязательной сертификации) или иным требованиям, определяемым заявителем (при проведении добровольной сертификации), включают пути и путевые хозяйства (искусственные сооружения; путевые машины, их детали, узлы и оборудование; технологические процессы содержания и ремонта пути и искусственных сооружений и др.); железнодорожные станции; автоматику, телемеханику, связь, вычислительную технику и информационные технологии; тяговый и мотор-вагонный подвижной состав; вагоны и контейнеры; системы электроснабжения; технологические процессы и технические средства обеспечения железнодорожных перевозок; изделия из металлопродукции для железнодорожного транспорта (элементы верхнего строения пути, колеса, оси, бандажи, колесные центры, тормозные колодки, надрессорные балки, контактный провод и т.п.); изделия из полимерных материалов для железнодорожного транспорта; услуги, предоставляемые на федеральном железнодорожном транспорте, на железнодорожных вокзалах до отправления поезда; услуги по перевозке пассажиров в пути следования поезда; услуги по прибытии поезда к месту назначения; транспортно-экспедиторские услуги; организации, разрабатывающие железнодорожные технические средства; системы качества; производство железнодорожных технических средств; средства измерений отраслевого применения, используемые на федеральном железнодорожном транспорте, и контролирующие параметры, определяющие безопасность движения; средства неразрушающего контроля, изготовляемые специально для использования на федеральном железнодорожном транспорте. Сертификации также подвергаются вновь вводимые в эксплуатацию железнодорожные технические средства (ЖТС).

В соответствии с Правилами по проведению сертификации определяются перечни (номенклатура) объектов ЖТ, подлежащих обязательной сертификации. Перечни конкретных объектов ЖТ заносятся в ежегодно корректируемую Номенклатуру объектов ЖТ, подлежащих обязательной сертификации в РФ, содержащую сведения о наименовании объекта ЖТ, его классификационной группировке, нормативных документах, устанавливающих требования к объекту ЖТ и методам его испытаний и (или) оценки соответствия, сроках введения обязательной сертификации. Утвержденные перечни (номенклатура) объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в ССФЖТ, представляются в Росстандарт для включения в общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в РФ.

Согласно Приказу Минтранса РФ от 25 сентября 2009 г. N 404 для целей сертификации в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте инновационной продукции железнодорожного транспорта, объектов, подлежащих обязательной сертификации, требования безопасности к которым не оформлены соответствующими нормами безопасности железнодорожного транспорта, а также железнодорожного подвижного состава, прошедшего ремонт, в случае если указанный подвижной состав не может соответствовать отдельным требованиям норм безопасности железнодорожного транспорта, создается сертификационный базис указанных объектов (П ССФЖТ 100-2009).

Сертификацию соответствия осуществляет орган (органы) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, сертификационные испытания объектов ЖТ проводят испытательные центры, а оценку соответствия объектов ЖТ установленным требованиям осуществляют экспертные центры по сертификации.

3. Процедура проведения сертификации включает:

— представление заявителем в орган по ССФЖТ заявки на проведение сертификации объекта ЖТ;

— предварительную оценку заявки органом по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте и принятие решения по ней;

— направление решения по заявке заявителю с указанием испытательного центра, проводящего испытания объекта ЖТ, и (или) экспертного центра по сертификации, проводящего оценку соответствия объекта ЖТ требованиям нормативных документов;

— проведение испытаний и (или) оценку соответствия объектов ЖТ, обследование (сертификацию) производства или сертификацию системы качества, если это предусмотрено схемой сертификации;

— рассмотрение возможности признания имеющихся у заявителя сертификатов соответствия;

— анализ результатов испытаний и (или) оценки соответствия, обследования (сертификации) производства или сертификации системы качества (при их проведении) и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия либо обоснование отказа в выдаче сертификата соответствия;

— оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия и лицензии либо направление заявителю обоснованного отказа в выдаче сертификата;

— осуществление инспекционного контроля за сертифицированными объектами ЖТ, применением сертификата и знака соответствия;

— информацию о результатах сертификации.

Для проведения сертификации объекта ЖТ заявитель направляет заявку в орган по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

При отсутствии у заявителя информации об органе (органах) по сертификации и порядке сертификации интересующего его объекта ЖТ он может получить ее в Минтрансе РФ.

С целью учета при сертификации результатов приемочных и других испытаний заявитель может представлять заявку на проведение сертификации на ранних стадиях разработки. Заявка должна быть подана до начала испытаний, результаты которых предполагается учитывать при сертификации, с целью обеспечения возможности участия в указанных испытаниях представителей органа по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте или уполномоченного им экспертного центра по сертификации.

