Статья 2. Основные понятия

Комментарий к статье 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

  1. В комментируемой статье раскрывается содержание основных понятий, которые применяются законодателем при регулировании процесса перевозок. Эти понятия имеют большое значение для всех участников перевозочного процесса, поэтому крайне важно их понять и оценить.

Рассмотрим приведенные в комментируемой статье понятия подробнее.

В комментируемой статье дается понятие железнодорожного транспорта общего пользования. По общему правилу, транспортом общего пользования является транспорт, который удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения страны в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт данного типа занимается перемещением различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществляет общедоступное транспортное обслуживание населения.

Железнодорожный транспорт общего пользования осуществляет перевозки на коммерческой основе, т.е. за определенную плату, пассажиров и грузов. При этом не имеет значения, является ли пассажир льготником, ведь в таком случае проезд все равно оплачивается, но уже не самим пассажиром, а государством или муниципалитетом.

Для того чтобы перевозку, осуществляемую коммерческой организацией, можно было признать транспортом общего пользования, необходимо, чтобы у организации (учреждения), которая эту перевозку осуществляет, было в наличии специальное разрешение (лицензия) на осуществление данной деятельности и эта организация осуществляла перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина либо юридического лица.

  1. Комментируемая статья также определяет такое понятие, как железнодорожный транспорт необщего пользования. Транспорт необщего пользования называют внутриведомственным или внутрипроизводственным транспортом. Этот вид транспорта обычно занимается перевозками грузов и пассажиров конкретно определенной организации. Перевозки железнодорожным транспортом необщего пользования производятся на основании специально заключаемых договоров и соглашений.

В комментируемой статье также дается подробное толкование понятия инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Инфраструктура используется на основании специально заключенного договора между владельцем инфраструктуры и перевозчиком. При взаимодействии с перевозчиком владелец инфраструктуры оказывает ему ряд услуг, которые определены положениями договора.

  1. Рассматриваемая статья дает определение понятиям железнодорожных путей общего и необщего пользования. Комментируемый Закон содержит несколько иное определение железнодорожных путей общего пользования, чем содержал ранее действовавший Федеральный закон от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (в настоящее время действует только ст. 17 этого Закона). В этом Федеральном законе железнодорожные пути общего пользования определялись как железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, грузобагажа и багажа, и обслуживанию пассажиров, производству маневровой работы. Однако определение, данное в комментируемом Законе, является более точным и полным, детально определяет специфические особенности данного понятия.

Для более детального анализа понятия железнодорожных путей необщего значения необходимо обратиться к положениям Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Комментируемый Закон в ст. 2 дает понятие железнодорожных путей необщего значения, а в ст. 16 закрепляет положения о том, что эти пути и все сооружения и устройства, которые на них расположены, должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, его сохранность. Об этом гласит п. 1.2 названных ранее Правил.

Рассматриваемый вид железнодорожных путей должен соответствовать проектной и технической документации, которая на них утверждена.

Следует отметить, что железнодорожные пути необщего пользования могут находиться в собственности владельца инфраструктуры и иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Как следует из определения, содержащегося в комментируемой статье, железнодорожные пути необщего пользования имеют границу с железнодорожными путями общего пользования. Граница железнодорожного пути необщего пользования отмечается знаком «Граница железнодорожного подъездного пути» (п. 1.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).

Место, где устанавливается такой знак, определяет владелец инфраструктуры, к которой примыкает соответствующий железнодорожный путь необщего пользования, по согласованию с владельцем данного пути.

Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования содержат приложение N 8 «Порядок подачи (выхода) локомотивов, мотор-вагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования». Указанный Порядок определяет, в частности, что выход локомотивов, мотор-вагонного железнодорожного подвижного состава на железнодорожные пути общего пользования железнодорожных станций с железнодорожных путей необщего пользования должен осуществляться в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Железнодорожные пути необщего пользования могут быть открыты для постоянной или временной эксплуатации (п. 1.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).

Работники, работающие на железнодорожных путях необщего пользования, должны проходить обязательную аттестацию.

Необходимо также отметить, что конструкция и состояние сооружений и устройств, которые расположены на железнодорожных путях необщего пользования, обязательно должны соответствовать строительным нормам и правилам, а также обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки и пропуск локомотивов, которые предназначены для обслуживания рассматриваемых железнодорожных путей.

В комментируемой статье дается понятие железнодорожного подвижного состава. Можно сказать, что железнодорожный подвижной состав — это такой подвижной состав, который специально приспособлен к движению на собственных колесах по железнодорожным путям.

Действующее законодательство относит некоторые виды транспортных средств (например, морские и речные суда) к недвижимому имуществу. Однако в связи с тем, что железнодорожный подвижной состав не входит в перечень недвижимого имущества, закрепленный в ст. 130 ГК РФ, а также ст. 5 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», можно сделать вывод, что железнодорожный состав является движимым имуществом, хотя и со специфическими особенностями, и соответственно к нему применяются нормы института движимого имущества.

  1. Комментируемая статья определяет и такие понятия, как владелец инфраструктуры и перевозчик. При рассмотрении данного вопроса необходимо отметить, что особенностью ОАО «Российские железные дороги» является то, что названное ОАО объединяет в себе признаки обоих понятий, являясь и владельцем инфраструктуры, и перевозчиком одновременно.

В качестве владельца инфраструктуры акционерное общество строит взаимоотношения с перевозчиками согласно требованиям Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

Следует отметить, что вопрос оказания услуг инфраструктуры и пользования названными услугами в российском законодательстве закреплен впервые, что, безусловно, имеет большое значение не только для ОАО «Российские железные дороги», но и для других предприятий и учреждений, имеющих право на осуществление различных видов перевозок.

