Общие правила закупок у единственного источника

Отразим основные моменты, которые необходимо учесть при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также при исполнении контракта в форме таблицы (см. ниже).

 

Основание заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) Существует ли у заказчика обязанность по размещению в единой информационной системе (ЕИС, до создания ЕИС — на сайте www.zakupki.gov.ru) извещения об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта на основании части 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ? Должен ли контракт содержать расчет и обоснование цены контракта, нужен ли отдельный отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), нужно ли в отчете обосновывать цену контракта и иные существенные условия контракта? Обязан ли заказчик привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги на основании ч. 4 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ? Можно ли установить требование обеспечения исполнения контракта? Нужно ли направлять сведения о контракте в течение трех рабочих дней с даты заключения для регистрации в реестре контрактов, нужно ли направлять сведения для включения в Реестр контрактов в течение 3 рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения, расторжения контракта, приемки товара (работы, услуги)?
п. 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ — осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей Нет Да (см. части 3, 4 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ) Нет Да, это право заказчика Нет (см. часть 1 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ)
п. 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона N 396-ФЗ от 28 декабря 2013 года) — осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пятьдесят процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем двадцать миллионов рублей в год Нет Да (см. части 3, 4 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ) Нет Да, это право заказчика Нет (см. часть 1 статьи 103 Федерального закона N 44-ФЗ)
п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — осуществление закупки товара, работы, услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с ФЗ «О естественных монополиях» Да Да (см. части 3, 4 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ) Нет Да, это право заказчика Да (см. ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ)
п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ Да Да Да, это право заказчика (если обязанность установить обеспечение исполнения контракта не предусмотрена самим актом Президента РФ или Правительства РФ)
п. 3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ Да Да Нет
п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ — Федерального закона N 44-ФЗ — закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, ГУП, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными актами Президента РФ или нормативными актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ Да Нет Да, это право заказчика
п. 7 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники Да Да Да, это право заказчика
п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ Да Нет Да, это право заказчика
п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

(при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС), и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно

Нет Да Да, это право заказчика
п. 10 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов Нет Да Да, это право заказчика
п. 11 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляется учреждением, предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ Да Да Да, это право заказчика
п. 12 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами Да Да Нет
п. 13 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы Да Да Да, это право заказчика
п. 14 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — закупка печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций Да Да Да, это право заказчика
п. 15 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия Нет Нет Да, это право заказчика
п. 16 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, в порядке, установленном 44-ФЗ Да Да Нет
п. 17 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом, на исполнение, либо с физическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, театральных кукол, необходимых для создания или исполнения произведений указанными организациями Да Нет Да, это право заказчика
п. 18 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок — бланков строгой отчетности Да Нет Нет
п. 19 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ авторами проектов Да Да Нет
п. 20 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания) Нет Да Да, это право заказчика
п. 21 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых Президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ (бытовое, гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предоставление безопасного питания) Нет Да Да, это право заказчика
п. 22 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности Нет Нет Да, это право заказчика
п. 23 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление Нет Нет Да, это право заказчика
п. 24 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — признание несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом и принятие заказчиком в соответствии с положениями части 9 статьи 89 и статьи 92 44-ФЗ по согласованию с уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций федеральным органом исполнительной власти решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Нет Да Нет
п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений и принятие заказчиком решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (такое решение согласовывается федеральными заказчиками — с ФАС) Нет Да Нет
п. 26 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания) Нет Нет Нет
п. 27 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — не применяется, утратил силу в соответствии с Федеральным законом N 396-ФЗ от 28 декабря 2013 года      
п. 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую двести тысяч рублей. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 83 ФЗ-44. Кроме того, при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями настоящего пункта предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестре контрактов, предусмотренном статьей 103 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом должно быть обеспечено предусмотренное Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» обезличивание персональных данных. Нет Да Да, это право заказчика
п. 29 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии Нет Да Да Да, это право заказчика Да (см. ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ)
п. 30 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — определение поставщика распоряжением Правительства Российской Федерации по предложениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении закупок бюллетеней, открепительных удостоверений, специальных знаков (марок), используемых при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума Российской Федерации и референдумов субъектов Российской Федерации, а также при проведении выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов в муниципальных образованиях с числом избирателей свыше двухсот тысяч человек Нет Да Да Да, это право заказчика Да (см. ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ)
п. 31 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией Нет Да Да Да, это право заказчика Да (см. ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ)
п. 32 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, определенных соответственно правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. В указанных правовых актах устанавливаются наименование заказчика, информация об арендуемом объекте недвижимого имущества с указанием его мощности, цена такого контракта, а также срок аренды. Нет Да Да Да, это право заказчика Да (см. ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ)
п. 33 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами Нет Да Да Да, это право заказчика Да (см. ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ)
п. 34 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ — заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в случае, если запрос предложений, проведенный в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ, признан несостоявшимся в соответствии с частью 19 указанной статьи Нет Да Да Да, это право заказчика Да (см. ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ)

