ЭТАП 17. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИСОЕДИНЯЕМОГО ОБЩЕСТВА

17.1. Подача документов в регистрирующий орган для государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого общества

Основные применимые нормы:

— п. 3 ст. 49, ст. 51, п. 3 ст. 60 ГК РФ;

— ст. ст. 8, 9, 11, п. 5 ст. 16, п. 3 ст. 17, ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ);

— п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);

— ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон N 210-ФЗ);

— Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н (далее — Административный регламент);

— п. 9.4.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 04.07.2013 N 13-55/пз-н (далее — Стандарты эмиссии);

— Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);

— Приказ ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей» (далее — Приказ ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@);

— Приказ ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг» (далее — Приказ ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@);

— письмо ФНС России от 21.06.2013 N ПА-4-6/11289@ «О вступлении в силу Приказов ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@ и от 13 ноября 2012 года N ММВ-7-6/843@» (далее — письмо ФНС России от 21.06.2013 N ПА-4-6/11289@);

— п. 13 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@ «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации» (далее — письмо ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@);

— п. 38 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ, утвержденных Приказом Минюста России от 15.03.2000 N 91 (далее — Методические рекомендации N 91);

— ст. 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (далее — Основы законодательства РФ о нотариате);

— Приказ ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н «Об утверждении Требований к форме документа, подтверждающего внесение изменений в решение о выпуске облигаций в части замены эмитента в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент облигаций и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по облигациям передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения» (далее — Требования, утвержденные Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).

 

Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н утвержден Административный регламент в соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона N 210-ФЗ.

Согласно п. 13 Административного регламента услуга носит следующее наименование: государственная услуга по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Следует отметить, что это наименование уточняется в зависимости от процедуры, которую осуществляет регистрирующий орган. В настоящем этапе Путеводителе речь идет о предоставлении государственной услуги при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица.

Указанный Регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) структурных подразделений инспекций ФНС России, определяет порядок взаимодействия между ними, их должностными лицами, порядок взаимодействия инспекций с органами государственной власти и иными органами, физическими и юридическими лицами при предоставлении государственной услуги (п. 1 Административного регламента).

 

Документы, представляемые на регистрацию

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 129-ФЗ в регистрирующий орган представляются следующие документы:

1. Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме N Р16003.

Подробнее

Согласно абз. 1 п. 38 Административного регламента заявление представляется в инспекцию по форме, соответствующей требованиям Закона N 129-ФЗ, т.е. по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Общие требования к оформлению документов, подаваемых в регистрирующий орган, установлены разд. I Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Подробнее

К оформлению документов предъявляются, в частности, следующие требования:

— форма заявления, уведомления или сообщения (далее — заявление) заполняется с использованием программного обеспечения либо от руки;

— не допускается наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок);

— незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого в регистрирующий орган заявления не включаются;

— после заполнения необходимых листов формы заявления и его комплектования проставляется сквозная нумерация страниц в поле «Стр.», расположенном в верхней части листа формы заявления. Показатель номера страницы, имеющий три ячейки, записывается следующим образом: для первой страницы — 001, для, например, шестнадцатой — 016;

— при распечатывании формы заявления для заполнения от руки или уже заполненной с использованием программного обеспечения отражение информации об утверждении формы (в верхнем правом углу первого листа формы заявления) не требуется;

— цвет шрифта заявления, подготовленного с использованием программного обеспечения, при распечатывании на принтере должен быть черного цвета;

— при распечатывании заявления на принтере допускается отсутствие обрамления для заполненных и незаполненных знако-мест. Изменение расположения полей и размеров знако-мест не допускается;

— форма заявления может заполняться с использованием программного обеспечения, которое предусматривает вывод на страницах заявления двумерного штрихкода при распечатывании;

— не допускается двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством.

По вопросу заполнения текстовых полей заявления см. п. п. 1.1 — 1.9 разд. I Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Требования к оформлению заявления по форме N Р16003 установлены разд. XII Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

 

Обратите внимание!