Понятие «перевозчик» содержится в различных нормативных правовых актах, (например, Уставе железнодорожного транспорта РФ, комментируемом Законе, Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и т.д.), причем единого определения в них нет.

В Кодексе торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ и Воздушном кодексе РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ законодатель применяет опосредованный подход к раскрытию понятия «перевозчик» через понятие стороны договора морской и воздушной перевозки. При этом не уточняется, необходимо ли гражданину иметь статус индивидуального предпринимателя, а юридическому лицу — коммерческой организации.

Специалистами не раз отмечалось, что указанные терминологические несоответствия являются одним из серьезных препятствий в разработке и принятии единого федерального закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков, а это сказывается на уровне конкурентоспособности российских перевозчиков.

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ и признаны утратившими силу отдельные положения законодательных актов РФ по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности. Так, из комментируемого Закона исключены практически все положения о лицензировании видов деятельности на соответствующем виде транспорта, оставлена лишь отсылка по этому вопросу к действующему законодательству, т.е. к ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

  1. Несмотря на то, что понятие оператора железнодорожного подвижного состава дано в комментируемой статье, а основные требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, выполняющим функции операторов, содержатся в ст. 13 комментируемого Закона, в нем отсутствует понятие «деятельность оператора железнодорожного подвижного состава». Не раскрыто оно и в Положении об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25.07.2013 N 626 (далее — Положение).

Специалисты выделяют два определения названного понятия. Согласно первому, деятельность оператора железнодорожного подвижного состава — это выполнение работ и услуг по договорам с перевозчиками, которые связаны с организацией и осуществлением перевозок грузов с использованием подвижного состава, контейнеров, принадлежащих оператору (предоставление подвижного состава, контейнеров в соответствии с принятыми заявками на перевозки грузов, выполнение отдельных операций перевозочного процесса и многое др.). Согласно второму подходу, деятельность оператора железнодорожного подвижного состава — это возмездное оказание услуг пользователям услуг железнодорожного транспорта, которые связаны с предоставлением подвижного состава, контейнеров, принадлежащих оператору, для осуществления перевозок грузов, принадлежащих клиенту, с участием оператора в перевозочном процессе. Как видно из приведенных определений, принципиальной разницы в них нет, а отличаются они лишь небольшими нюансами.

Однако следует отметить, что второе определение не содержит в себе отражения деятельности оператора подвижного состава, практически приравнивая ее к экспедиторской деятельности. Такой подход к вопросу недопустим, т.к. при подобном подходе теряется взаимодействие между операторами и перевозчиками, которое непосредственно закреплено в комментируемом Законе. Исходя из приведенных определений, можно выделить наиболее важную для операторов железнодорожного подвижного состава сторону их профессиональной деятельности — выполнение отдельных, конкретно определенных операций перевозочного процесса.

Основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава определены в вышеназванном Положении, которое закрепляет права и обязанности операторов, а также перечень условий, которые обязательно должны содержаться в договорах по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам.

  1. Комментируемая статья дает определение понятий безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Положения комментируемого Закона определяют безопасность движения как один из главных принципов функционирования системы железнодорожного транспорта.
  2. Комментируемой статьей определяются такие понятия, как земли железнодорожного транспорта, полоса отвода железных дорог и охранные зоны.

Земли железнодорожного транспорта в России относятся к категории земель транспорта. Согласно ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Земли железнодорожного транспорта — это земли федерального значения.

ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (в ст. 4 и 8) определяет, что земельные участки, в том числе участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, внесены в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (ОАО «Российские железные дороги»). Однако земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте (например, малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение, объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, законсервированные и не используемые в производстве мобилизационные мощности, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва) являются федеральной собственностью, и их внесение в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.

К землям железнодорожного транспорта согласно ст. 90 ЗК РФ относятся земельные участки, предназначенные для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

На землях железнодорожного транспорта устанавливаются специальные полосы отвода и специальные охранные зоны.

Порядок установления и использования специальных охранных зон определяется Правительством РФ. В качестве примера можно привести Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог. Названным нормативным актом устанавливаются требования, которые предъявляются к содержанию полосы отвода.

Следует помнить, что земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством РФ. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в установленном порядке.

Следует отметить, что охранные зоны устанавливаются для обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, которые подвержены оползням, обвалам, размывам, селям и иным негативным воздействиям в местах движения скоростных поездов.

Ранее действовавшее законодательство предусматривало, что земельные участки полос отвода, находящиеся в федеральной собственности, принадлежат предприятиям железнодорожного транспорта на праве постоянного (бессрочного) пользования. В настоящее время, в связи с образованием единого хозяйствующего субъекта в сфере железнодорожного транспорта — ОАО «Российские железные дороги», данные земельные участки арендуются указанным ОАО на основании соответствующих договоров. Максимальный размер арендной платы за пользование этими земельными участками соответствует ставке земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.

  1. Пункт 2 комментируемой статьи не раскрывает понятий, а делает отсылку к Уставу железнодорожного транспорта РФ. Статья 2 данного Федерального закона раскрывает понятия, указанные в п. 2 комментируемой статьи. Приведем эти понятия:

грузоотправитель (отправитель) — это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе;

грузополучатель (получатель) — это физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа;

груз-объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах;

опасный груз — груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде;

багаж — вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете);

грузобагаж — объект, принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузопассажирском поезде;

места общего пользования — крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услуг железнодорожного транспорта;

места необщего пользования — железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров, определенных пользователей услуг железнодорожного транспорта.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code