 

В тех случаях, когда обязательно размещение извещения не менее чем за 5 дней до заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в такое извещение, размещаемое в ЕИС (до создания ЕИС — на сайте www.zakupki.gov.ru), необходимо включать следующую информацию в соответствии с частью 2 статьи 93, пунктами 1, 2, 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пунктом 8 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ (если допускается возможность установления требования обеспечения исполнения контракта):

— наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика;

— краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки (сведения о предмете контракта) с учетом требований статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, месте выполнения работы, месте оказания услуги, сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг); начальную (максимальную) цену — цену контракта; источник финансирования;

— ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с 44-ФЗ;

— размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Федерального закона N 44-ФЗ), а также информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 Федерального закона N 44-ФЗ.

Отметим, что обязанности установления обеспечения исполнения контракта при заключении контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) у заказчика нет.

В то же самое время заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Если заказчик не устанавливает обеспечение исполнения контракта, то и отражать соответствующие требования в извещении, разумеется, не нужно.

Что касается банковского сопровождения контрактов, то случаи, когда такое банковское сопровождение будет необходимо, должны быть определены для федеральных нужд Правительством РФ (ч. 2 ст. 35 Федерального закона N 44-ФЗ).

В отношении ограничения участия в закупке необходимо отметить, что такое ограничение возможно лишь в случаях, предусмотренных 44-ФЗ, и при обосновании причин в извещении о закупке (ст. 27 Федерального закона N 44-ФЗ).

Например, размещение извещения в ЕИС предусмотрено для целей заключения контракта по пункту 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ — на закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В качестве ограничения участия в этом случае указывается, что по смыслу пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, статей 3 и 4 Федерального закона N 147-ФЗ «О естественных монополиях» <23> контракт может быть заключен только с субъектом естественной монополии — хозяйствующим субъектом, занятым производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

———————————

<23> О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ // Российская газета. N 164. 1995. 24 августа.

 

Своеобразным ограничением выступает и сам способ закупки у единственного источника, когда заказчик практически произвольно выбирает контрагента.

Представляется, что норма о предварительном размещении извещения в ЕИС в ряде случаев при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) введена законодателем в целях недопущения заключения таких контрактов «задними числами», а также для того, чтобы у других участников закупки была возможность, увидев на сайте соответствующее извещение, обратиться к заказчику и предложить те же самые работы, товары, услуги, только по более низкой цене.

Наряду с размещением извещения в ЕИС важным общим моментом для контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), является составление отчета об исполнении контракта (если предусмотрены этапы приемки и оплаты товаров, работ, услуг, то такие отчеты составляются по результатам каждого отдельного этапа) в соответствии с частями 9 — 11 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ.

Положением о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 <24>, установлена специальная форма отчета об исполнении контракта:

———————————

<24> О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения: Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 02.12.2013.

 

ФОРМА

отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения

от ___ ____________ 20__ г. <*>

 

———————————

<*> Не приводится.

