Статья 1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации

Комментарий к статье 1 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

1. Транспорт — это самостоятельная отрасль материального производства, существующая наряду с промышленностью и сельским хозяйством. Экономическая особенность транспорта заключается в том, что он не создает каких-либо материальных объектов, а обеспечивает их перемещение в пространстве. Транспорт связывает в единое целое все отрасли общественного производства продукции в сфере обращения, доставляя продукцию к местам ее потребления. Продукцией транспорта является сам процесс транспортировки, который выражается в перевозке людей и груза. Все виды магистрального транспорта общего пользования, например, железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, трубопроводный, составляют единую транспортную систему РФ. Совокупность взаимодействующих или конкурирующих видов транспорта и их предприятий при организации перевозок пассажиров и грузов в целях наилучшего удовлетворения спроса на транспортные услуги населения и грузовладельцев и получения необходимой экономической выгоды или социального эффекта образует единую транспортную систему. Единство транспортной системы обеспечивается общей концепцией государственной транспортной политики развития транспортно-дорожного комплекса страны и регионов, предусматривающей полное, своевременное и качественное обслуживание пользователей транспорта и его эффективное функционирование.

Эксплуатационная длина Российских железных дорог составляет 85,2 тыс. км. Доля ОАО «Российские железные дороги» в грузообороте транспортной системы России составляет 44,5%, а в пассажирообороте — 30,6%.

Железнодорожный транспорт в РФ имеет исключительно важное значение в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социально значимых услуг по перевозке грузов, грузобагажа, багажа и пассажиров. Это можно объяснить его универсальностью, т.е. наличием возможности обслуживать производящие отрасли хозяйства и удовлетворять потребности населения в перевозках. При этом выполнение данных функций не зависит от погодных условий. Это и является причиной его широкого применения для перевозок большого количества пассажиров и грузов, несмотря на то что в последнее время очень хорошо развиваются и другие виды транспорта, например автомобильный.

Кроме этого, безусловными преимуществами железнодорожного транспорта являются сравнительно большие скорости, надежность и безопасность, низкая себестоимость перевозок.

Железнодорожный транспорт — это отдельный вид транспорта, который выполняет перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах при помощи локомотивной и (или) мотор-вагонной тяги.

Железнодорожный транспорт является универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов. Он обладает высокой провозной способностью, что делает его особенно эффективным при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния.

Базируясь на современных видах тяги, надежных перевозочных емкостях, мощном рельсовом основании, привлекая прогрессивные средства компьютеризации и сигнализации, железнодорожный транспорт, как и другие отрасли промышленного производства, входит в экономический потенциал РФ.

Железнодорожный транспорт не только способствует решению хозяйственных, экономических и стратегических задач государства, но и влияет на другие стороны общественной жизни страны. Железнодорожный транспорт участвует в межрегиональных связях в области культуры, социальных преобразований, в международном туристическом сотрудничестве и т.д.

Железные дороги, являясь основным видом транспорта РФ, связывая экономические районы и отрасли производства и потребления между собой, имеют важнейшее значение для жизни всего государства в целом.

  1. Железнодорожный транспорт в РФ, как указано в ст. 1 комментируемого Закона, состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работы на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Железнодорожный транспорт бывает двух видов — общего и необщего пользования. Более подробно данные понятия будут рассматриваться в комментарии к ст. 2.

Согласно преамбуле комментируемого Закона он устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта. При этом действие комментируемого Закона не распространяется на функционирование технологического железнодорожного транспорта организаций, поскольку ввиду его размещения, используемого подвижного состава и особенностей работы государственного регулирования, предусмотренного законодательством, для него не требуется.

  1. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из ряда принципов. Главные из этих принципов — это доступность, безопасность и качество оказываемых услуг. Конкурентная борьба с другими видами транспорта за привлечение новых грузопотоков вынуждает железные дороги непрерывно улучшать транспортное обслуживание грузовладельцев и пассажиров, повышать уровень сервиса, расширять перечень предлагаемых услуг. Доступность железнодорожного транспорта представляет собой уровень доступности по времени перемещения, надежности и стоимости перемещения. Общими для всех предприятий железнодорожного транспорта показателями качества являются отсутствие брака, аварий и крушений, точное и в установленные сроки выполнение технических условий, правил и норм технологических процессов, графиков и расписаний движения, высокий уровень производительности и охраны труда. Основной задачей всех работников железнодорожного транспорта является способствование улучшению качества железнодорожных перевозок пассажиров и грузов, а также повышению эффективности обслуживания производства и населения РФ.

Одними из основных задач, которые решаются комментируемым Законом, являются развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта. В этой связи вместо закрепления монопольного положения железных дорог комментируемым Законом условно предусмотрены две сферы: конкурентная (собственно железнодорожные перевозки) и монопольная (предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования). Конкуренция на транспорте, т.е. соперничество между транспортными предприятиями, направленное на применение наиболее выгодных условий осуществления перевозок и получение максимальной выгоды, заставляет транспортные предприятия переходить на эффективные технологии производства и тем самым способствует научно-техническому прогрессу. Благодаря этому происходит развитие услуг железнодорожного транспорта.

Согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт — это многоотраслевое хозяйство с огромным количеством различных предприятий. В состав железнодорожного транспорта входят железные дороги, отделения железных дорог, железнодорожные станции, депо, дистанции, предприятия, занятые в перевозочном процессе, а также промышленные, строительные, автотранспортные, научно-исследовательские, технологические, снабженческие, торговые предприятия, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и т.д. Управление этим сложным комплексным механизмом производится централизованно, по четырехступенчатой системе и относится к исключительной компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта — Министерства транспорта РФ (Минтранс РФ). В составе Минтранса РФ имеются федеральная служба и агентство, которые руководят деятельностью железных дорог соответствующей отрасли. Основной структурной (хозяйственной) организацией на железнодорожном транспорте является функциональный филиал ОАО «Российские железные дороги» — железная дорога либо дирекция (например, дирекция тяги, дирекция инфраструктуры, дирекция по ремонту мотор-вагонного подвижного состава). В состав филиалов входят структурные подразделения по отраслям хозяйства.

  1. Среди основных задач железнодорожного транспорта можно назвать своевременное и качественное обеспечение потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, создание условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории РФ. В силу своего экономико-стратегического значения, универсальности железнодорожный транспорт остается в ведении государства, регулирование и контроль деятельности федерального железнодорожного транспорта осуществляются государством.
  2. В целях реализации единой технической политики в отрасли и установления единых правил функционирования железнодорожного транспорта комментируемым Законом предусмотрено, что правовое регулирование в области железнодорожного транспорта (как общего, так и необщего пользования) находится в ведении РФ. Это предполагает, что субъекты РФ и муниципальные образования не имеют права издавать нормативные акты по вопросам функционирования железнодорожного транспорта. Указанные нормативные правовые акты в абсолютном своем большинстве должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
  3. Комментируемый Закон предусматривает, что имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

В соответствии со ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ, таким как республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ.

Частная собственность предполагает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законодательством не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Это форма законной хозяйственной деятельности физических или юридических лиц, выступающих в качестве частных лиц, а не носителей публичной, т.е. государственной или муниципальной, способности. Также частной собственностью называют только конкретное вещное право частного лица (физического или юридического) на определенное имущество.

Эта норма обеспечивает развитие положений ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», предусматривающих приватизацию (переход на частную собственность) имущества федерального железнодорожного транспорта, и создает правовую основу для функционирования уже существующих частных структур, занимающихся организацией и осуществлением перевозочного процесса и предоставлением услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code