Для технически сложных изделий с целью повышения качества проведения работ по сертификации, сокращения объема повторно проводимых испытаний и экономии средств заявку на сертификацию рекомендуется направлять на стадии начала разработки технического проекта.

Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее 1 месяца после ее получения сообщает заявителю решение. Конкретные сроки рассмотрения заявок устанавливаются в соответствующих порядках сертификации группы однородных объектов ЖТ. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, в том числе указываются схема сертификации, перечень необходимых нормативных и технических документов, перечень испытательных центров и экспертных центров по сертификации, в которые следует обратиться заявителю.

Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными документами и соответствующим порядком сертификации групп однородных объектов ЖТ. Образцы, прошедшие испытания, подлежат хранению в течение срока действия сертификата, если иное не установлено соответствующим порядком сертификации групп однородных объектов ЖТ.

Испытания для сертификации проводятся в технически компетентных и независимых испытательных центрах, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции.

При отсутствии испытательного центра, аккредитованного на техническую компетентность и независимость, допускается проводить испытания для целей сертификации в испытательных центрах, аккредитованных только на техническую компетентность, под контролем органа по сертификации или уполномоченного им ЭЦС. Протокол испытаний в этом случае, кроме уполномоченных специалистов центра, подписывают представители органа по сертификации или ЭЦС, контролировавшие проведение испытаний.

Протоколы испытаний представляются заявителю, в орган по сертификации и в ЭЦС (если он участвует в проведении работ по сертификации). Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата, если иное не установлено соответствующим порядком сертификации групп однородных объектов ЖТ и документами испытательного центра.

По завершении сертификационных испытаний заявитель оформляет и представляет в экспертный центр по сертификации или в орган по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (при отсутствии соответствующего аккредитованного ЭЦС) таблицу соответствия образца ЖТС установленным требованиям по специальной форме, а также сертификат на производство или систему качества и любые другие имеющиеся у него сертификаты на заявленный объект ЖТ (при их наличии). Результаты обследования производства представляются в экспертный центр по сертификации комиссией, проводившей обследование.

По результатам всех проведенных испытаний и оценок соответствия экспертным центром по сертификации разрабатывается комплексное заключение о соответствии объекта ЖТ требованиям нормативных документов. При разработке комплексного заключения учитываются также результаты обследования (сертификации) производства или сертификации системы качества (при их проведении).

На объекты ЖТ, для которых по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, выдается сертификат соответствия и осуществляется их маркировка знаком соответствия.

Решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия принимается управляющим органом органа по сертификации коллегиально.

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов, особенностей продукции, а также срока действия сертификата на систему качества или производство (если это предусмотрено схемой сертификации) и срока годности (службы) продукции.

Срок действия сертификата на партию продукции или единичное изделие не устанавливается.

Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию, сертификат действителен при ее поставке или продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с законодательством РФ для предъявления претензий по поводу недостатков продукции. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или единичное изделие.

При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям, установленным при сертификации, заявитель заранее извещает об этом орган по сертификации, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции.

В сопроводительной документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (паспорте, ярлыке, этикетке), а также в товаросопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации и указываются учетный номер бланка сертификата, его регистрационный номер, дата выдачи и срок действия.

Сертификация отечественной и импортной продукции проводится по одним и тем же правилам.

Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистрации в Государственном реестре ССФЖТ РФ.

4. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами ЖТ проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия не реже 1 раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения того, что реализуемая продукция и предоставляемые услуги продолжают соответствовать установленным требованиям безопасности движения, охраны труда и экологической безопасности, подтвержденным при сертификации.

Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности объекта ЖТ, объем выпуска продукции и предоставляемых услуг, наличие системы качества, стоимость проведения инспекционного контроля и т.д.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором на основании полученных результатов дается оценка возможности сохранения (продления) действия аттестата аккредитации или сертификата соответствия.

Инспектирование проводится специально назначенными инспекторами, имеющими соответствующие удостоверения. К инспектированию могут привлекаться на договорной основе сотрудники дорожных центров метрологического обеспечения, инспекций Минтранса РФ и территориальных органов Росстандарта.

По результатам инспекционного контроля может быть приостановлено или отменено действие сертификата соответствия выдавшими их органами.

Решение о приостановлении действия сертификата соответствия принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия. В противном случае принимается решение об отмене действия сертификата соответствия.

Информация о приостановлении действия сертификата соответствия доводится выдавшими его органами до сведения Минтранса РФ, Росстандарта и других заинтересованных предприятий и организаций.