 

Анализируя название отчета, работники контрактной службы заказчика (контрактный управляющий) невольно зададут себе вопрос о том, что считать этапом исполнения контракта (в том числе контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), ведь законодательно этап исполнения никак не определен.

В этой связи представляется необходимым выделять этапы в самом контракте, то есть в самом соглашении сторон прописывать, что считать этапом исполнения в конкретном случае (если, конечно, заказчик и поставщик (исполнитель, подрядчик) решат разбить исполнение контракта на несколько этапов).

Как следует из пп. «а» п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, отчет размещается заказчиком в единой системе (до ее ввода в эксплуатацию — на официальном сайте) в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта.

Например, контракт об оказании преподавательских услуг физическим лицом предусматривает, что оплата будет осуществляться ежемесячно, в течение месяца по факту оказания услуг за истекший месяц на основании акта приемки. То есть в конкретном случае акты приемки оказанных услуг составляются в конце каждого месяца (а сами услуги могут оказываться, например, в течение года), к этим промежуточным актам приурочена и оплата. Представляется, что в данном случае последние числа месяцев, к которым привязаны промежуточные сроки оказания услуг, и будут свидетельствовать об окончании этапов оказания услуг, продолжительность которых в конкретном случае равна одному месяцу.

Разумеется, составление таких отчетов при многочисленности контрактов будет составлять значительный объем работы контрактной службы заказчика.

Ситуация осложняется тем, что в ряде случаев, указанных в таблице, приведенной в настоящем параграфе, к отчету должно прилагаться заключение по результатам экспертизы этапа исполнения контракта (исполнения контракта в целом) (в частности, обязательное привлечение экспертов либо экспертных организаций предусмотрено для приемки преподавательских услуг).

Проблема состоит в том, чтобы изыскать средства на оплату работы экспертов (на оплату услуг экспертных организаций), а также спланировать и правильно в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ осуществить закупку экспертных услуг, определить исполнителей — экспертов, экспертные организации.

Согласно п. 15 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.

Эксперты и экспертные организации не должны быть заинтересованными лицами. Так, в силу части 2 статьи 41 Федерального закона N 44-ФЗ к проведению экспертизы не могут быть допущены:

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Из части 3 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что эксперты, экспертные организации привлекаются на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.

Из этого многие специалисты в сфере закупок делают вывод, что экспертов можно привлечь только на платной основе, так как заключение безвозмездных контрактов Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено.

Если рассуждать чисто теоретически, такой вывод не является верным, ведь Федеральный закон N 44-ФЗ предусматривает, например, проведение электронного аукциона на право заключить контракт (часть 23 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ). С учетом изложенного, принимая во внимание часть 3 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ, можно представить ситуацию, когда заказчик провел электронный аукцион на оказание экспертных услуг, который завершился тем, что участники электронного аукциона стали играть «на повышение», чтобы заплатить заказчику деньги за право заключить такой контракт.

На практике участники закупок желают получить прибыль в результате оказания экспертных услуг и вряд ли будут бесплатно работать, да еще и платить заказчику в порядке части 23 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ.

Каким же образом оплачивать труд экспертов, услуги экспертных организаций?

Проще всего — в рамках «малых закупок» до ста и до четырехсот тысяч рублей по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ. Но размер средств, которые можно потратить закупками «малого объема», жестко лимитирован, а уговорить высококвалифицированных экспертов работать за символическую плату достаточно сложно.

Заказчик может избрать иные способы закупок экспертных услуг — запрос котировок, электронный аукцион, открытый конкурс (если не имеет возможности приобрести экспертные услуги закупками «малого объема»).

Но иногда проведение конкурса или электронного аукциона для целей заключения контрактов с экспертными организациями просто сложно спланировать.

Например, мы заранее не знаем, как часто наши конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок будут признаваться несостоявшимися вследствие участия одного участника, то есть не можем заранее спланировать частоту заключения контрактов по пункту 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ. А ведь при приемке товаров (работ, услуг) по контракту, заключенному в порядке п. 25 части 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ, нужно привлекать внешних экспертов либо экспертную организацию (см. часть 4 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ). Разумеется, пока такой контракт исполняется, можно внести изменения в план-график и провести, например, конкурс или электронный аукцион на выбор эксперта (экспертной организации).