Пункты 1.4, 2.4 заявления по форме N Р16003 заполняются в отношении юридического лица, решение о реорганизации которого принято после 30.12.2008 (абз. 2 п. 12.2, абз. 2 п. 12.3 разд. XII Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

 

СИТУАЦИЯ: Как можно проверить правильность написания адреса (места нахождения, места жительства), указываемого в заявлении при государственной регистрации?

Ответ: Проверка правильности написания адреса (места нахождения, места жительства), указываемого при государственной регистрации, осуществляется с помощью Федеральной информационной адресной системы (ФИАС). Доступ к ФИАС реализован на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Электронные сервисы» в подразделе «Федеральная информационная адресная система».

Обоснование: Данный вывод основан на пп. «в», «д», «л» п. 1, пп. «д» п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, положениях Распоряжения Правительства РФ от 10.06.2011 N 1011-р «О федеральной информационной адресной системе» и Приказа ФНС России от 31.08.2011 N ММВ-7-6/529@ «Об утверждении Порядка ведения адресной системы и предоставления содержащейся в ней адресной информации» (п. 14.2.05.54 Приложения N 1 к письму ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@).

 

Формы заявлений, используемых при предоставлении государственной услуги, размещаются в сети Интернет на официальных сайтах ФНС России, управлений ФНС России по субъектам РФ и на едином портале государственных и муниципальных услуг (абз. 1 п. 39 Административного регламента). Образцы оформления указанных заявлений размещаются на информационных стендах в помещении инспекции (абз. 2 п. 39 Административного регламента).

 

Заявитель при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица

Согласно п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 2 Административного регламента, разд. 1 стр. 1 листа А «Сведения о заявителе» заявления по форме N Р16003 при прекращении деятельности юридического лица в результате присоединения заявителем может выступать руководитель постоянно действующего исполнительного органа присоединяемого юридического лица (п. 14.2.05.17 Приложения N 1 к письму ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@).

 

Обратите внимание!

Если функции единоличного исполнительного органа общества осуществляет управляющая организация, то на листе А «Сведения о заявителе» заявления по форме N Р16003 в разд. 1 «Заявителем является» в поле, состоящем из одного знако-места, проставляется цифровое значение 3 и заполняется разд. 2 данного листа (пп. 12.6.1 разд. XII Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

В разд. 4 листа А заявитель собственноручно указывает свою фамилию, имя, отчество (при наличии). Если лист А указанного заявления оформляется в отношении двух и более лиц, то состоящее из одного знако-места поле, в котором отражается способ выдачи (направления) документов, подтверждающих внесение записи в ЕГРЮЛ, заполняется только на первом из оформляемых листов А данного заявления. В соответствующей строке указанного листа заявитель ставит подпись, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пп. 2.20.5 разд. II, пп. 12.6.4 разд. XII Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

 

Подлинность подписи лица на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, абз. 1 п. 38 Административного регламента). При свидетельствовании в соответствии со ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает их личность и полномочия на право подписи (п. 38 Методических рекомендаций N 91). В подтверждение полномочий нотариусу, в частности, представляются:

— приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица;

— устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке;

— свидетельство о регистрации юридического лица;

— в необходимых случаях — доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.

Следует отметить, что Законом N 129-ФЗ предусмотрена возможность выбора заявителем способа получения документов из регистрирующего органа. Пунктом 3 ст. 11 указанного Закона установлено, что документ, подтверждающий внесение записи в государственный реестр, выдается заявителю в соответствии с указанным в заявлении способом получения. В разд. 4 листа А заявления по форме N Р16003 в поле, состоящем из одного знако-места, проставляется соответствующее цифровое обозначение способа выдачи (направления) документов, подтверждающих внесение записи в ЕГРЮЛ, или решения об отказе в государственной регистрации (абз. 2 пп. 2.20.5 разд. II, пп. 12.6.4 разд. XII Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@).

