Постановление ФАС Центрального округа от 31.08.2012 по делу N А08-7928/2011

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении обществу в собственность земельного участка, обязании предоставить обществу в собственность земельный участок.
Обстоятельства: Обществу было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка со ссылкой на наличие на данном земельном участке гидротехнических сооружений (очистные сооружения, резервуар пожаротушения и трубопровод технологический), предназначенных для использования водных ресурсов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт того, что названные объекты не подпадают под понятие гидротехнического сооружения, установлен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 августа 2012 г. по делу N А08-7928/2011

Дело рассмотрено 24.08.2012
Постановления изготовлено в полном объеме 31.08.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Степиной Л.В.
при участии в заседании:
от заявителя — ОАО «Белгороднефтепродукт» не явились
от заинтересованного лица — Территориальное управление Росимущества в Белгородской области не явились
от третьего лица — Росимущество не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области, г. Белгород, на решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.01.2012 (судья Головина Л.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Протасов А.И.) по делу N А08-7928/2011,

установил:

Открытое акционерное общество «Белгороднефтепродукт» (далее — ОАО «Белгороднефтепродукт», Общество), г. Белгород, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (далее — Управление Росимущества) в предоставлении Обществу в собственность земельного участка и об обязании Управления Росимущества предоставить Обществу в собственность земельный участок площадью 4233 кв. м с кадастровым номером 31:25:08 03 044:11, расположенный по адресу: Белгородская область, Вейделевский р-н, пгт. Вейделевка, ул. Центральная, 51.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 07.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом (далее — Росимущество), г. Москва.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 23.01.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит состоявшиеся судебные акты отменить, в удовлетворении требований Общества отказать, ссылаясь на то, что письмо Управления Росимущества нельзя расценивать как отказ Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, так как данным письмом Управление Росимущества в Белгородской области проинформировало Общество о мнении Росимущества по вопросу предоставления спорного земельного участка в собственность заявителя.
Участвующие в деле лица надлежаще уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как установлено судом двух инстанций и усматривается из материалов дела, ОАО «Белгороднефтепродукт» принадлежит на праве собственности автозаправочная станция (АЗС N 22), расположенная по адресу: Белгородская область, Вейделевский р-н, пгт. Вейделевка, ул. Центральная, 51. В состав АЗС входят следующие объекты недвижимости: здание операторной, навес, резервуар для нефтепродуктов вместимостью 60 куб. м, резервуар для нефтепродуктов вместимостью 50 куб. м, аварийный резервуар, твердое покрытие площадок и проездов АЗС, очистные сооружения, трубопровод технологический, резервуар пожаротушения. Право собственности Общества на указанные объекты зарегистрировано в ЕГРП.
Объекты недвижимости АЗС расположены на земельном участке с кадастровым номером 31:25:08 03 044:11, которым Общество пользуется на основании договора аренды от 13.10.2003 N 36 и соглашения от 01.10.2008 N 3780208/726С к договору аренды.
19.08.2011 Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением о приобретении арендуемого земельного участка в собственность.
Письмом от 24.08.2011 за N ОК-02/2876 Управление Росимущества уведомило Общество о том, что пакет документов по приватизации земельного участка направлен в центральный аппарат Росимущества.
Письмом от 26.09.2011 за N ОК-02/02-1071 Управление Росимущества отказано Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что на испрашиваемом земельном участке расположены очистные сооружения, резервуар пожаротушения, трубопровод технологический, предназначенные для использования водных ресурсов, а, значит, эти объекты являются гидротехническими сооружениями и в соответствии с пп. 10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок под этими объектами является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в собственность.
Полагая, что отказ Управления Росимущества является незаконным, нарушающим права и интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с названным требованием.
Суд двух инстанций подробно исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Компетентный орган в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Фактов несоответствия документов, представленных Обществом, перечню документов, необходимых для приобретения земельного участка в собственность, либо того, что представленные документы содержат недостоверные сведения, судом не установлено.
Отказывая в предоставлении в собственность Обществу спорного земельного участка, Управление Росимущество сослалось на наличие на данном земельном участке гидротехнических сооружений (очистные сооружения, резервуар пожаротушения и трубопровод технологический), предназначенных для использования водных ресурсов.
Суд исследовал данный вопрос и пришел к выводу о том, что названные объекты не подпадают под понятие гидротехнического сооружения.
Статья 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О безопасности гидротехнических сооружений» определяет гидротехнические сооружения, как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
При таких обстоятельствах суд по праву признал отказ Управления Росимущества Обществу в приобретении в собственность земельного участка под объектами АЗС N 22 незаконным.
Довод заявителя жалобы о том, что Управление Росимущества в Белгородской области не отказывало Обществу в приобретении земельного участка в собственность, а в оспариваемом письме изложило мнение центрального аппарата Росимущества, несостоятелен.
В силу п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В пунктах 4.1, 4.6 Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, говорится, что территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Учитывая, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия через свои территориальные органы, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области располагает полномочиями собственника по отношению к испрашиваемому земельному участку.
При таких обстоятельствах суд по праву расценил письмо Управления Росимущества по Белгородской области от 26.09.2011 N ОК-02/02-1071 как отказ Обществу в передаче земельного участка в собственность и по праву признал данный отказ незаконным.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.01.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 по делу N А08-7928/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Л.В.СТЕПИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code