Если проводится открытый конкурс на оказание экспертных услуг, заказчику следует помнить, что нельзя в один лот объединять экспертные услуги в разных областях знания, поскольку согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <25> при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

———————————

<25> О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Российская газета. N 162. 2006. 27 июля; Российская газета. N 295. 2013. 30 декабря.

 

Вполне очевидно, что если в состав одного лота (в один предмет контракта) включить экспертные услуги качества оказания услуг по техническому обслуживанию воздушных судов и услуг по организации питания, то «универсальных» экспертов, которые разбирались бы в столь различных областях, найти практически невозможно.

Значит, чтобы не ограничивать конкуренцию, нужно выделять экспертные услуги разных сфер знания в разные лоты.

В принципе заказчик может попытаться объединить различные экспертные услуги в один лот только в том случае, если в документации будет прямо прописана возможность привлечения субподрядчиков (исходя из того, что победившая экспертная организация не может иметь сотрудников — экспертов во всех областях, но сможет привлечь на условиях субподряда недостающих специалистов).

Для целей обоснования цены экспертных услуг (направления запросов о предоставлении ценовых предложений) при подготовке конкурсной документации или документации об электронном аукционе и заключения контрактов в порядке пунктов 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ можно воспользоваться сведениями с сайтов арбитражных судов об экспертных организациях, в частности осуществляющих товароведческие экспертизы.

Например, на сайте Арбитражного суда Свердловской области представлены следующие сведения об экспертных организациях, которые могут быть привлечены для целей приемки товаров, работ, услуг (приводится выдержка из перечня экспертных организаций):

 

 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет» 620219, ГСП-985, г. Екатеринбург, ул. 8-го Марта/Народной воли, 62/45 Тел. (343)252-14-58 — компьютерная экспертиза;

— товароведческая экспертиза;

— строительные экспертизы

Ассоциация «Строй Доктор» г. Екатеринбург, ул. Анри Барбюса, д. 6, оф. 2 Тел. 2222-5-03, 219-47-02 строительная экспертиза
Общество с ограниченной ответственностью «НИЖНИИМЕСТПРОМ» 603167, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Маршала Казакова, д. 3 Тел. (831)241-17-32, тел./факс 241-17-33, 272-35-19 экспертизы в области анализа и очистки сточных вод промышленных предприятий
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом — Компания ТИГО» Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пер. Светлогорский, д. 2 Тел. (3912)-75-40-58; тел. 8-902-922-03-73 — товароведческая;

— электротехническая;

— строительная;

— компьютерная;

— экспертиза по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем

Бюро независимой экспертизы «Версия» 107076, Москва, ул. Матросская Тишина, д. 23, стр. 1 Тел. 268-81-73, 798-40-11, 787-33-23 экспертизы по

— определению объемов и качества строительных и ремонтных работ;

— установлению авторства литературных произведений

Автономная некоммерческая организация «Союзэкспертиза» 125009, г. Москва, ул. М. Дмитровка, д. 13/17, стр. 1   — строительно-техническая;

— инженерно-техническая;

— товароведческая

Независимая компания «Уралсюрвейер» 620041, г. Екатеринбург, а/я 138 Тел. 380-28-70, 380-28-71 — экспертиза качественных характеристик непродовольственных товаров
ООО «Лаборатория строительной экспертизы» 129090, г. Москва, ул. Троицкая, 9/194044, г. Санкт-Петербург, ул. Чугунная, 20 Тел. (495)631-20-44, 631-13-58, 631-03-66/тел. (812)313-24-11, 904-14-22 строительная экспертиза
Общество с ограниченной ответственностью «Уральский центр независимых экспертиз» 620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 55в, оф. 509 Тел. 201-58-55 — товароведческие;

