§ 1. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо убедиться в наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела. Исходя их этого, главная задача следователя на рассматриваемом этапе уголовного процесса – установить, имеются ли правовые предпосылки для начала производства по уголовному делу.

В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:

заявление о преступлении;

явка с повинной;

сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Данный перечень поводов является исчерпывающим.

Наиболее распространенным на практике поводом для возбуждения уголовного дела является заявление о преступлении.

Его сущность состоит в сообщении сведений о совершенном или готовящемся преступном деянии органам предварительного расследования. При этом заявителем может быть как лицо, потерпевшее от преступления, так и любое другое лицо.

Понятием «заявление о преступлении» охватываются заявления граждан, а также юридических и должностных лиц. Данный вывод следует из анализа формулировок ст. 140 и ст. 141 УПК РФ. В случае если вред от преступления причинен исключительно интересам коммерческой или иной организации (не являющейся государственным или муниципальным предприятием) и не затрагивает интересы других организаций, граждан, общества и государства, заявление подается руководителем коммерческой или иной организации. При этом уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя или с его согласия (ст. 23 УПК РФ).

Заявление о преступлении может быть сделано в устной или в письменной форме. К письменному заявлению законодатель предъявляет всего одно требование – быть подписанным заявителем. В силу сложившейся практики такое заявление должно содержать данные о заявителе, его месте жительства, описание преступного деяния, желательно, чтобы были указаны сведения об обстоятельствах преступления и их источники, знание которых облегчит органам предварительного расследования разрешение вопроса о возбуждении дела.

Вместе с тем отсутствие этих сведений не освобождает следователя от обязанности рассмотреть поступившее заявление. Наряду с указанным выше требованием, является обязательным для исполнения предписание о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, предусмотренное ч. 6 ст. 141 УПК РФ.

Следует обратить внимание на то, что порядок оформления заявления о преступлении имеет некоторые особенности применительно к отдельным категориям заявителей. Так, предписание ч. 6 ст. 141 УПК РФ (о необходимости предупреждения заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ) не распространяется на заявителя, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, поскольку ответственность по ст. 306 УК РФ наступает с 16 лет.

Ввиду того, что процессуальным законом не детализируется процедура приема заявлении от лиц, не достигших 16 лет, в практической деятельности данный пробел восполняется следующим образом: в ряде отделов внутренних дел заявление о преступлении составляется не несовершеннолетним лицом, а одним из его родителей, который и предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос; либо заявление отбирается у каждого из указанных лиц, но при этом регистрируется только заявление родителя. Отметим, что оба изложенных варианта приема заявлений допустимы.

В отличие от письменного к устному заявлению законодатель предъявляет ряд требований (ч. 3 ст. 141 УПК РФ). Оно заносится в протокол принятия устного заявления, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.

Протокол принятия устного заявления должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. Заявитель, также как и при приеме письменного заявления, предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью заявителя.

Следует отметить, что устное заявление считается поводом для возбуждения дела в том случае, когда заявитель сам пришел в органы, наделенные полномочиями по рассмотрению сообщений о преступлениях, и в его присутствии составлен протокол принятия устного заявления.

Вместе с тем УПК РФ устанавливает возможность заявить о преступлении и без явки самого заявителя. В такой ситуации он может воспользоваться любым средством связи, например, сделать заявление по телефону. Но если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, то его заявление, в соответствии с ч. 5 ст. 141 УПК РФ, оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления.

Достаточно редки случаи получения заявлений о преступлениях, направленных по почте. Согласно п. 8 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной приказом МВД РФ от 1 декабря 2005 г. № 985, сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения органов внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, передаются в дежурную часть для незамедлительной регистрации.

В правоприменительной деятельности возможны ситуации, когда устное сообщение о преступлении происходит при производстве какого-либо следственного действия или в ходе судебного разбирательства. Положения ч. 4 ст. 141 УПК РФ устанавливают, что такие заявления заносятся соответственно в протокол следственного действия или судебного заседания.

Действующий УПК в ч. 7 ст. 141 содержит прямой запрет на использование анонимных заявлений о преступлении в качестве поводов для возбуждения уголовного дела. Между тем уголовно-процессуальный закон не определяет, что следует понимать под такими заявлениями.

Для разрешения данного вопроса целесообразно обратиться к положениям п. 43 Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной приказом МВД РФ от 22 сентября 2006 г. № 750, предусматривающей, что анонимными обращениями признаются письменные обращения, не содержащие фамилию автора и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Аналогичный вывод можно сделать, проанализировав нормы Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59, в котором говорится, что гражданин в письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, ставит личную подпись (ч. 1 ст. 7). В случае, если в письменном заявлении, обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и его почтовый адрес, ответ на обращение не дается (ч. 1 ст. 11).

В связи с тем, что анонимные заявления не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, они не могут рассматриваться компетентными государственными органами и их должностными лицами путем осуществления уголовно-процессуальной деятельности, направленной на разрешение сообщений о преступлениях. Однако такие заявления являются сигналом для проверки поступившей информации с помощью иных методов и средств. В соответствии с п. 13 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях анонимные заявления, содержащие сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности.

Для того, чтобы результаты деятельности государственных органов или должностных лиц, проверявших анонимную информацию, приобрели процессуальное значение, а именно стали поводом для возбуждения дела, они должны быть облечены в надлежащую процессуальную форму. Так, если в ходе проведенной проверки будут установлены признаки преступления, уголовное дело подлежит возбуждению. При этом поводом будет служить не анонимное заявление, а сообщение о преступлении, полученное из иных источников, оформленное рапортом сотрудника оперативного подразделения об обнаружении признаков преступления.

Самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела является явка с повинной, под которой, согласно ч. 1 ст. 142 УПК РФ, понимается добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Данный повод по сравнению с другими встречается в практической деятельности гораздо реже.

