Постановление ФАС Поволжского округа от 21.05.2014 по делу N А55-18666/2013

Требование: О признании недействительным решения органа Фонда социального страхования РФ.
Обстоятельства: Орган Фонда социального страхования РФ начислил страховые взносы и штраф, ссылаясь на то, что общество неправомерно применило пониженный тариф страховых взносов ко всем своим работникам, тогда как такая льгота применяется только к сотрудникам, имеющим право на занятие фармацевтической деятельностью.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами, находится на специальном режиме налогообложения в виде ЕНВД, право общества на применение пониженного тарифа подтверждено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 мая 2014 г. по делу N А55-18666/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя — Сумина В.В., доверенность от 15.08.2013 N 28-н,
в отсутствие:
ответчика — извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения — Самарское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 9
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.11.2013 (судья Коршикова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-18666/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рябина» (ИНН 6319710310, ОГРН 1086319016850) к государственному учреждению — Самарское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 9 об оспаривании ненормативного правового акта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Рябина» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения — Самарского регионального отделения Фонда социального страхования в лице филиала N 9 (далее — фонд, учреждение) от 22.05.2013 N 1499 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.11.2013 заявление удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Учреждением проведена камеральная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2012 год, о чем составлен акт от 12.04.2013 N 1499.
Решением учреждения от 22.05.2013 N 1499 общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), в виде взыскания 47 647 рублей 99 копеек штрафа, по части 1 статьи 48 Закона N 212-ФЗ в виде взыскания 24 800 рублей штрафа. Кроме того, обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 238 239 рублей 93 копеек.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило неправомерное, по мнению учреждения, применение пониженных тарифов страховых взносов, установленных пунктом 10 части 1 и части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, ко всем сотрудникам общества — аптечной организации, в то время как такая льгота применяется только к сотрудникам, которые на основании статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью.
Не согласившись с вынесенным решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Статья 58 названного Закона закрепляет пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 — 2027 годов.
Так, согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон об обращении лекарственных средств) и уплачивающих единый налог на вмененный доход, применяются пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
На основании части 3.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для указанных плательщиков страховых взносов в 2012 году применяется тариф страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации — 20%, в Фонд социального страхования Российской Федерации — 0,0%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,0%.
Как указано в пункте 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, аптечная организация — это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Фармацевтическая деятельность — это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (пункт 33 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями. В соответствии с пунктом 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (Приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что фармацевтическая деятельность — это вид предпринимательской деятельности, в рассматриваемом случае — юридического лица, включающий комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажа, хранение, перевозка), для осуществления которых, как и для осуществления деятельности в целом, привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование и соответствующие иным требованиям, указанным в пункте 2 части 1 статьи 100 Закон об основах охраны здоровья граждан, но и работники иной профессиональной специализации.
Следовательно, для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением организацией фармацевтической деятельности, последнее должно обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Судами установлено, что общество является аптечной организацией и плательщиком единого налога на вмененный доход, имеет лицензию на фармацевтическую деятельность.
В рассматриваемом случае фармацевтическую деятельность осуществляет именно аптечная организация, а не лица, состоящие с ней в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста. При этом фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.
Кроме того, льгота в виде пониженных тарифов страховых взносов законом предоставлена отдельным категориям плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 — 2027 годов, каковым является заявитель, а не физическим лицам, в отношении которых страхователь производит эти страховые выплаты.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление общества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 22.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 по делу N А55-18666/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения — Самарское региональное отделение Фонда социального страхования в лице филиала N 9 — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code