— строительно-технические

Общество с ограниченной ответственностью «Лаборатория экспертизы документов» 620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 79, оф. 506 Тел. 350-97-13 почерковедческая экспертиза
Закрытое акционерное общество «Независимое агентство строительных экспертиз» 105264, Москва, ул. Верхняя Первомайская, д. 43, оф. 206 (495)786-76-65, (499)164-78-11 — определение объемов, качества и стоимости (анализ смет) производимых строительно-монтажных работ;

— техническое обследование зданий;

— экспертиза реальных объемов строительства (ремонта)

ЗАО «Инжиниринговая компания «Лидер» 620137, г. Екатеринбург, ул. Кулибина, д. 2, оф. 204 Тел. (343)220-77-01 — строительная экспертиза;

— экспертиза проектных работ

ООО «Городское учреждение судебной экспертизы» 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Рылеева, д. 18 Тел. (812)702-71-08 — строительно-техническая экспертиза;

— электротехническая экспертиза;

— экспертиза и исследование электронного оборудования;

— экспертиза систем вентиляции;

— пожарно-техническая экспертиза;

— лабораторная экспертиза нефтепродуктов, ГСМ и иных веществ;

— физико-химическая экспертиза металлов;

— товароведческая экспертиза объектов недвижимости

ЗАО «Северо-Западное агентство таможенных и экспертных услуг» 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, д. 6/1, лит. А, пом. 11Н Тел. (812)719-75-89 — товароведческая экспертиза;

— строительно-техническая экспертиза

 

На сайте Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области (http://spb.arbitr.ru/welcome/showall/72) можно найти, в частности, следующую информацию об экспертных организациях:

 

Наименование учреждения, организации Виды экспертиз, которые могут понадобиться заказчику Адрес Телефон/Факс
Государственное учреждение «Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» (Северо-Западный РЦСЭ Минюста России) строительно-техническая;

товароведческая

 

191104, Санкт-Петербург, ул. Некрасова, д. 8 Тел.:

(812)273-25-39

Факс:

(812)579-32-77

«Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», ФГБОУ ВПО — строительно-техническая, в т.ч. проектно-сметной документации;

— проектирование и эксплуатация строений, сооружений и отдельных частей зданий;

— экспертиза строительных конструкций;

— металлографические и морфологические экспертные исследования металлических объектов;

— в области анализа и очистки сточных вод промышленных предприятий;

— электротехническая, экологическая (шумов, излучений и т.д.);

— энергоаудит зданий

190005, Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, д. 4 т. (812)400-06-67

ф. (812)316-58-72

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западное региональное отделение Российской академии архитектуры и строительных наук» строительно-техническая экспертиза проектов;

экспертиза раздела «Объемно-планировочные и архитектурные решения»;

экспертиза раздела «Конструктивные решения»;

экспертиза раздела «Организация строительства»;

экспертиза раздела «Водоснабжение, водоотведение и канализация»;

экспертиза раздела «Теплоснабжение, вентиляция и кондиционирование»;

экспертиза раздела «Системы газоснабжения»;

экспертиза раздела «Электроснабжение и электропотребление»;

экспертиза раздела «Системы автоматизации, связи и сигнализации»;

экспертиза раздела «Охрана окружающей среды»;

экспертиза раздела «Санитарно-эпидемиологическая безопасность»;

экспертиза раздела «Пожарная безопасность»;

экспертиза результатов инженерных изысканий;

экспертиза исполнительной документации;

строительно-техническая экспертиза смет;

строительно-экономическая экспертиза

190005, Санкт-Петербург, пер. Бойцова, д. 7,

офис 214 (прием документов: пн. — пт. с 10 до 17 часов)

Тел./факс:

(812)312-01-02

ГУП «ГУИОН» экспертиза объектов оценки и экспертиза отчетов об оценке имущества, находящегося в государственной собственности, и иного имущества в целях принятия управленческих решений в отношении этого имущества;

экспертиза технической инвентаризации, формирования и учета объектов недвижимого имущества, паспортизации объектов жилищного фонда;

экспертиза землеустроительных и кадастровых работ;

геодезическая, картографическая и топографическая экспертизы специальных работ при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