 

2. Договор о присоединении.

3. Передаточный акт.

4. Документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, в случае если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент названных эмиссионных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается.

Подробнее

В соответствии с п. 1.1 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н, данный документ представляется в составе документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с его реорганизацией в форме присоединения к другому юридическому лицу, если все обязательства по облигациям определенного выпуска переходят к одному правопреемнику и организационно-правовая форма правопреемника дает ему право осуществлять эмиссию облигаций.

В случае внесения изменений в решение о выпуске облигаций таким документом является заверенная эмитентом облигаций или нотариусом копия изменений в решение о выпуске облигаций (с отметкой об их регистрации) и указанием о том, что такие изменения в части замены эмитента облигаций на его правопреемника вступают в силу с даты завершения реорганизации эмитента облигаций (п. 2.1 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).

При внесении изменений в решение о выпуске биржевых облигаций таким документом является заверенная эмитентом биржевых облигаций или нотариусом копия изменений в соответствующее решение с отметкой об их утверждении биржей, присвоившей выпуску биржевых облигаций идентификационный номер, и указанием, что такие изменения в части замены эмитента биржевых облигаций на его правопреемника вступают в силу с даты завершения реорганизации эмитента биржевых облигаций (п. 2.2 Требований, утвержденных Приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).

В связи с упразднением ФСФР России и передачей ее функций Банку России требования к форме указанного документа с 01.09.2013 устанавливаются Банком России (Указ Президента РФ от 25.07.2013 N 645, пп. «з» п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ).

Следует отметить, что до вступления в силу нормативных актов Банка России, принятие которых отнесено к его компетенции Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ, применяются нормативные правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти РФ (ч. 1 ст. 49 названного Закона).

 

Обратите внимание!

Представление документов для государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного общества осуществляется без уплаты государственной пошлины.

 

С 01.07.2011 представлять в регистрирующий орган в составе документов решение о реорганизации не требуется (пп. «б» п. 6 ст. 31 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона об АО записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ вносятся, если имеются доказательства уведомления кредиторов.

Подробнее

Для госрегистрации необходимо представить копии документов, подтверждающих уведомление кредиторов о присоединении, а также копии двух публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации» о реорганизации в форме присоединения.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация акционерного общества >>>

 

Регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя (п. 47 Административного регламента):

— представления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

— представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, за исключением документов, указанных в ч. 6 ст. 7 Закона N 210-ФЗ.

Следует отметить, что на практике налоговый орган может запросить перечень кредиторов и сумм задолженностей. Представление требуемых документов не является обязательным, но в этой ситуации существует риск отказа налоговым органом в регистрации. В связи с этим перед подачей документов рекомендуем обращаться в налоговый орган и уточнять полный перечень необходимых для регистрации документов.

Также по вопросу см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация акционерного общества >>>

 

Срок подачи документов для регистрации прекращения деятельности присоединенного общества (п. 13 письма ФНС РФ от 23.01.2009 N МН-22-6/64@)

Документы на государственную регистрацию прекращения деятельности присоединенного общества могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами реорганизуемого юридического лица, но не ранее помещения второго уведомления о реорганизации в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Такой вывод следует из того, что требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией (п. 3 ст. 60 ГК РФ).

Вместе с тем по вопросу существует две позиции судов. Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация акционерного общества >>>

Следует отметить, что юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления данных о нем в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

 

Место подачи документов на государственную регистрацию

Регистрирующий орган по месту нахождения общества, к которому осуществляется присоединение (п. 3 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, п. 23 Административного регламента).

 

Способы представления документов на государственную регистрацию (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 37 Административного регламента)

1. Направление почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

2. Представление непосредственно.

3. Направление в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (порядок такого направления утв. Приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@).

