§ 3. Психологические аспекты допроса

Восприятие как первая стадия формирования показаний

Эффективному применению тактических приемов производства допроса, верной оценке показаний способствует правильное понимание следователем таких психических процессов, происходящих в сознании допрашиваемых, как восприятие, запоминание, воспроизведение.

В основе начального этапа формирования показании лежит субъективное восприятие, то есть возникновение целостного образа предмета, в результате воздействия объективного мира на различные органы чувств допрашиваемого. При этом к чувственным ощущениям, отражающим внешние стороны предмета, присоединяется мыслительная деятельность, способствующая осознанию и отражению данного предмета или явления, как единого целого в словесной форме.

Отражение действительности в сознании человека обусловлено различными моделирующими механизмами личности: ее социальным статусом, социальной ролью, профессиональными, национально-культурными и возрастными факторами, жизненным опытом и общекультурным уровнем.

Полнота и достоверность показаний зависят от определенных факторов, влияющих на особенности их формирования. Так, М.С.Строгович называл среди них несколько групп: свойства, восприятия и памяти свидетеля; психологические дефекты, присущие психике и нервной системе свидетеля; состояние свидетеля в момент восприятия события; обстановка в которой свидетель воспринял данное явление; продолжительность времени с момента восприятия факта до дачи показания; обстановка допроса на следствии и в суде; фантазирование в показаниях свидетеля.

Нарушение функций какого-либо из органов чувств влечёт за собой искажение восприятия (недостаточность слуха не позволяет отчётливо расслышать, плохое зрение или дальтонизм влекут за собой искажённое восприятие цвета). У некоторых лиц может быть обострён слух или зрение, и они могут видеть или слышать то, чего не видят и не слышат другие (различные пороги ощущений).

К субъективным факторам относится также направленность восприятия допрашиваемого и его эмоциональность. Направленность восприятия обуславливается его преднамеренностью или непреднамеренностью. Непреднамеренное, или непроизвольное, восприятие формируется в том случае, если человек заранее не готовится к восприятию. Преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью, и поэтому его результатом являются более правильные показания.

Преднамеренное восприятие тесно связано с так называемым профессиональным вниманием при восприятии. Восприятие лицом предметов или явлений, связанных с его профессией, обычно является наиболее точным. Особенности профессионального восприятия, объясняются так называемой апперцепцией, т.е. обусловленностью содержания и направленности восприятия предшествующим опытом, приобретенными знаниями, сложившимися интересами, отношением человека к окружающей действительности. К примеру, инженер – строитель может дать полные и правильные показания по делу о нарушении правил техники безопасности при строительстве; портной – запомнит платье; парикмахер – прическу; инспектор ГАИБДД без труда определит скорость автомобиля.

Определенное значение для избрания следователем тактики допроса, оценки его результатов имеет учет фактора эмоциональности в восприятии. Эмоции, испытываемые свидетелем в момент восприятия события, либо в связи с вызовом к следователю на допрос, иногда настолько отрицательно влияют на память, что мешают сосредоточиться и вспомнить обстоятельства, которые в другой обстановке он вспомнил бы без особого труда.

В оценке правильности показаний немалое значение имеет учет склонности лица к фантазированию, которая рассматривается как произвольное заполнение пробелов восприятия. В практике расследования преступлений «чистая фантазия» в показаниях почти исключена. Обычно производимую картину допрашиваемый дополняет фантастическими наслоениями, касающимися отдельных деталей события, дат, чисел. Выявление таких фантастических наслоений возможно только в результате тщательного анализа показаний, сопоставления их с имеющимися в деле материалами.

К объективным факторам, влияющим на полноту и правильность восприятия, относятся такие факторы, как освещенность воспринимаемого объекта; расстояние, на котором воспринимается объект или событие; погодные условия.

Освещенность воспринимаемого объекта, если она достаточна, помогает не только воспринимать его форму, но и различить детали.

На правильность и остроту восприятия влияет и такой объективный фактор, как расстояние, на котором происходит восприятие. Здесь определенную роль играют законы перспективы и светотени. Так, большие предметы воспринимаются как близко расположенные, маленькие – как удаленные. Тени от предметов, близко расположенных, обычно видны отчетливо; тени от предметов, расположенных далеко, практически не воспринимаются. В связи с этим необходимо учитывать возможные искажения. Расстояние следует учитывать не только в отношении зрительного восприятия, но и слухового.