экспертиза проектирования строений, а также помещений и иных частей зданий и сооружений;

экспертиза строительной деятельности

191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1-3, 6-й подъезд Тел.:

(812)710-48-93

Факс:

(812)710-47-80

«АРГУС-экспертиза», ИП Ветрова Евгения Сергеевна

 

Компания прошла добровольную сертификацию в СДС «Бест-Ресстр»

N РОСС RU.Я978.04ФЖКО

строительно-техническая экспертиза по разным направлениям;

товароведческая экспертиза;

лабораторные исследования

190068, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 25, офис 29 Телефон:

8(931)219-97-02

«Бюро технической экспертизы», ООО

 

строительно-техническая;

стоимостная;

товароведческая

198013, Санкт-Петербург, ул. Верейская, д. 40, офис 12 Тел.:

(812)317-88-33

 

Тел./факс:

(812)317-88-34

«Бюро экспертиз», ООО — экспертиза оборудования, сырья, материалов и промышленных товаров 197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., д. 100, офис 624 т./ф. 6-357-357
«Гамма Эксперт», ООО строительная экспертиза:

— определение качества и объемов строительных работ;

— определение качества и объема проектных работ;

— исследование коммуникаций (водоснабжение, электроснабжение, отопление, канализация)

 

199155, Санкт-Петербург, Морская наб., д. 25, к. 1, лит. А, пом. 5Н Телефон:

+7(963)249 2345

 

Факс:

(812)622-23-59

«Городское бюро товарных экспертиз», ООО — строительно-техническая экспертиза;

— товароведческая экспертиза;

— компьютерно-техническая экспертиза

121002, Москва, Б. Власьевский пер., д. 14, стр. 2, оф. 35 8(499)252-88-38
«Городской центр судебных экспертиз», ООО строительно-техническая экспертиза;

товароведческая экспертиза;

экспертиза материалов, веществ и изделий;

экспертиза бытовой техники;

другие виды экспертиз

199106, Санкт-Петербург, 22 линия, д. 3, офис 509 т./ф.

(812)309-72-14

Европейский центр судебных экспертиз

(ЕЦСЭ)

автотовароведческая экспертиза;

строительно-техническая экспертиза;

экспертиза систем вентиляции и кондиционирования;

пожарно-техническая экспертиза;

лабораторная экспертиза нефтепродуктов, ГСМ и иных веществ;

экспертиза качества строительных материалов;

физико-химическая экспертиза металлов;

товароведческая экспертиза объектов недвижимости;

товароведческая экспертиза товаров народного потребления и оборудования

 

191011, Санкт-Петербург, Итальянская ул., д. 11, пом. 17-Н Тел.:

(921)973-46-46

 

Тел./факс:

(812)571-07-71

715-57-09

«Индекс-Петербург», Региональное отделение ООО «Центр судебных и негосударственных экспертиз «Индекс» строительно-техническая экспертиза:

— проектно-сметной документации;

— проектов;

— инженерных систем и коммуникаций;

— готовности объекта к сдаче в эксплуатацию;

— спецобъектов, требующих допуска ФСБ и ИГАСН Минобороны

 

196084, Санкт-Петербург, ул. Парковая, д. 6

 

(812)331-58-33

+7(921)878-91-56

«Компания независимых экспертов и оценщиков «ДАН-эксперт», ООО

 

 

строительно-технические, в т.ч.:

— качество, объем и стоимость строительства,

— техническое состояние зданий, сооружений, инженерных сетей;

— соответствие проектно-сметной документации;

экспертизы

программного обеспечения;

автотовароведческие

188304, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Чехова, д. 1, офис 36 (+7911)926-23-46

8(81371)9-71-36

Факс: 8(81371)9-71-36

«Консалтинговый центр «Независимая экспертиза», АНО товароведческая экспертиза 109012, Москва, ул. Никольская, д. 4/5 8(800)333-40-77
«Лаборатория строительной экспертизы», ООО

 

строительные экспертизы 129090, Москва, ул. Троицкая, д. 9 Тел.:

