§ 2. Создание следственно-оперативной группы и организация ее работы

Следователь как самостоятельная процессуальная фигура руководит при производстве осмотра действиями всех присутствующих, в том числе лицами, входящими в состав следственно-оперативной группы (СОГ).

Правовой основой образования и деятельности СОГ следует считать соответствующие положения уголовно-процессуального законодательства и, в частности, положения ч.2 ст.163 УПК РФ из которой следует, что к работе следственной группы «могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность».

Поэтому, если в состав группы, созданной для расследования преступления, помимо следователя входят еще и сотрудники оперативных аппаратов правоохранительных органов или иные специалисты (например, криминалисты, взрывотехники, аудиторы и другие), такая группа именуется следственно-оперативной группой (СОГ).

Создание и совместная деятельность в составе СОГ является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия следователей с органами дознания, правоохранительными и иными государственными органами в сфере предупреждения, пресечения и расследования преступлений.

Следственно-оперативная группа (СОГ) представляет собой созданное уполномоченными законом должностными лицами единовременное (либо действующее продолжительный период времени) специальное функциональное образование (группа должностных лиц), состоящее из следователя (следователей), оперативного сотрудника (сотрудников) правоохранительных органов и иных специалистов, согласованно применяющих предоставленные им полномочия, силы, средства и методы в сфере расследования преступлений.

Состав, численность и продолжительность работы СОГ законом не ограничиваются. Данные параметры СОГ определяются в каждом конкретном случае руководителями следственных и иных правоохранительных органов, принимающих решения о создании СОГ, с учетом целей и задач, для решения которых формируется та или иная следственно-оперативная группа.

Создание СОГ оформляется совместным решением руководителя соответствующего следственного органа и руководителя правоохранительного органа соответствующего уровня. Руководителем СОГ всегда назначается один из следователей, включенных в её состав, либо включенный в её состав руководитель следственного органа.

Процессуальные полномочия руководителя СОГ и следователей, работающих в ее составе, определяются уголовно-процессуальным законодательством и реализуются с учетом положений ст. 163 УПК РФ.

Например, в соответствии с требованиями ч. 3 и ч. 4 ст. 163 УПК РФ, только руководитель СОГ принимает к своему производству уголовное дело о преступлении, для расследования которого создана СОГ, и только он вправе принять по данному уголовному делу следующие решения:

о выделении уголовного дела из основного производства;

о прекращении уголовного дела;

о приостановлении и возобновлении производства по делу;

о привлечении соответствующего лица в качестве обвиняемого;

о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы;

о возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;

о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих решения суда;

о составлении постановления о направлении уголовного дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

о составлении обвинительного заключения и направлении уголовного дела прокурору для последующего направления данного дела в суд.

Иные должностные лица, входящие в состав СОГ по конкретному уголовному делу (следователи, оперативные сотрудники, специалисты), не вправе принимать по данному делу указанные процессуальные решения.

Входящие в состав СОГ оперативные сотрудники и иные специалисты действуют в рамках закона и в пределах полномочий, определяемых их процессуальным положением, профессиональной компетенцией и должностными функциональными обязанностями, подчиняясь в вопросах организации расследования руководителю СОГ.

В различные исторические периоды в деятельности по расследованию преступлений участвовали СОГ различных типов, например:

дежурная следственно-оперативная группа;

целевая следственно-оперативная группа;

совместная следственно-оперативная группа (бригада);

специализированная следственно-оперативная группа.

Дежурная СОГ создавалась при дежурной части соответствующего правоохранительного органа. Продолжительность ее работы составляла – 24 часа дежурных суток, определяемых графиком дежурств правоохранительного органа. Основной задачей дежурной СОГ было немедленное уголовно-процессуальное и оперативное реагирование на сообщения о преступлениях, в том числе с выездом на место происшествия и производством неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Целевая СОГ создавалась для производства расследования по конкретному уголовному делу и действовала, как правило, до завершения расследования.

Совместная СОГ (бригада) создавалась в тех же целях, что и целевая следственно-оперативная группа, упомянутая выше, то есть для производства расследования по конкретному уголовному делу. Совместную СОГ, на практике, именовали «бригадой», чтобы подчеркнуть, что в ее состав входят следователи, оперативные сотрудники и иные специалисты различных правоохранительных органов. Например, МВД, ФСБ, прокуратуры и других министерств и ведомств.

Необходимость создания такой совместной следственно-оперативной группы (бригады) возникала тогда, когда сложное и многоэпизодное уголовное дело предполагало расследование преступлений различной подследственности, а также в тех случаях, когда в процессе расследования предполагалось использование результатов оперативно-розыскной деятельности, оперативных и технических возможностей различных правоохранительных органов.

Специализированная СОГ создавалась для расследования отдельных категорий преступлений, например, поджогов, криминальных взрывов, серийных убийств и некоторых других.

В настоящее время, в различных правоохранительных органах практикуется создание различных по составу и целевому назначению следственно-оперативных групп (СОГ). Разновидности этих СОГ и организация их работы определяются ведомственными правовыми актами соответствующего правоохранительного органа.

В системе МВД России порядок создания СОГ, их виды, организация их работы и обеспечение их деятельности в настоящее время определяется Положением об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2008 года.

В соответствии с данным правовым актом в системе МВД России  в настоящее время предусмотрено создание СОГ двух видов:

дежурная СОГ (создается из числа сотрудников, осуществляющих дежурство в составе суточного наряда, для выездов на места происшествий);

специализированная СОГ (создается для расследования сложных, многоэпизодных преступлений).

 

Иные участники осмотра места происшествия

         Помимо следственно-оперативной группы, определенные функции на месте происшествия могут выполнять и другие лица.

Отдельную группу составляют лица, присутствующие при осмотре. Это понятые и представители учреждений, коммерческих организаций, предприятий, где производится осмотр. Участие понятых регламентируется законом (ст. 170 УПК РФ). Чтобы не испытывать затруднений в их подборе, не опасаться привлечения лиц, заинтересованных в исходе дела, а также разглашения ими результатов осмотра, понятых рекомендуется подбирать до выезда на место происшествия. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ, осмотр (в том числе и осмотр места происшествия) может быть произведен без участия понятых.

Пострадавшие, очевидцы, подозреваемые, обвиняемые — еще одна группа возможных участников осмотра места происшествия. Они могут быть полезны и необходимы в силу своей осведомленности об обстоятельствах произошедшего.

Если осмотр производится с участием подозреваемого или обвиняемого, то в нем вправе принять участие их защитник. При необходимости к участию в осмотре привлекается переводчик (ст. 59 УПК РФ).

К участникам осмотра относится также вспомогательный персонал. Его задача — оказывать следователю техническую помощь. Им могут поручаться расчистка завалов, раскопки, водолазные работы, охрана места осмотра и другие функции.

Присутствие представителей учреждений и организаций необходимо потому, что они могут дать необходимые пояснения, дать требуемые документы, провести в нужное место, открыть помещение, организовать вспомогательные работы.

________________________

ГЛАВА 12. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

§ 1. Понятие осмотра как следственного действия

§ 2. Создание следственно-оперативной группы и организация ее работы

§ 3. Фиксация хода и результатов осмотра места происшествия

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code