Правильность и полнота восприятия зависит от быстротечности события, иными словами, от времени наблюдения события. Большая часть преступлений (убийства, разбой и др.) – события быстротечные и наблюдаются человеком на протяжении секунд или даже долей секунды. Они воспринимаются менее полно и всесторонне, чем те, которые наблюдаются в течение более длительного времени. Объясняется это тем, что анализаторы человека за короткий промежуток времени успевают запечатлеть лишь часть события.

Погодные условия в значительной мере влияют на восприятие, нередко искажая представление о воспринимаемом. Так, туман и дождь влияют на восприятие формы, цвета, удаленности объектов. Снегопад может искажать форму и величину воспринимаемого.

 

Запоминание

Чрезвычайно важным фактором, влияющим на объективность показаний, является память. Память предполагает обычно отражение, запечатление или воспроизведение прошлого. Память – это способность образовывать условные связи, сохранять и оживлять следы этих условных связей. Все воспринятое человеком сохраняется в коре головного мозга, образуя временные связи.

Память человека, как и его восприятие, носит избирательный характер: человек запоминает то из воспринятого, что вызывает глубокие переживания или имеет существенное значение.

Все следы памяти (энграммы) имеют тенденцию к угасанию, затормаживанию. Поэтому общим правилом допроса является необходимость его производства при минимальном истечении времени после расследуемого события.

 

Воспроизведение

Основным психическим процессом во время допроса является воспроизведение – умственное действие по восстановлению, актуализации ранее воспринятого содержания, сохранившегося в памяти человека.

Воспроизведение воспринятого зависит от многих факторов, в том числе от физического и психического состояния человека в момент воспроизведения, способности правильно выразить свою мысль. Так, способность выражать свои мысли у каждого человека индивидуальна и находится в прямой зависимости от его культурного уровня, от уровня развития его интеллекта.

Мысленное воспроизведение и его словесное выражение связаны самым тесным образом. Так, мысленный процесс воспроизведения систематизирует и координирует последнее (изменяет план, влияет на умозаключения и выводы, подвергает анализу и проверке мысленно воспроизведенный материал).

Значительную роль в воспроизведении играет также лексика, употребляемая следователем при допросе, то, как он формирует вопросы.

Так, в случае возникновения затруднений у допрашиваемых лиц при описании воспринятых явлений, передачи другой информации, следователь должен оказывать лексическую помощь, не сводя ее, конечно, к подсказкам, избегая внушающего воздействия.

Иногда полезно напомнить свидетелю набор слов, понятий из которых он может выбрать наиболее, с его точки зрения, подходящие.

На чистоту воспроизводимой информации немалое влияние оказывает и характерологические свойства личности допрашиваемого.

Таким образом, в процессе допроса важно учитывать психологические особенности допрашиваемого лица, обусловленные типом его высшей нервной деятельности, здесь существенны и темп допроса, и мера возрастания сложности выдвигаемых перед допрашиваемыми задач.

Показания лиц, особенно свидетелей, по своей природе в большинстве случаев, являются результатом так называемого непроизвольного запоминания, поэтому их воспроизведение обладает определенной спецификой. В частности, при воспроизведении свидетель сообщает только основное, опуская большое количество деталей нередко важных для расследования. Воспроизводимое свидетелем является только общим выражением того знания, которым он обладает, поэтому в таких случаях, технически наиболее целесообразна постановка дополняющих и напоминающих вопросов, способствующих наиболее полному воспроизведению, а также предъявление в ходе допроса вещественных доказательств и допрос на месте происшествия.

Дополняющие вопросы преследуют цель уточнения фактов, пропущенных допрашиваемым в свободном рассказе. Такие вопросы должны основываться на анализе показаний лица, а также на использовании возможных ассоциаций, возникших у допрашиваемого при восприятии. Это вопросы о том, в связи с чем свидетель оказался на месте происшествия, куда шел, о чем думал, какие мысли или воспоминания вызвала у него картина, которую он наблюдал, и так далее. Такие беседы, казалось бы, на отвлеченные темы дают положительный эффект.

При осмотре места разбойного нападения не был обнаружен нож, который, по утверждению некоторых свидетелей, выглядел как «обыкновенная финка». Допрашивая свидетеля Л., следователь разговаривал с ним на отвлеченные темы: какой была погода в то утро, как свидетель оказался на месте преступления. Свидетель, рассказывая о том, что был густой туман, неожиданно вспомнил, что нож был с ярко красной ручкой. Впоследствии нож был обнаружен у приятеля преступника. Ассоциация по контрасту (серый туман и красная ручка ножа) помогла вспомнить важную деталь.

