Планирование закупок у единственного источника

Прежде всего отметим, что статья 21 Федерального закона N 44-ФЗ, посвященная планам-графикам, вступает в силу не с 1 января 2014 года, а позднее: части 1 — 10, части 12 — 15 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ — с 1 января 2015 года, часть 11 статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ — с 1 января 2016 года. Именно такой вывод следует из положений статьи 114 Федерального закона N 44-ФЗ.

21 ноября 2013 года принято Постановление Правительства Российской Федерации N 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг» <13>, которое вступит в силу с 1 января 2015 года.

———————————

<13> О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг: Постановление Правительства Российской Федерации N 1044 от 21 ноября 2013 года // Собрание законодательства РФ. 2013. N 48. Ст. 6253.

Но изложенное вовсе не означает, что до 1 января 2015 года можно забыть о планах-графиках.

Напротив, планы-графики составлялись в обязательном порядке в период с 1 апреля 2012 года и в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом N 94-ФЗ «О размещении заказов…».

Что же касается планирования закупок в части составления планов-графиков на 2014 год, то действует целый ряд переходных положений.

В настоящее время подлежит применению Приказ Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27.12.2011 (в ред. от 10.06.2013) «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» (зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2012 N 23186) <14>.

———————————

<14> Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков: Приказ Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27.12.2011 (в ред. от 10.06.2013) // Российская газета. N 38. 2012. 22 февраля; Российская газета. N 154. 2013. 17 июля.

 

С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» (зарегистрирован в Минюсте России 26.11.2013 N 30455) <15>. Данный нормативный акт предусматривает использование в столбце 3 плана-графика по соответствующей закупке (лоту) вместо кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) — код ОКПД <16> с обязательным указанием класса, подкласса, группы, подгруппы и вида объекта закупки.

———————————

<15> Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы: Приказ Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 (зарегистрирован в Минюсте России 26.11.2013 N 30455) // Российская газета. N 273. 2013. 4 декабря.

<16> ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (том 1, классы 01 — 23; том 2, классы 24 — 28; том 3, классы 29 — 45; том 4, классы 50 — 99) (в ред. от 24.12.2012): принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

И сразу мы сталкиваемся с несколькими правовыми проблемами.

Так, срок действия ОК 034-2007 (ОКПД) ограничен 1 января 2015 года.

Естественно, если будем составлять план-график на 2015 год в декабре 2014 года, то еще успеем применить указанный классификатор как действующий. Возможно, срок действия соответствующего классификатора впоследствии будет продлен.

Отметим также, что в большинстве случаев план-график на 2014 год надо было составить еще в декабре 2013 года, а «особенности» размещения планов-графиков вступили в силу с 1 января 2014 года. Спрашивается, что в этом случае делать: применять Приказ Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 досрочно, поскольку осуществляется планирование на 2014 год, или в декабре 2013 года составить план-график по старым правилам исключительно согласно Приказу Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27.12.2011 (в ред. от 10.06.2013), а затем в 2014 году внести соответствующие изменения?

Представляется, что возможны оба варианта, включая досрочное применение «особенностей», так как из самого названия правового акта следует, что Приказ Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» имеет прямое отношение к составлению плана-графика на 2014 год.

Не иначе как свидетельством низкого уровня юридической техники является употребление в названии Приказа Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» термина «размещение заказов», который использовался в Федеральном законе N 94-ФЗ, но не употребляется в Федеральном законе N 44-ФЗ.

В то же самое время некоторые проблемы применения Приказа Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27.12.2011 решены Приказом Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013.

Предположим, существует государственный заказчик — федеральное казенное учреждение (государственный орган).

Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27.12.2011 (в ред. от 10.06.2013) «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» планы-графики размещаются на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

Коль скоро речь идет о федеральном заказчике, для целей определения сроков размещения плана-графика на 2014 год необходимо ориентироваться на соответствующий закон о федеральном бюджете.

Федеральный закон N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» был подписан Президентом РФ 2 декабря 2013 года и опубликован 4 декабря 2013 года <17>.

———————————

<17> О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон N 349-ФЗ: принят Государственной Думой РФ 22 ноября 2013 года. 04.12.2013.

Когда же был принят Закон о федеральном бюджете на 2014 год?

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» <18> датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

———————————

<18> О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (в ред. от 25.12.2012) // Российская газета. N 111. 1994. 15 июня; Российская газета. N 301. 2012. 28 декабря.

