Предупредительные меры по сокращению производственного травматизма

Кроме выплаты пособий, обязательное социальное страхование от НС и ПЗ предусматривает со стороны работодателя обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (ст. 1 Закона N 125-ФЗ).

предупредит мерыПриказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н введены в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Оплачиваются расходы на предупредительные меры также за счет взносов на страхование от НС и ПЗ.

Работодатель вправе направить на их финансирование часть страховых взносов, не превышающую 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Пример 6.2. В 2012 г. общество перечислило страховые взносы от НС и ПЗ — 220 000 руб.

Оплачено пособие по временной нетрудоспособности в связи с производственной травмой в 2012 г. в размере 18 000 руб.

Таким образом, на предупредительные меры работодатель имеет право направить не более 40 400 руб. ((220 000 руб. — 18 000 руб.) x 20%).

К предупредительным мерам относятся:

а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

б) реализация мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучения на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

в) обучение по охране труда отдельных категорий работников;

г) приобретение для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н;

з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);

и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографы).

Рассмотрим некоторые из этих мер.

Аттестация рабочих мест по условиям труда.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ «Работодатель обязан обеспечить:

…проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда…».

Статьей 209 ТК РФ предусмотрено, что «аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда».

Требования к проведению аттестации, оформлению и использованию ее результатов установлены Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

Требования указанного Порядка распространяются на работодателей — юридических и физических лиц (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка проведения аттестации).

Организации не имеет права проводить аттестацию собственными силами, т.к. в п. 6 Порядка сказано, что аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по оценке рабочих мест на основании гражданско-правового договора.

Это подтверждается и тем, что работодатель не имеет права утверждать отчет об аттестации, если необходимые документы не подписаны аттестующей организацией (п. 7 Порядка).

Для организации и проведения аттестации работодатель должен издать приказ (п. 11 Порядка проведения аттестации).

Унифицированной формы приказа о проведении аттестации законодательством не установлено, поэтому его составляют в произвольной форме.

В приказ должны быть включены следующие сведения:

— о составе аттестационной комиссии;

— о председателе аттестационной комиссии, который должен быть представителем работодателя (п. 10 Порядка проведения аттестации);

— о сроке проведения аттестации.

Кроме того, в произвольной форме должен быть составлен и либо включен в текст приказа, либо добавлен как приложение к приказу график проведения работ по аттестации.

С приказом о проведении аттестации необходимо ознакомить всех членов аттестационной комиссии, а также иных лиц, указанных в приказе.

Все работодатели обязаны сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ порядок представления данных сведений будет включен и в правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на страхование от НС и ПЗ.

Непроведение аттестации наказывается штрафом согласно ст. 5.27 КоАП РФ как нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Его размер для должностных лиц организации составляет от 1000 руб. до 5000 руб., а для организации — от 30 000 руб. до 50 000 руб.

Этой нормой Кодекса предусмотрено и еще одно наказание: деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток. Если же будет выявлено повторное нарушение, руководителя фирмы могут дисквалифицировать на срок от года до трех лет.

Обучению по охране труда подлежат следующие категории работников:

руководители организаций малого предпринимательства;

работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;

руководители (в т.ч. руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

руководители и специалисты служб охраны труда организаций;

члены комитетов (комиссий) по охране труда;

уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ).

Работодатель обязан обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям охраны труда. В частности, в обязанности работодателя входит приобретение и выдача за счет собственных средств СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 212 ТК РФ).

Под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (п. 3 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н).

В соответствии со ст. 221 ТК РФ работодатель за счет своих средств обязан согласно установленным нормам обеспечивать не только их выдачу, но и хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Обеспечение работников спецодеждой и т.п. производится в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

В состав специальной одежды входят: специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды) (п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code