Постановка напоминающих вопросов преследует единственную цель – оживить в памяти обстоятельства события. Психологическим основанием постановки напоминающих вопросов является возможность возбудить ассоциативные связи путем напоминания  отдельных моментов, способствующих образованию таких связей. Так, напоминание свидетелю о том, что неподалеку от места происшествия он встретил приятеля, способствовало тому, что он вспомнил, в котором часу заметил пожар, так как спрашивал у товарища о времени.

Предъявление (показ) в ходе допроса вещественных доказательств также способствует оживлению забытого в памяти допрашиваемого. Данное действие способствует более полному воспроизведению и является фактором, способствующим  вспоминанию забытого или первоначально не отмеченного вниманием, но непроизвольно запечатленного.

Полноте и точности показаний свидетелей способствует и допрос на месте происшествия.

Если предъявление отдельного предмета вызывает ассоциацию, позволяющую припомнить забытое или даже воспроизвести то, что свидетель, практически считал не запечатленным, то своеобразное предъявление комплекса объектов, связанных с событием преступления, несомненно, способствует более детальному и полному воспроизведению. Наиболее эффективно использование данного приема в тех случаях, когда необходимо установить существенные детали события преступления (например, при железнодорожных авариях, наездах и тому подобном).

 

Роль психологических приемов в изучении личности допрашиваемого

Поскольку целью допроса является получение информации, способствующей установлению истины по делу, знание и использование психологических особенностей допрашиваемого помогает следователю установить с ним психологический контакт и определить применение каких приемов наиболее эффективно для получения показаний. Именно поэтому ознакомление с данными о личности допрашиваемого помогает следователю выработать определенную тактику допроса и дать правильную оценку показаний.

Приступая к допросу, следователю необходимо знать, в каких отношениях находится свидетель с обвиняемым, с другими свидетелями по делу, какова заинтересованность свидетеля в исходе дела. Не менее важно располагать данными, характеризующими моральный облик допрашиваемого. В необходимых случаях можно истребовать из учреждений или предприятий, где работает свидетель, сведения о его личности, изучить анкетные данные, истребовать сведения о физических и психических недостатках, изучить привычки, выяснить наклонности.

Объем и пределы изучения личности свидетеля зависят от целей допроса, обстоятельств расследуемого преступления и реальных возможностей следователя. Некоторые криминалисты рекомендуют глубокое изучение данных о личности, простирающиеся до уровня исследования. Такого рода рекомендации имеют, безусловно, положительное значение. Однако важно установить разумный объем и пределы изучения личности допрашиваемого. В этом плане справедливо замечание И.И. Карпеца о том, что вряд ли кто-нибудь похвалит следователя, если он потратит много времени на доскональное и всестороннее изучение особенностей воспитания и психологии двух-трех допрашиваемых, и в то же время плохо расследует уголовное дело, результатом чего будет неосновательное привлечение невинных к ответственности и поверхностное расследование преступной деятельности лиц, действительно виновных.

Изучение личности допрашиваемого должно отвечать ряду требований.

Во-первых, оно должно отвечать принципу объективности, то есть необходимо выявить не только отрицательные, но и положительные качества свидетеля.

Во-вторых, исследование личности должно быть целенаправленным, задачи и цели его конкретно сформулированы и заранее определенны.

В-третьих, оно должно быть проведено с помощью научно обоснованных методов, учитывающих такие особенности дознания и предварительного следствия, как специфика объекта исследования, локальный характер исследования, дефицит времени, возможность конфликтной ситуации, процессуальная форма исследования.

В-четвертых, изучение личности предполагает комплексное использование нескольких методов, с тем, чтобы результаты одного могли быть перепроверены показаниями другого.

Это дает гарантию правильности полученных данных, обеспечивает их полноту и объективность, позволяет следователю познать личность во всем ее многообразии.

Однако, специфика допроса, как следственного действия заключается в том, что допрос проводится в короткий промежуток времени. Это обстоятельство диктует необходимость строгого отбора психологических методов для достижения стоящих перед допросом целей.

Одним из таких методов является наблюдение. Это специально организованное, систематическое, преднамеренное и целенаправленное восприятие личности с целью изучения разнообразных проявлений ее психики. Наблюдая, следователь изучает черты характера и признаки темперамента допрашиваемого, его манеры, коммуникабельность, реакцию на поставленные вопросы, внешний вид, жесты. Данные, полученные в результате наблюдения, могут дополняться и корректироваться в процессе дальнейшего допроса.