 

Федеральный закон о федеральном бюджете на 2014 год был принят Государственной Думой РФ в окончательном чтении 22 ноября 2013 года — именно этот день (а вовсе не дата подписания Президентом РФ и не дата промульгации (обнародования, официального опубликования)) считается датой принятия Федерального закона о федеральном бюджете на 2014 год.

Для размещения плана-графика на 2014 год отведен один календарный месяц, который истекает 22 декабря 2013 года, но с учетом того, что 22 декабря 2013 года — воскресенье, выходной день, принимая во внимание положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, днем истечения срока размещения на официальном сайте плана-графика на 2014 год для федеральных заказчиков следует считать 23 декабря 2013 года (размещаемые после этой даты планы-графики федеральных заказчиков будут размещены с нарушением установленного срока).

У федеральных государственных заказчиков сразу же возникнет вопрос: а если по состоянию на 23 декабря 2013 года до заказчика еще не доведены лимиты, еще не утверждена смета, то каким образом спланировать закупки на 2014 год?

Механизм решения предложен в Приказе Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» — можно вывесить «пустой» план-график, а по мере доведения лимитов и утверждения сметы (для федеральных бюджетных учреждений — по мере утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности) вносить изменения в план-график: «В случае если заказчик не планирует осуществлять закупки товаров, работ, услуг в течение календарного года, в столбце 5 плана-графика указывается, что в текущем году закупки не предусмотрены. При этом остальные столбцы не заполняются».

Заметим, что только после вступления в силу статьи 21 Федерального закона N 44-ФЗ с 1 января 2015 года сроки для размещения плана-графика будут отсчитываться с момента получения объема прав в денежном выражении на принятие и/или исполнение обязательств или утверждения плана ФХД (с 1 января 2015 года вступает в силу норма, согласно которой план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну).

Обозначив общие моменты формирования планов-графиков, начиная с планов-графиков на 2014 год, перейдем к рассмотрению особенностей отражения в планах-графиках закупок у единственного источника.

Приказом Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» предусмотрено, что информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, указывается в столбцах 1, 9 и 13 формы планов-графиков одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по каждому из перечисленных ниже объектов закупки:

а) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей;

б) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей.

Изложенное означает, что заказчикам не нужно отражать в планах-графиках каждый отдельный контракт до ста тысяч рублей (а образовательным учреждениям, учреждениям культуры не следует также отдельно указывать в планах-графиках сведения о планируемых контрактах до 400 тысяч рублей). «Малые закупки» подлежат отражению в плане-графике (начиная с планов-графиков на 2014 год) общей суммой. Данная общая сумма разбивается только по контрактам, подлежащим оплате за счет разных кодов бюджетной классификации (отдельно — по разным КБК для контрактов до ста тысяч рублей, отдельно — по различным КБК для контрактов до четырехсот тысяч рублей).

После информации о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, в столбцах 9 и 13 формы плана-графика указывается следующая итоговая информация о совокупных годовых объемах закупок (тыс. рублей):

а) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ;

б) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Заметим, что помимо пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ есть и другие случаи закупок у единственного источника (см. иные пункты части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ), например закупки у субъектов естественных монополий. Для таких закупок предусмотрено планирование (отражение в плане-графике) по каждому контракту. (Исключение составляют контракты на оказание преподавательских услуг физическими лицами, по которым поконтрактное планирование не осуществляется.)

Поскольку заранее все предусмотреть почти невозможно, то законодательно предусмотрена возможность внесения изменений в план-график, причем количество и частота внесения таких изменений нормативно не ограничены. Однако действует правило, согласно которому при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) внесение изменений в план-график осуществляется не позднее чем за 10 календарных дней до даты заключения контракта.

Уточним порядок расчета срока «за 10 календарных дней до даты заключения контракта».

С учетом положений статей 191, 194 ГК РФ представляется необходимым учесть разъяснения, которые были даны Минэкономразвития России раньше применительно к исчислению сроков по ранее действовавшему Федеральному закону N 94-ФЗ, а именно разъяснения, данные в письме Минэкономразвития РФ от 12.08.2011 N Д28-240 <19>.

———————————

<19> Письмо Минэкономразвития РФ от 12.08.2011 N Д28-240.

Полагаем, что день заключения контракта и день принятия решения о внесении изменений в план-график не включаются в 10 календарных дней — 10 полных календарных дней должны приходиться на период между датой внесения изменений в план-график и датой заключения контракта.

Вместе с тем, согласно пункту 7 Приказа Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы», в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 9 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ внесение изменений в план-график осуществляется не позднее чем за один календарный день до даты заключения контракта.