(495)631-20-44

(495)631-13-58

(495)631-03-66

Факс: (495)684-58-51

(812)313-24-11

Ленинградская областная торгово-промышленная палата экспертиза:

товароведческая,

инженерно-техническая,

строительно-техническая,

товароведческая стоимостная,

материаловедческая,

химическая

199004, Санкт-Петербург, В.О., Малый пр., д. 22, литер А Тел./факс:

(812)334-34-51

(812)334-49-69

«Ленинградская экспертная служба «ЛЕНЭКСП», ООО экспертизы:

строительно-техническая;

товароведческая;

экспертиза оборудования и механизмов

195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 41, лит. А, офис 217 (часть пом. 6-Н) (812)244-46-40 244-46-47
«ЛРК Стройнадзор», ООО строительно-техническая экспертиза:

— обследование несущих конструкций зданий и сооружений;

— экспертиза инженерных сетей и коммуникаций;

— экспертиза качества строительных материалов (лабораторные испытания);

— усиление конструкций;

— определение причин повреждения и разрушения (дефектов, деформаций, трещин) зданий и сооружений;

— определение технического состояния зданий и сооружений;

— экспертиза качества и объемов строительных работ, их соответствия проектной документации и СНиП;

— обследование перед подготовкой к капитальному ремонту

195279, Санкт-Петербург, ш. Революции, д. 69, лит. Л, офис N 233 Телефоны:

970-15-45

8(921)654-80-31

«Международная оценочная группа», ООО экспертиза строительных работ, смет Санкт-Петербург, Владимирский пр., д. 17, офис 428 (812)320-33-14

(921)943-97-87

«Межрегиональная экономическо-правовая коллегия», ООО экспертные заключения, связанные с разногласиями по качеству продукции, в том числе использованных материалов, ассортименту продукции и соответствию переданной продукции требованиям нормативно-технической документации и чертежам;

товароведческие экспертизы, направленные на установление стоимости, необходимой для исправления брака в переданной продукции либо изготовления аналогичной продукции

192284, Санкт-Петербург, ул. Будапештская, д. 72, корп. 1, лит. А, пом. 4Н

 

Почтовый адрес: 192284, Санкт-Петербург, а/я 194

Тел./факс:

(812)327-15-04

327-15-84

620142, г. Екатеринбург, ул. 8-го Марта, д. 70, комн. 221 Тел./факс

(343)257-80-37

«Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского», ООО

 

— товароведческая;

— экспертизы в сфере поставок газа, нефти, в сфере электроснабжения

129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 28, офис 304 Тел./факс:

(495)684-91-02

(495)684-90-93

 

Тел. координатора в СПб.:

(812)921-06-12

«Московский центр экспертизы и оценки», ООО инженерно-технологическая;

строительно-техническая;

искусствоведческая;

товароведческая;

экологическая

115093, г. Москва, пер. Партийный, д. 1, офис 8 8(925)507-24-33

8(800)100-24-58

Факс:

8 (495) 926-80-41

«Научно-исследовательский институт судебных экспертиз» (НИИСЭ), ООО — строительно-техническая экспертиза: техническое обследование зданий, сооружений; установление объема и качества выполненных строительно-монтажных работ;

— товароведческая экспертиза — исследование промышленных (непродовольственных) товаров, в том числе с целью проведения их оценки;

— экспертиза товарных знаков, полезных моделей, авторских и смежных прав

196084, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 65, лит. Б, офис 4-6 Тел.:

(812)99-757-99

 

Факс:

(812)968-28-58

«Научно-исследовательский центр строительно-технической экспертизы и изысканий», автономная некоммерческая организация — помощь в постановке вопросов на экспертизу;

определение качества, объема, стоимости фактически выполненных строительных работ;

— экспертиза проектной документации;

— экспертиза сметной документации

г. Москва, ул. Дубининская, д. 67, к. 2 8(499)343-96-24
Научно-производственное объединение «Наука — строительству» экспертиза технического состояния зданий и сооружений;

экспертиза проектных работ объектов гражданского строительства;