Подробнее

О едином портале государственных и муниципальных услуг подробнее см. ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

 

4. Представлены через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление может быть представлено одним из следующих лиц (п. 37 Административного регламента):

— заявителем;

— лицом, действующим от имени заявителя на основании нотариально заверенной доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Датой представления документов признается день их получения регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

 

Прием и регистрация представленных в регистрирующий орган документов

Основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации документов является получение регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения, представленных непосредственно либо через многофункциональный центр или направленных в форме электронных документов, которые подписаны электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, например, через единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 65 Административного регламента).

Специалист, ответственный за прием и регистрацию документов, осуществляет их регистрацию, присваивая им входящий номер с указанием даты поступления, и оформляет расписку в получении (далее — расписка). Расписка составляется в двух экземплярах: первый выдается (направляется) заявителю, второй приобщается к представленным в инспекцию документам (п. 66 Административного регламента).

 

Порядок выдачи расписки

1. В день получения документов от заявителя либо его представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности (копии), регистрирующий орган выдает соответствующему лицу расписку с указанием перечня документов и даты их получения (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). В п. 67 Административного регламента уточняется, что расписка выдается заявителю в том случае, если документы представлены в регистрирующий орган непосредственно заявителем.

2. Если заявитель либо его представитель, действующий на основании нотариально заверенной доверенности (копии), подает документы через многофункциональный центр, расписка выдается этим центром при условии, что заявитель не указал иного способа получения (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 67 Административного регламента).

3. Если документы представляются в регистрирующий орган с использованием почтовой связи, расписка направляется по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, с уведомлением о вручении при условии, что заявитель выбрал такой способ получения расписки (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 68 Административного регламента).

4. При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 69 Административного регламента).

 

Обратите внимание!

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют (п. 48 Административного регламента).

 

Уведомление регистратора о подаче документов на государственную регистрацию

В соответствии с п. 9.4.7 Стандартов эмиссии такое уведомление производится в день подачи реорганизуемым юридическим лицом документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

 

Информирование о представлении в регистрирующий орган документов

Согласно п. 4 ст. 51 ГК РФ регистрирующий орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены Законом N 129-ФЗ, обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ.

Информация о факте представления документов в регистрирующий орган размещается на официальном сайте данного органа не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов (п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

 

Направление возражений относительно предстоящей государственной регистрации

В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона N 129-ФЗ физическое лицо вправе направить в регистрирующий орган письменные возражения относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ с указанием своих паспортных данных или данных иного удостоверяющего личность документа, предусмотренного законодательством РФ, и ИНН (при его наличии).

Подробнее

Возражение может быть представлено в регистрирующий орган непосредственно, направлено почтовым отправлением или в форме электронного документа, заверенного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи физического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Рекомендуемые ФНС России формы письменных возражений, а также их отзыва размещены в сети Интернет на странице http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/structure/inspection/?i=581002&z=3114.

 

Следует отметить, что получение регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ является основанием для отказа в государственной регистрации (пп. «л» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ).

 

Рассмотрение представленных документов, принятие решения о государственной регистрации и внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ

Основанием для начала административной процедуры по рассмотрению представленных в регистрирующий орган документов и принятию решения о государственной регистрации либо об отказе в ней является получение указанных документов специалистом, ответственным за их рассмотрение (п. 77 Административного регламента).

1. Проверка представленных документов (п. 78 Административного регламента).

 

Обратите внимание!

Регистрирующий орган до госрегистрации юридического лица обязан провести проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр, в порядке и в срок, которые предусмотрены законом (п. 3 ст. 51 ГК РФ).

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, определенных Законом N 129-ФЗ (п. 5 ст. 51 ГК РФ). Основания для отказа установлены п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.

 

Подробнее

Согласно п. 78 Административного регламента специалист, ответственный за рассмотрение представленных документов, осуществляет проверку наличия (отсутствия) оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных п. п. 50, 50.1 Административного регламента, который в части соответствует п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.