Следует заметить, что явка с повинной может расцениваться в качестве повода для возбуждения дела, лишь когда заявитель сообщает о совершенном им преступлении, ранее неизвестном правоохранительным органам. Иными словами, о преступлении становится известно именно из явки с повинной.

В случае если уже имеется какой-либо другой повод (заявление или сообщение о преступлении) или уголовное дело возбуждено, явка с повинной утрачивает уголовно-процессуальное значение повода для возбуждения уголовного дела. В такой ситуации она может иметь уголовно-правовое значение, например, как обстоятельство, смягчающее наказание или освобождающее от уголовной ответственности, в специально предусмотренных УК РФ случаях.

В соответствии со ст. 142 УПК РФ заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. Заявление о явке с повинной в устном виде принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ для устных заявлений о преступлениях. Протокол должен подписываться лицом, заявившем о явке с повинной, и должностным лицом, принявшим это заявление, а также содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность.

К письменной форме заявления о явке с повинной законодатель не предъявляет каких-либо требований. Представляется, что, как и любое сообщение о преступлении, письменное заявление о явке с повинной должно быть подписано заявителем. Ведь отсутствие подписи не позволяет установить, от кого именно исходит заявление, и, следовательно, указывает на анонимный характер сообщения, что противоречит сущности рассматриваемого повода.

При этом важно отметить, что лицо, заявившее о явке с повинной, не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, как это предусмотрено применительно к составлению заявления о преступлении.

Наряду с заявлением о преступлении и явкой с повинной уголовно-процессуальный закон определяет в качестве повода для возбуждения уголовного дела «сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников».

В соответствии со ст. 143 УПК РФ формой закрепления сообщения о преступлении, полученного из иных источников, чем указанные в ст.ст. 141, 142 УПК РФ (заявление о преступлении и заявление о явке с повинной), является рапорт об обнаружении признаков преступления.

Рапорт, предусмотренный ст. 143 УПК РФ, – это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления.

Рапорт об обнаружении признаков преступления должен соответствовать ряду требований: отражать сведения о лице, составившем его; о деянии, содержащем признаки преступления и источнике получения информации об этом.

Помимо предусмотренных законом поводов для возбуждения уголовного дела необходимо еще и наличие основания.

Согласно ч. 2 ст. 140 УПК РФ «основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления».

Исходя из анализа законодательного определения основания для возбуждения уголовного дела, можно сделать вывод о том, что оно содержит два неразрывно связанных элемента: 1) наличие признаков преступления в событии, ставшем известным компетентным органам и должностным лицам и 2) достаточность данных, указывающих на признаки преступления.

На начальном этапе уголовного судопроизводства не требуется устанавливать все признаки преступления. Для решения вопроса о возбуждении дела следует иметь достаточные данные о таких признаках, как общественная опасность и противоправность деяния.

Признак общественной опасности означает, что совершенное деяние опасно для общества и способно причинить существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Если деяние не обладает этим признаком, то в возбуждении уголовного дела должно быть отказано. О необходимости выявления признака общественной опасности на этапе возбуждения уголовного дела свидетельствует тот факт, что в целом ряде случаев действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не считается преступным, поскольку не представляет общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Не являются преступлениями деяния, совершенные в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, и некоторые другие, предусмотренные ст.ст. 37-42 УК РФ.

Противоправность устанавливается путем сопоставления обстоятельств деяния с описанием того или иного преступления, указанного в диспозиции соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ.

Выявление признака противоправности деяния или, иными словами, его запрещенности конкретной нормой УК РФ обусловлено, в частности, требованием о том, что в постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны соответствующие пункт, часть и статья уголовного закона (ч. 2 ст. 146 УПК РФ).

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется наличия исчерпывающих сведений о составе преступления, поскольку таковые должны быть установлены в стадии предварительного расследования.

В некоторых случаях для возбуждения уголовного дела обязательно наличие данных о лице, заподозренном в совершении преступления. Это относится к тем преступлениям, уголовную ответственность за которые несут лишь те лица, которые занимают определенное правовое положение. Например, военнослужащие, врачи, должностные лица, лица, имеющие допуск к государственной тайне, и некоторые другие категории лиц.

УПК РФ предусматривает возможность возбуждения уголовного дела не только по факту преступления, но и в отношении определенного лица (например, п. 1 ч. 1 ст. 46, п. 2 ч. 3 ст. 49, п. 1 ч. 1 ст. 147, ч. 1 ст. 318, ч. 1 ст. 448). В такой ситуации неотъемлемым условием для возбуждения уголовного дела в отношении конкретного физического лица служат достаточные данные, указывающие на совершение преступного деяния этим лицом.

Как уже отмечалось выше, для возбуждения уголовного дела необходимо наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Категория «достаточные данные» является оценочной. Вывод о достаточности данных относится к компетенции должностного лица, рассматривающего поступившее сообщение о преступлении. Решая вопрос о наличии либо отсутствии признаков преступления и достаточных данных, указывающих на них, следователь руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением.

Решение о наличии основания для возбуждения уголовного дела не может базироваться на домыслах или слухах. Оно должно основываться на конкретных фактах и вытекать из объективных данных. При необходимости следователь вправе провести проверку соответствующего заявления, сообщения и иных материалов о преступлении.

_______________________

Глава 13. Возбуждение уголовного дела

§ 1. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

§ 2. Процессуальный порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела

§ 3. Иные процессуальные решения следователя на этапе возбуждения уголовного дела и процессуальный порядок их принятия

§ 4. Обжалование решений, принятых следователем по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

§ 5. Особенности возбуждения уголовных дел частного, частно-публичного обвинения и в отношении отдельных категорий лиц

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code