Кто должен заниматься закупками у единственного источника?

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 38 Федерального закона N 44-ФЗ обеспечение осуществления закупок, в том числе заключение контрактов, возлагается на контрактную службу (контрактного управляющего).

Для закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя никаких исключений не сделано. Значит, данными вопросами будет заниматься контрактная служба заказчика либо контрактный управляющий.

Как следует из статьи 38 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик, совокупный объем закупок которого в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, обязан создать контрактную службу. (Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок для целей решения вопроса о создании контрактной службы осуществляется не на основе плана-графика, а на основе анализа плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в части суммирования средств, выделенных на закупки товаров, работ, услуг, а для государственных и муниципальных заказчиков — на основе сметы.)

Для решения вопроса о создании контрактной службы (заказчикам, для которых создание такой службы является обязательным) отведен период до 31 марта 2014 года (п. 28 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ).

Если годовой объем закупок не превышает сто миллионов рублей, то можно назначить контрактного управляющего либо создать контрактную службу.

При этом законодатель особо подчеркивает, что создание отдельного структурного подразделения не является обязательным. Это и логично, поскольку, во-первых, многие заказчики имеют большое количество филиалов, иных обособленных структурных подразделений, которым делегированы полномочия по осуществлению закупок для соответствующих обособленных подразделений; во-вторых, функции, возлагаемые на контрактную службу, весьма обширны — касаются и юристов, и экономистов, и технических специалистов (по составлению технических заданий для осуществления процедур закупок, по приемке товаров, результата работ, услуг), и работников бухгалтерии (например, в части оплаты по контрактам, в плане оперативной организации передачи сведений об исполнении контрактов ответственному лицу, которое обязано в течение 3 рабочих дней с даты окончания исполнения обязательств по контракту (см. ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ) направить соответствующую информацию для отражения в реестре контрактов единой информационной системы (ЕИС), а до ее создания — в реестре контрактов на сайте www.zakupki.gov.ru).

Поскольку контрактная служба разрабатывает план закупок на 3 года, план-график на очередной год, обосновывает начальные максимальные цены, целесообразно в приказе (ином локальном акте) о создании контрактной службы заказчика указать, что в указанную службу включаются работники планово-финансового управления (планового отдела) (с указанием конкретных должностей). Коль скоро на контрактную службу заказчика возлагаются обязанности по подготовке и размещению в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, подготовке проектов контрактов, а также обязанности по участию в обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), по выполнению претензионной работы, очевидно, что основной костяк контрактной службы заказчика составят юристы (сотрудники юридического отдела, правового управления). Поскольку нужно осуществлять подготовку технических заданий, то целесообразно включить в контрактную службу хотя бы несколько должностей работников отдела снабжения, а также сметчика, специалиста в области капитального строительства. В той части, в которой необходимо осуществлять оплату по контрактам, представлять юристам (иным сотрудникам контрактной службы, на которых возложена обязанность направления сведений о контрактах в реестр контрактов) сведения об исполнении контрактов, к работе контрактной службы необходимо привлечь работников бухгалтерии (целесообразно — с четким перечислением должностей сотрудников бухгалтерии, включаемых в контрактную службу).

На наш взгляд, контрактному управляющему (в том числе и при организации закупок у единственного источника) не справиться со всеми теми функциями, которые на него возлагаются, поэтому даже при небольшом объеме закупок (до ста миллионов рублей в год) целесообразно создавать контрактную службу.

При этом необходимо учитывать Типовое положение (регламент) о контрактной службе <21> и помнить, что данным подзаконным актом установлены требования к руководителю контрактной службы заказчика.

———————————

<21> Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе: Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631 (зарегистрирован в Минюсте России 26.11.2013 N 30456) // Российская газета. N 273. 2013. 4 декабря.

 

В случае если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.

Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

В этой связи заказчикам, у которых много обособленных подразделений (например, филиалов, представительств), которым делегированы полномочия по осуществлению закупок, нужно принять во внимание, что контрактных служб филиалов не бывает, поскольку статус заказчика — у самого юридического лица. Значит, создавая контрактную службу такого заказчика, нужно прописать в Регламенте контрактной службы, что в ее состав войдут соответствующие занимающиеся закупками отделы (управления) не только головной организации, но и филиалов. Очевидно, что такую контрактную службу должен возглавить один из заместителей руководителя организации (заказчика) в целом.

В работе контрактных служб заказчиков, разумеется, будут возникать проблемы, типичные для организаций с дивизиональными, матричными структурами.

Представим, что приказом руководителя заказчика в контрактную службу включены некоторые должности бухгалтерии (например, для целей регистрации сведений в реестре контрактов). Как должны расставляться приоритеты выполнения заданий при одновременном поступлении поручений от главного бухгалтера (непосредственного руководителя) и от руководителя контрактной службы заказчика? Представляется, что нужно в каждом конкретном случае порядок действий прописывать в локальных актах.

В то же время для оперативного обеспечения работы контрактной службы и в соответствии с пунктом 10 Типового положения (регламента) о контрактной службе руководитель контрактной службы в целях повышения эффективности работы работников контрактной службы при формировании организационной структуры определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя определенные названным Положением функциональные обязанности между указанными работниками.

Законом установлены специальные требования к профессиональной подготовке работников контрактной службы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона N 44-ФЗ работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Собственно высшее образование в сфере закупок в Российской Федерации практически не развито, поэтому самое простое, что остается заказчику, — направить работников, которых предполагается включить в контрактную службу, на курсы повышения квалификации. Это, естественно, касается и руководителя контрактной службы заказчика.

При решении вопроса о повышении квалификации или профессиональной переподготовке работников заказчика в сфере закупок необходимо учесть норму части 23 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ — до 1 января 2017 года работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, при наличии у сотрудника документа о повышении квалификации (профессиональной переподготовке) по Федеральному закону N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» такого сотрудника можно обучать нормам 44-ФЗ не в первоочередном порядке, а в плановом порядке — до 1 января 2017 года (в первоначальной редакции Федерального закона N 44-ФЗ было до 1 января 2016 года, однако в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 44-ФЗ Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ, — до 1 января 2017 года).

Другие статьи по данной теме

Понятие осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Форма и существенные условия контракта, заключаемого при закупках у единственного источника

Планирование закупок у единственного источника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code