Рассмотрение апелляций при возникновении спорных вопросов между участниками системы сертификации осуществляется апелляционным советом ССФЖТ.

Если решение апелляционного совета не удовлетворяет спорящие стороны, то любая из сторон для решения вопроса может обратиться непосредственно в центральный орган ССФЖТ. Участники ССФЖТ вправе обратиться с апелляцией непосредственно в Минтранс РФ, минуя все остальные инстанции.

Право признания зарубежных сертификатов на объекты ЖТ, подлежащие обязательной сертификации, имеет орган (органы) по сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, проводящий работы по признанию совместно с центральным органом системы сертификации и Госстандартом России.

Необходимыми условиями признания зарубежных сертификатов на объекты ЖТ и результатов сертификационных испытаний являются соответствие объектов ЖТ требованиям, не уступающим аналогичным требованиям нормативных документов, принятых в ССФЖТ; соответствие правил процедуры сертификации объектов ЖТ правилам, принятым в ССФЖТ; соответствие методик испытаний методикам, принятым в ССФЖТ; проведение испытаний по показателям безопасности, связанным с особенностями российских железных дорог, в испытательных центрах и на полигонах ССФЖТ.

Признание сертификатов соответствия и результатов сертификационных испытаний, осуществляемое в рамках международных и региональных договоров (соглашений), осуществляется в соответствии с принятыми в них правилами процедуры.

В случае признания зарубежного сертификата на объект ЖТ выдается сертификат установленного в ССФЖТ образца, а объект ЖТ вносится в Государственный реестр системы сертификации.

Все расходы, связанные с подготовкой и проведением сертификации конкретных объектов ЖТ и инспекционным контролем за сертифицированными объектами ЖТ, оплачиваются заявителем и относятся на себестоимость его продукции и услуг.

Конкретные правила и порядок оплаты работ по обязательной сертификации в системе сертификации устанавливаются в отдельном документе, утверждаемом Минтрансом РФ по согласованию с Минфином РФ.

  1. В рамках ССФЖТ наряду с работами по обязательной сертификации могут проводиться работы по добровольной сертификации по инициативе юридических и физических лиц на основе договора между заявителем и органом по сертификации. Оплата работ по добровольной сертификации, включая передачу права применения сертификата и знака соответствия, осуществляется на условиях договора.

В соответствии с п. 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 397) на Федеральное агентство железнодорожного транспорта возложена организация работ по добровольному подтверждению соответствия работ, услуг на железнодорожном транспорте РФ.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Постановлением Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» разработаны Правила функционирования системы добровольной сертификации на железнодорожном транспорте РФ (П ССЖТ 01-2005).

Добровольная сертификация осуществляется на основе доступности для заинтересованных лиц информации о порядке ее проведения; недопустимости принуждения к осуществлению добровольной сертификации; защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении добровольной сертификации; недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией; проведения добровольной сертификации только по всем существенным требованиям нормативных документов, определяющим качество объекта сертификации; применения добровольного подтверждения соответствия равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Добровольная сертификация осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов сертификации на железнодорожном транспорте стандартам, документам и условиям договоров; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Объектами добровольной сертификации являются технические средства железнодорожного транспорта, в том числе применяемые на железнодорожном транспорте средства измерений и средства неразрушающего контроля и технической диагностики, процессы их производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; программные средства специального назначения, используемые на железнодорожном транспорте; организации, разрабатывающие технические средства железнодорожного транспорта; системы менеджмента качества и производства; производства по ремонту технических средств железнодорожного транспорта; услуги, предоставляемые на железнодорожном транспорте при перевозке грузов и пассажиров; системы экологического менеджмента; персонал основных профессий железнодорожного транспорта; системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда; системы менеджмента социальной ответственности.

  1. При проведении добровольной сертификации заявители направляют заявку на проведение сертификации, создают условия для проведения работ по сертификации (предоставляют образцы для проведения испытаний, доступ к объектам сертификации, нормативную, техническую и другую документацию); обеспечивают соответствие объектов сертификации требованиям документов, на соответствие которым была проведена сертификация; маркируют сертифицированные объекты железнодорожного транспорта знаком соответствия в установленном порядке; применяют сертификат соответствия и знак соответствия; обеспечивают беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов по сертификации, осуществляющими контроль за сертифицированными объектами; извещают государственное учреждение «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» об изменениях, внесенных в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированных объектов, а также иных изменениях, связанных с производством (реализацией), использованием сертифицированных объектов, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Ведение Реестра ССФЖТ и архивное хранение материалов по регистрации осуществляются государственным учреждением «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте».