Кроме наблюдения за допрашиваемым следователь может прибегнуть к такому методу, как беседа, которая не предполагает строго регламентируемого процессуального режима. В процессе допроса, предмет которого ограничен, беседа с допрашиваемым преследует цель свободного обмена отвлеченной информацией для установления психологического контакта. В беседе выясняются биографические данные о лице, уровень развития, отношение к фактам, представляющим интерес для расследования, определяется мировоззрение, понимание моральных и этических норм, антиобщественные взгляды, волевые качества личности, состояние органов чувств, психики, памяти и другие сведения о лице.

В зависимости от возраста допрашиваемого, направленность выявления названных данных будет различной. Так, в беседе с несовершеннолетним, следователь выясняет его способность к конкретному восприятию, фантазированию и их роль в формировании его показаний. Установление даже немногих психологических характеристик будет способствовать выработке наиболее эффективной тактической линии и правильной оценке показаний, поможет обнаружить наслоения в показаниях, которые возникли под влиянием страха, сильного эмоционального возбуждения и не несут в себе объективной информации о событии преступления.

Хорошие результаты дает беседа, проведенная после допроса. Допрашиваемый становится более откровенным и в ходе беседы можно установить какие-либо детали, особенности воспринятого им ранее обстоятельства.

Для изучения психических особенностей допрашиваемого может быть использован также метод обобщения независимых характеристик, который заключается в обобщении возможно большего числа сведений об изучаемой личности, полученных от лиц, которые с ней общались, наблюдали ее в разное время и при осуществлении разнообразных видов деятельности.

Данный метод может проявляться в трех формах: получение сведений о личности путем запросов, из показаний иных лиц, оперативным путем.

Сведения, полученные в результате применения метода независимых характеристик, имея только ориентирующее значение, должны быть сопоставлены следователем с непосредственным наблюдением и критически оценены.

Применение указанных методов содействует установлению психологического контакта, определению тактических приемов допроса и наиболее эффективного психологического воздействия, а также правильной оценке полученной информации.

В заключении хотелось бы отметить, что важным этапом проведения допроса является его подготовка, имеющая следующие задачи:

определение предмета допроса;

изучение личности допрашиваемого;

составление примерного плана допроса;

определение других участников допроса;

подготовка необходимых материалов дела и вещественных доказательств;

определение тактической необходимости использования звуко- и видеотехники для фиксации допроса.

Успех допроса во многом зависит от умения следователя установить психологический контакт с допрашиваемым, что предполагает готовность свидетеля общаться со следователем и давать правдивые показания. Для установления такого контакта следует использовать разработанные криминалистикой тактические приемы, направленные на создание благоприятных условий для общения и стимуляцию установки на необходимость общения:

разъяснение важности сообщения правдивых показаний;

убеждение в необходимости оказания помощи органам расследования;

разъяснение сути последствий совершённого преступления или возможности их возникновения в будущем;

демонстрация фотоснимков (предметов), связанных с совершённым преступлением и его последствиями;

использование положительной оценки личности допрашиваемого, её отдельных качеств.

 

Список литературы

Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Издательство «Спарк», 1997.

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1999 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно — Процессуального Кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и Общества с ограниченной ответственностью «Моноком» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 4, 1999.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 года по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УПК РСФСР // СПС Консультант – плюс.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 года по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» // СПС Консультант – плюс.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно — Процессуального Кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 5, 2000.

Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 100-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бугрова Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части третьей статьи 86 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 4, 2006.

Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 N 108 — О «По жалобе гражданина Цицкишвили Гиви Важевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части третьей статьи 56 Уголовно-Процессуального кодекса Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 4, 2003.

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 4, 2004.

Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 N 290-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Идалова Тимура Саид — Магомедовича на нарушение его конституционных прав рядом статей Уголовно — процессуального кодекса РСФСР и частью второй статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 2, 2001.

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 N 1 (ред. от 05.12.2006) «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 5, 2004.

Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. – М., 1969.

Бочарова С.П. Память в процессах обучения и профессиональной деятельности. – Тернополь, 1997.

Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. – М., 1976.

Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса. – М., 2001.

Карпец И.И. Проблема преступности. – М., 1969.

Коновалова В.Е. Допрос: тактика и психология. – Харьков, 1999.

Матусевич И.А. Изучение личности обвиняемого в процессе предварительного расследования преступлений. – М., 1975.

Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. – М., 2003.

Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии. – М., 1998.

Цветков П.И. Исследование личности обвиняемого. – Л., 1973.

_____________________

Глава 15. Допрос свидетелей

§ 1. Понятие и сущность допроса

§ 2. Виды допроса

§ 3. Психологические аспекты допроса

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code