Таким образом, возможность внесения изменения плана-графика за один день до заключения контракта предусмотрена для случая возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновения необходимости срочного медицинского вмешательства (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера), а также для случая осуществления закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии (на сумму, не превышающую двести тысяч рублей, для одного пациента, при этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов запросом предложений, решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с контрактом в реестре контрактов, должно быть обеспечено обезличивание персональных данных).

В ряде случаев, когда изменения в план-график должны осуществляться за 10 дней до заключения контракта, это сложно спланировать — например, если речь идет о служебных командировках.

Что можно посоветовать заказчикам? Придется анализировать данные по командировкам за истекшие годы и приблизительно и «среднестатистически» просчитывать (для целей заполнения плана-графика), сколько в среднем командировок планируется в соответствующие месяцы календарного года.

Можно попробовать вывести отношения по направлению работников в служебные командировки из сферы регулирования Федерального закона N 44-ФЗ. Однако в этом случае нужно быть готовым к судебным спорам с органами федеральной антимонопольной службы.

Обратимся к пункту 26 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ: допускается заключение контракта с единственным исполнителем «на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий; при этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питанием». Из буквального толкования процитированной нормы следует, что может быть заключен контракт, например, между государственным заказчиком и исполнителем, об организации обеспечения питания работников во время служебных командировок; может заключаться контракт об организации перевозки работников для целей обеспечения проезда к месту служебной командировки и обратно, может заключаться контракт в пользу третьего лица для целей найма жилого помещения для проживания работников в период командировки. Такие контракты должны быть спланированы и внесены в план-график не позднее чем за 10 календарных дней до даты заключения соответствующих контрактов, что объективно сложно. Например, учредитель (глава государственного органа, выполняющего функции учредителя) вызывает руководителя федерального бюджетного учреждения на совещание в Москву телеграммой, срок явки — завтра. Что должен делать руководитель заказчика? Ответить на телеграмму, что надобно внести изменения в план-график в части планирования соответствующей служебной командировки и расходов по ней и десять дней подождать? Но это не деловой подход, да и учредитель потребует проявить дисциплину.

Представляется, что для удобства заказчиков нужно максимально выводить вопросы регулирования служебных командировок из сферы Федерального закона N 44-ФЗ в область трудового права.

Для этого нужно избегать заключения контрактов для целей организации служебных командировок между заказчиком и исполнителями. Предоставьте работнику возможность, действуя не от имени организации-заказчика по доверенности, а от собственного имени, заключать соответствующий договор перевозки (для проезда к месту служебной командировки и обратно), договор найма жилого помещения (для проживания в командировке), а затем просто компенсируйте расходы работника согласно нормам трудового права.

В этом случае, коль скоро собственно контракт по пункту 26 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ заключаться не будет, отражать в плане-графике на соответствующий год тоже ничего не потребуется.

Так, например, согласно пункту 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.

Таким образом, сторонами договора перевозки пассажира выступают перевозчик и пассажир. Заказчик (государственный, муниципальный заказчик) пассажиром — физическим лицом не является. Значит, возмещение заказчиком работнику расходов, связанных с направлением в служебную командировку, происходит не в рамках гражданских, а в рамках трудовых правоотношений. Расходы, которые производятся в рамках трудовых правоотношений, не подпадают под действие Федерального закона N 44-ФЗ — такой вывод вытекает из анализа статей 1 и 2 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации <20> в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

———————————

<20> Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Российская газета. N 256. 2001. 31 декабря; Российская газета. N 296. 2013. 31 декабря.

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Следующее, на что хотелось бы обратить внимание при отражении закупок у единственного источника в плане-графике уже на 2014 год, — это необходимость обоснования цен (кроме случаев отражения закупок до ста тысяч, до четырехсот тысяч общими суммами).

В соответствии с приложением к совместному Приказу Минэкономразвития России и Федерального казначейства «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы», начиная с плана-графика на 2014 год, цены нужно указывать в плане-графике не в рублях, а в тысячах рублей. Кроме того, начальная (максимальная) цена контракта (цена) определяется заказчиком в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ. Это означает, что «экспресс-анализ» цен ушел в прошлое и требуется полноценное обоснование цены уже на этапе составления плана-графика (а если она потом существенно, более чем на 10% по сравнению с планируемой, изменится, нужно будет вносить изменения в план-график).

Другие статьи по данной теме

Понятие осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Форма и существенные условия контракта, заключаемого при закупках у единственного источника

Кто должен заниматься закупками у единственного источника?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code