экспертиза проектных работ наружных сетей электроснабжения;

экспертиза строительно-монтажных и ремонтных работ;

экспертиза реставрационных работ;

экспертиза качества и испытания строительных материалов, изделий и конструкций;

сметная экспертиза всех видов строительных, ремонтных и реставрационных работ;

экспертиза объектов энергетики;

экспертиза систем качества на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2008, ISO 9001:2008

195027, Санкт-Петербург, ул. Якорная, д. 14, корп. 3, лит. Д Тел.:

(812)309-10-57,

309-10-58,

309-10-59

309-10-60

«Научно-экспертное объединение «Альф Лекс» («НЭО «Альф Лекс»), ООО товароведческие,

другие виды экспертиз и исследований

119019, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, стр. 1, офис 2103-22105 (499)340-45-65
«Национальная коллегия судебных экспертов», НП (НП НКСЭ) товароведческая экспертиза: исследование промышленных (непродовольственных) товаров, в том числе с целью проведения их оценки; исследование продовольственных товаров; исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки г. Санкт-Петербург, ул. Новорощинская, д. 4 телефоны:

(812)987-46-93

(812)981-64-50

«Независимая экспертная организация «Истина» («НЭО «Истина»), ООО экспертизы:

строительно-техническая,

инженерных систем и коммуникаций,

проектно-сметной документации,

в сфере газо- и энергоснабжения,

компьютерно-техническая,

экспертиза видео- и звукозаписей,

товароведческие исследования

198516, Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский пр., д. 60, лит. Ф, офис 310 т. (812)363-18-33
190020, Санкт-Петербург, ул. Бумажная, д. 18, корпус В, офис 308 т. (812)640-88-98

ф. (812)600-80-18

«НЭО Центр», ООО строительно-техническая экспертиза 190068, Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 2, лит. Б Тел.: +7(812)337-22-37

Факс:

+7(812)337-52-65

«Петербургская экспертная компания», ООО экспертизы: строительно-техническая экспертиза,

товароведческая экспертиза,

экспертиза оборудования и механизмов,

компьютерно-техническая экспертиза

191002, Санкт-Петербург, Щербаков пер., д. 12, офис 309 Тел./факс:

(812)313-37-20

(812)380-73-21

«Правовой центр Санкт-Петербурга», ООО техническая экспертиза авто-, мототехники (экспертиза узлов и агрегатов, качество ремонта);

экспертиза бытовой и компьютерной техники, средств мобильной и иной связи;

экспертиза электропроводки, электросчетчиков;

экспертиза оконных блоков, дверей, мебели, напольных покрытий, покрытий из разных материалов;

экспертиза инженерных коммуникаций и сантехнических приборов;

исследование горюче-смазочных материалов, цемента, строительных смесей, анализ металла;

строительно-техническая экспертиза, технадзор, экспертиза кровли

191036, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 33-35, лит. А, оф. 11

 

191002, Санкт-Петербург, Владимирский пр., д. 17, лит. А, оф. 404

(812)642-21-21

642-11-22

«Региональное бюро независимой экспертизы и оценки «Стандарт», ЗАО товароведческая экспертиза 450059, г. Уфа, ул. Р. Зорге, д. 9, офис 708 (347)223-14-35

293-13-86

293-14-49

294-07-03

«Региональный центр судебной экспертизы «Регионэкспертиза», ООО строительно-техническая 109431, Москва, ул. Привольная, 57, кор. 1, пом. 17 (495)509-31-77
«РМС-Эксперт», ООО строительно-технические экспертизы;

товароведческие экспертизы:

— исследование промышленных (непродовольственных) товаров, в том числе с проведения их оценки;

— исследование транспортных средств, в том числе с целью их оценки; компьютерно-техническая экспертиза:

— исследование информационных компьютерных средств;

экспертиза электробытовой техники:

— исследование радиоэлектронных, электротехнических, электромеханических устройств бытового назначения

191123, Санкт-Петербург, пр. Чернышевского, д. 17 т. (812)324-54-23

ф. (812)640-03-82

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code