§ 3. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего имеет свои особенности, которые связаны с наличием психических черт, характерных для детского, подросткового, юношеского периодов развития.  Эти черты проявляются как в процессе формирования показаний, так и непосредственно в поведении и позиции допрашиваемого на допроса.

С учетом психологических особенностей несовершеннолетних решаются прежде всего вопросы о порядке вызова, месте и продолжительности допроса, допустимости повторного допроса, составляется план допроса.

Очень важно обеспечить максимальное сокращение периода времени между получением вызова и началом допроса с тем, чтобы свести к минимуму возможность обсуждения предмета будущих показаний с родителями, сверстниками, заинтересованными лицами.

На основании ст. 191 УПК присутствие педагога является обязательным при допросе потерпевшего в возрасте до 14 лет и по усмотрению следователя если возраст потерпевшего от 14 до 18 лет. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего вправе присутствовать его законный представитель  (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).

При привлечении педагога к участию в допросе желательно, чтобы  соответствующее лицо не только имело педагогическое образование, но и работало бы в качестве педагога (желательно с подростками того же возраста, что и допрашиваемый). Целесообразно вызвать для участия в допросе того педагога, которого потерпевший знает и которому доверяет.  Педагог и законный представитель вправе с разрешения следователя задавать несовершеннолетнему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Допрос несовершеннолетнего не может продолжаться значительное время (ориентир – продолжительность школьного урока) без перерывов для отдыха.

В начале допроса необходимо разъяснить несовершеннолетнему в понятых выражениях права и обязанности допрашиваемого, обратить его внимание на моральный долг говорить правду. В случаях, если лицо не достигло 16 лет, оно не предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний (ч. 2 ст. 191 УПК РФ). Затем следует дать возможность несовершеннолетнему освоиться в непривычной обстановке, приспособиться к условиям допроса; в непривычной обстановке, приспособиться к условиям допроса; в то же время он продолжает изучать личность подростка, корректирует  в случае необходимости предварительный план допроса.

Свободный рассказ несовершеннолетнего обычно фрагментарен и недостаточно конкретен. В ходе рассказа подросток часто следует не ходу события, а возникшим ассоциациям. Однако допрашиваемого нельзя торопить, обрывать, «досказывать» за него. Упорядочение и пополнение полученных в этой стадии допроса сведений лучше проводить после ее окончания.

Если несовершеннолетний находится  в состоянии чрезмерного возбуждения или подавленности (в связи с травмированием его психики, событием преступления), целесообразно ограничиться допросом лишь в том объеме, какой необходим для осуществления неотложных следственных действий, отложив детальный допрос на несколько часов или даже на 1-2 дня.

Поскольку свободный рассказ детей и подростков, как правило, менее полон, нежели взрослых, относительно большое место в допросе несовершеннолетних занимает вопросно-ответный этап. Необходимо, в частности, задавать напоминающие вопросы, основанные на ассоциациях последовательности, сходства, контраста, отвечающие мышлению, объему знаний и кругу интересов допрашиваемого (например, связанных с началом или окончанием уроков, посещением кино, секции). В свою очередь контрольные вопросы об обстоятельствах, достоверно установленных, позволяют проверить, насколько допрашиваемый ориентируется во времени, последовательности событий, расстояниях.

С учетом того, что внимание несовершеннолетнего легко рассеивается, к составлению протокола допроса, как правило, следует приступать после окончания определенного его этапа, либо использовать для этого перерывы в допросе, либо, наконец, составлять протокол после окончания допроса. В ходе допроса целесообразно делать черновые заметки (в частности, записывать характерные обороты речи допрашиваемого, цифры, даты, имена, фамилии).

Применительно к допросу потерпевших надо оговорить некоторые существенные особенности допроса малолетних (закон не устанавливает минимального возраста, с которого лицо может быть допрошено). Как отмечалось, допрос проводится в наиболее привычной для ребенка обстановке – дома, детском саду, школе и в присутствии родителей, если это полезно для успокоения и установления контакта с малолетним.

Специфику имеет и начальный этап: если при допросе учащихся он протекает в основном в форме беседы (с включением в случае необходимости элементов игры), то при допросе дошкольников он протекает в основном или исключительно в форме игры, в ходе которой «между прочим» ставятся в понятной для детей форме соответствующие вопросы.

Иногда до допроса целесообразно посещать семью детский сад, чтобы ребенок привык к следователю. Если же в прямой контакт с ребенком вступить все же не удается, то определяется формулировка и последовательность вопросов и они ставятся в присутствии следователя педагогом.

Содержание допроса малолетних учащихся фиксируются в проколе допроса потерпевшего, причем 12-13 летним подросткам протокол дается на подпись. Протокол допроса детей более младшего возраста – в зависимости от степени их развития – либо дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса. В протокол следователь включает подробное описание обстановки допроса (места, кто присутствовал, как был установлен контакт с ребенком, кто и какие вопросы ставил).

_____________________

ГЛАВА 14. ДОПРОС ПОТЕРПЕВШЕГО

§ 1. Понятие, виды и общие правила проведения допроса

§ 2. Процессуальные правила и тактика допроса потерпевших

§ 3. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего

§ 4. Фиксация хода и результатов допроса

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code