Проверку деятельности аккредитованных организаций и экспертов осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

7. Организационно-методическую и нормативную основу деятельности по сертификации на железнодорожном транспорте, помимо указанных в ст. 13 ФЗ «О техническом регулировании», составляют основополагающие организационно-методические документы ССФЖТ — Правила по сертификации (П ССФЖТ); перечни характеристик для сертификации объектов ЖТ по показателям обеспечения безопасности движения, безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, утверждаемые органом, уполномоченным в сфере железнодорожного транспорта; государственные стандарты РФ (ГОСТ Р); межгосударственные стандарты (ГОСТ); стандарты отраслей (ОСТ); правила, инструкции и другие нормативные документы Минтранса РФ и ОАО «РЖД»; стандарты Международной электротехнической комиссии (МЭК); стандарты Международного союза железных дорог (МСЖД); стандарты Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД); стандарты Международной организации по стандартизации (НСО); типовые методики испытаний железнодорожных технических средств, аттестованные в установленном порядке.

Порядок проведения сертификации в ССФЖТ определяется следующими правилами:

для продукции — П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003 «Порядок сертификации технических средств железнодорожного транспорта»; П ССФЖТ 41-2000 «Порядок проведения сертификации программных средств»; П ССФЖТ 42-2003 «Порядок сертификации средств неразрушающего контроля по показателям применения»; П ССФЖТ 48-2003 «Порядок сертификации средств технической диагностики, контролирующих показатели безопасности технических средств железнодорожного транспорта»;

для процессов, работ, услуг — П ССФЖТ 10-2000 «Порядок проведения сертификации технологических процессов изготовления, ремонта железнодорожных технических средств»; П ССФЖТ ЦЛ 25-99 «Правила сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на федеральном железнодорожном транспорте»; П ССФЖТ ЦМ 26-2001 «Порядок сертификации услуг, предоставляемых на федеральном железнодорожном транспорте при перевозке грузов»;

для организаций, разрабатывающих технические средства железнодорожного транспорта, — П ССФЖТ 27-2000 «Временный порядок сертификации организаций, разрабатывающих железнодорожные технические средства, и требования, предъявляемые к ним»;

для систем менеджмента качества и производств — П ССФЖТ 30-2003 «Порядок сертификации производств по ремонту технических средств железнодорожного транспорта»; П ССФЖТ 52-2004 «Порядок сертификации систем менеджмента качества»;

для систем экологического менеджмента — П ССФЖТ 54-2004 «Порядок сертификации систем управления окружающей средой (систем экологического менеджмента)»;

для персонала основных профессий — П ССФЖТ 53-2004 «Порядок сертификации железнодорожного персонала основных профессий».

Предусмотрены следующие основные этапы добровольной сертификации:

— подача заявки на сертификацию;

— рассмотрение заявки и принятие решения по заявке;

— проведение необходимых проверок (таких как анализ документов, испытания, проверка производства, системы менеджмента качества и т.п.);

— анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

— выдача сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;

— инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии со схемой сертификации.

Заявка на проведение добровольной сертификации может быть подана отечественным или зарубежным юридическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем по форме, установленной правилами сертификации продукции, работ, услуг, процессов, систем менеджмента качества, производств, систем экологического менеджмента, персонала (см. выше).

Срок рассмотрения и принятия решения по заявке — 30 дней с момента ее регистрации в органе по сертификации.

К сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению и имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции в соответствии с законодательством РФ.

При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия и разрешение на применение знака соответствия. Сертификат соответствия может иметь приложение, детализирующее область распространения сертификата или содержащее иную необходимую информацию. На сертификате соответствия системы производится запись о том, что сертификат не применяется при обязательном подтверждении соответствия.

Сертификат соответствия на продукцию (работу, услугу), для которой в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ необходимо проведение обязательного подтверждения соответствия, может быть выдан только при наличии необходимых для данной продукции (работ, услуг) документов, подтверждающих обязательное соответствие (сертификата, декларации о соответствии, гигиенического заключения, сертификата пожарной безопасности и др.). В сертификате соответствия должны быть ссылки на указанные документы.

8. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами осуществляют органы, проводившие сертификацию этих объектов. При необходимости к работам по инспекционному контролю могут быть привлечены сторонние организации. Ответственность за качество инспекционного контроля несет орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия.

Основой информационного обеспечения деятельности в системе сертификации является Реестр, содержащий сведения об аккредитованных организациях и экспертах, сертифицированных объектах, документах системы сертификации.

Данные об участниках и объектах добровольной сертификации размещаются на официальном сайте государственного учреждения «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code