Статья 4. Основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта

Комментарий к статье 4 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

  1. Федеральный закон при создании правовых условий для становления и развития конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок и железнодорожного транспорта направлен на формирование единой системы государственного управления в данной сфере.

Такая система должна обеспечить должное государственное воздействие на все субъекты рынка железнодорожных перевозок, а также согласованность и эффективное функционирование железнодорожного транспорта.

В число функций государственного регулирования не включены вопросы хозяйственной деятельности предприятий отрасли, такие, например, как создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц в отрасли, распоряжение их имуществом, распределение доходов от перевозок, управление перевозочным процессом и т.д. Эти функции осуществляются организациями железнодорожного транспорта самостоятельно, без участия государственных органов. Система государственного регулирования на железнодорожном транспорте характеризуется основными позициями, целями, которые изложены в комментируемой статье.

  1. Систему органов, посредством которых осуществляется государственное регулирование в области железнодорожного транспорта, составляют:

1) Правительство РФ, определяющее основы политики государства в рассматриваемой области;

2) Министерство транспорта РФ (Минтранс РФ), которое является федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и подведомственные ему:

— Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере железнодорожного транспорта и обеспечения транспортной безопасности;

— Федеральное агентство железнодорожного транспорта — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере. Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет полномочия железнодорожной администрации Российской Федерации по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом;

3) Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ) — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. ФАС РФ — федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Уполномоченными органами принимаются различные нормативно-правовые акты в целях реализации функции обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития. В качестве примера можно назвать Приказ Минтранса РФ от 19 июля 2012 г. N 247 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по составлению перечней железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций на основании заявок владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».

Нормативные правовые акты, закрепляющие условия перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, переезда железнодорожных путей другими видами транспорта, пожарной безопасности, санитарные правила, действуют на всех железных дорогах России и являются обязательными при перевозках для предприятий, организаций, учреждений и граждан. Также разрабатываемые и утверждаемые правила являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами (независимо от форм собственности), пользующимися услугами железной дороги.

Государственное регулирование играет важную роль в финансовой области функционирования железнодорожного транспорта, где действует Постановление Правительства РФ от 17 октября 2011 г. N 844, на основании которого органы государственной власти, несмотря на самостоятельность и независимость перевозчиков и других участников процесса перевозки грузов и пассажиров, устанавливают льготные исключительные тарифы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта.

  1. В целях повышения безопасности и качества услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте, предусмотрено лицензирование перевозочной деятельности, связанной с оказанием услуг инфраструктуры, транспортировкой грузов по железнодорожным путям общего пользования. Лицензирование — это функция государственного контроля в сфере экономики. Данная функция связана с использованием особо властных полномочий, направленных на установление целесообразности и определение законности будущего предпринимательства. Так, лицо не имеет права оказывать услуги инфраструктуры или осуществлять перевозочную деятельность на железнодорожном транспорте без наличия соответствующей лицензии. Лицо не имеет права оказывать услуги по погрузочно-разгрузочной деятельности в отношении опасных грузов или их перевозке, а также по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте без наличия соответствующей лицензии. Законом введены обязательные стандартизация и подтверждение соответствия объектов, технических и программных средств, используемых на железнодорожном транспорте (подробнее об этом см. комментарий к ст. 6).

Лицензирование в сфере железнодорожного транспорта относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которая руководствуется в этом вопросе Административным регламентом, утвержденным Приказом Минтранса России от 30 апреля 2013 г. N 156.

  1. В связи с необходимостью создания условий развития конкуренции в отрасли действует система государственного регулирования тарифов. Статья 8 комментируемого Закона устанавливает, что тарифы, сборы и платежи, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами РФ на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте. В то же время тарифы, сборы и платежи, не относящиеся к сфере естественной монополии, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Законодателем созданы правовые основы для установления единой процедуры государственного регулирования тарифов как общего, так и необщего пользования через орган регулирования естественной монополии.
  2. Федеральным законом установлена возможность закрытия (ограничения) движения по конкретным железнодорожным путям общего пользования, в том числе малоинтенсивным (малодеятельным) линиям и участкам. Порядок закрытия (ограничения) движения по таким железнодорожным путям определяется Правительством РФ.

Важная роль в системе государственного регулирования на железнодорожном транспорте отведена мобилизационной подготовке и гражданской обороне. Статьей 32 комментируемого Закона установлено, что данные вопросы являются важнейшими государственными задачами по обеспечению безопасности Российской Федерации. Мероприятия по мобилизационной подготовке и гражданской обороне должны осуществляться заблаговременно организациями железнодорожного транспорта независимо от форм собственности. Ответственность за надлежащее осуществление указанных мероприятий несут руководители организаций.

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в текст комментируемый статьи были внесены изменения, позволившие более четко определить содержание государственного регулирования в сфере железнодорожного транспорта. Так, из статьи были исключены все варианты словосочетания «государственный контроль».

Представляется, что данные изменения направлены на приведение текста комментируемого Закона в соответствие с нормативными актами, определяющими полномочия и регулирующими деятельность государственных органов в сфере железнодорожного транспорта, а также определяющими порядок осуществления государственного контроля и надзора. Согласно актуальной редакции статьи государственное регулирование включает в себя государственный надзор в области железнодорожного транспорта. Таким образом, государственное регулирование в области железнодорожного транспорта представляет собой ряд направлений деятельности, имеющих целью обеспечение законности и безопасности функционирования железнодорожного транспорта, а государственный надзор определен в статье как один из возможных путей осуществления регулирования со стороны государства в рассматриваемой сфере. При этом законодатель счел необходимым ввести в комментируемый Закон отдельную статью, посвященную государственному надзору в сфере железнодорожного транспорта (см. комментарий к ст. 20.1), подчеркнув тем самым важность надзорных функций в системе государственного регулирования.

  1. Комментируемый Закон (ст. 7, 15, 16 и 20) предусматривает осуществление надзорных функций государства в следующих сферах: безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическая безопасность, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; изготовление, приемка и эксплуатация транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств, промышленная безопасность опасных производственных объектов на железнодорожном транспорте; техническое состояние железнодорожных путей общего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров; пожарная безопасность на железнодорожном транспорте общего пользования; метрологический контроль (надзор) в системе средств измерений на железнодорожном транспорте.

Осуществление государственного регулирования в области железнодорожного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти — Министерством транспорта РФ. Уполномоченными лицами Минтранса РФ при осуществлении контрольных (надзорных) функций являются государственные транспортные инспекторы — должностные лица федеральной службы по надзору в сфере транспорта. В компетенцию указанных должностных лиц входит контроль (надзор) за реализацией юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области железнодорожного транспорта, мер по обеспечению безопасности функционирования объектов транспортной инфраструктуры; обеспечением транспортной безопасности; готовностью аварийно-спасательных служб и формирований субъектов транспортного комплекса; соблюдением субъектами транспортного комплекса правил перевозок пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа; требований к техническому состоянию железнодорожного пути, железнодорожного подвижного состава и контейнеров; требований к безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров.

При осуществлении своих полномочий государственные транспортные инспекторы вправе производить осмотры транспортных объектов, проверки субъектов транспортного комплекса, задерживать багаж, грузы, составлять протоколы об административных правонарушениях, а в случаях обнаружения определенных признаков составов административных правонарушений, установленных КоАП РФ, рассматривать их и выносить по ним постановления; выдавать юридическим и физическим лицам, должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code