Понятие осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Как следует из статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ, закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд — это совокупность действий, начинающихся с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершающихся исполнением обязательств сторонами контракта. Если в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение в единой информационной системе (ЕИС) извещения об осуществлении закупки, то закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

По смыслу статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) относится к неконкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Статья 93 Федерального закона N 44-ФЗ не дает определения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а лишь перечисляет случаи, когда заказчик может осуществить закупку у единственного источника.

Нельзя не вспомнить, что в отличие от Федерального закона N 44-ФЗ Федеральный закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» содержал дефиницию размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Так, согласно части 1 статьи 55 Федерального закона N 94-ФЗ, под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимался такой способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ, — контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Поскольку легальная дефиниция закупки у единственного источника в Федеральном законе N 44-ФЗ отсутствует, в целях понимания сущности данного способа закупок путем системного анализа правовых норм указанного Закона и сопоставления с ранее действовавшими правилами попытаемся сформулировать собственное определение закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Нетрудно заметить, что понятие закупки шире ранее использовавшегося понятия «размещение заказа», так как размещение заказа (по смыслу статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ) завершалось заключением контракта (договора), а закупка распространяется также на стадию исполнения контракта.

Как было указано в статье 55 Федерального закона N 94-ФЗ, размещение заказа у единственного поставщика могло оканчиваться не только заключением контракта, но и при закупках до ста тысяч рублей — заключением иного гражданско-правового договора.

Если посмотреть Федеральный закон N 44-ФЗ, то нет оснований полагать, что так называемые малые закупки будут оформляться договорами (на это нет специальных указаний). Напротив, соответствующие «договоры» с единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) необходимо будет называть контрактами и следить за включением всех существенных условий, определенных в статье 34 Федерального закона N 44-ФЗ.

Например, государственный орган (федеральное казенное учреждение) желает осуществить закупку до ста тысяч рублей — оформляется государственный контракт (от имени Российской Федерации, коль скоро речь идет о федеральном казенном учреждении) по правилам ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку последний не дает нам возможности назвать заключаемый контракт просто договором поставки и не предоставляет возможности не включать специальные существенные условия, оговоренные в ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.

Таким образом, при осуществлении закупки у единственного источника государственным заказчиком оформляется государственный контракт (если осуществляется закупка для федеральных нужд — от имени Российской Федерации, если закупка для нужд субъекта РФ — от имени соответствующего субъекта РФ), муниципальным заказчиком — муниципальный контракт (от имени муниципального образования), независимо от суммы сделки.

Труднее обстоит дело с бюджетными учреждениями. Федеральный закон N 44-ФЗ специально не выделяет «нужды бюджетных учреждений» и четко не регулирует вопрос, заключают ли бюджетные учреждения контракты или «гражданско-правовое договоры» бюджетных учреждений.

Между тем государственные бюджетные учреждения не являются государственными заказчиками (поскольку исчерпывающий перечень государственных заказчиков дан в статье 3 Федерального закона N 44-ФЗ), а муниципальное бюджетное учреждение не относится к муниципальным заказчикам (в силу статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ муниципальный заказчик — это лишь муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение).

В то же самое время из п. 7 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что бюджетные учреждения следует именовать просто заказчиками, так как заказчик — это государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ — бюджетное учреждение, осуществляющее закупки.

Если обратиться к статье 1 Федерального закона N 44-ФЗ, то явно видно, что государственные, муниципальные контракты и договоры бюджетных учреждений обобщаются словом «контракты», которые тоже являются гражданско-правовыми договорами, но имеющими специфику, отраженную в статье 34 Федерального закона N 44-ФЗ.

Согласно п. 3 части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ, названный Закон регулирует отношения в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4, 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ.

Таким образом, договоры бюджетных учреждений, в том числе при закупках у единственного источника, следует именовать контрактами и следить за тем, чтобы в них были отражены все существенные условия согласно ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.

Если посмотреть статью 93 Федерального закона N 44-ФЗ, очевидно, что закупка у единственного источника происходит вовсе не только тогда, когда такой источник «единственный в мире» или «единственный в стране (регионе)».

На основе системного анализа Федерального закона N 44-ФЗ и с учетом результатов сопоставления статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ с ранее действовавшей статьей 55 Федерального закона N 94-ФЗ приходим к выводу о том, что осуществление закупки у единственного источника имеет место тогда, когда заказчик предлагает заключить контракт только одному лицу.

Тогда дефиниция указанного способа закупок может быть сформулирована следующим образом: «Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — это неконкурентный способ закупок, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (подрядчику, исполнителю)».

Другие статьи по данной теме

Форма и существенные условия контракта, заключаемого при закупках у единственного источника

Планирование закупок у единственного источника

Кто должен заниматься закупками у единственного источника?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code