Отказ в предоставлении инспекцией государственной услуги допускается в следующих случаях:

— заявитель не представил определенные Законом N 129-ФЗ документы, за исключением предусмотренных федеральным законодательством случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа;

— документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган;

— документы представлены для внесения в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, в которой участвует юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, или юридическое лицо, в отношении которого принято решение о его ликвидации;

— документы представлены для государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, или для государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в процессе ликвидации;

— не соблюдена нотариальная форма представляемых документов, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

— заявление о государственной регистрации подписано неуполномоченным лицом;

— наименование юридического лица не соответствует требованиям федерального законодательства;

— имеются сведения о невыполнении требований, предусмотренных пп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ;

— регистрирующим органом получены возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц;

— сведения об удостоверяющем личность гражданина РФ документе, указанные в заявлении о государственной регистрации, не соответствуют сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

— физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, и такой срок не истек;

— физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), дисквалифицировано в связи со вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении, и срок данного административного наказания не истек;

— индивидуальный предприниматель, являющийся управляющим юридического лица, дисквалифицировано в связи со вступившим в силу постановлением по делу об административном правонарушении, и срок данного административного наказания не истек;

— регистрирующий орган располагает подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений, предусмотренных пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ;

— в регистрирующий орган поступил судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.

 

Обратите внимание!

Что касается последнего пункта, то согласно буквальному толкованию нормы отказ в государственной регистрации возможен только в случае, если соответствующие акты поступят в регистрирующий орган в период с момента начала течения срока, установленного для государственной регистрации, и до внесения записи в ЕГРЮЛ или принятия решения об отказе в государственной регистрации.

Вместе с тем установленное ограничение не должно применяться в той части, согласно которой указанные акты должны поступить в течение срока, предусмотренного для государственной регистрации, если судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий, поступит в данный орган до момента подачи обществом документов на государственную регистрацию.

Основанием для такого вывода может служить то, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ, а постановление судебного пристава-исполнителя согласно ч. 4 ст. 14 Закона об исполнительном производстве подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении.

 

По вопросу о том, что является основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого общества, см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация акционерного общества >>>

С 30.06.2013 подлежат возмещению убытки, причиненные включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного Законом N 129-ФЗ, по вине уполномоченного государственного органа. Данные убытки возмещаются за счет казны РФ (п. 7 ст. 51 ГК РФ).

 

2. Подготовка проекта решения (п. 78 Административного регламента).

Подробнее

Если основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют, подготавливается проект решения о государственной регистрации по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/180@ «Об утверждении формы «Решение о государственной регистрации».

Если по результатам проведенной проверки выявлено наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, то подготавливается проект решения об отказе в государственной регистрации. Данный проект должен содержать основания отказа со ссылкой на соответствующую норму Закона N 129-ФЗ.

 

3. Подписание проекта решения (п. 79 Административного регламента).

Подробнее

Проект решения о государственной регистрации направляется на подпись руководителю регистрирующего органа либо должностному лицу, уполномоченному принимать решение о государственной регистрации.

 

4. Внесение записи в ЕГРЮЛ (п. 80 Административного регламента).

Подробнее

Решение о государственной регистрации, подписанное руководителем регистрирующего органа либо уполномоченным должностным лицом, и представленные в инспекцию документы передаются для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Реорганизация АО в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п. 5 ст. 16 Закона N 129-ФЗ).

Данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51 ГК РФ).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

После завершения административного действия по внесению в ЕГРЮЛ записи решение о государственной регистрации и представленные в инспекцию документы передаются специалисту, ответственному за подготовку и оформление документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги.

 

Обратите внимание!

Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (п. 6 ст. 51 ГК РФ).

 

Подготовка и оформление документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

Основанием для начала процедуры по подготовке и оформлению указанных документов является получение специалистом, ответственным за выполнение данной процедуры, решения о государственной регистрации, а также представленных в инспекцию документов (п. 83 Административного регламента).

Анализ положений п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ и п. п. 1, 15, 23, 83, 84 Административного регламента позволяет сделать вывод, что результатом государственной услуги при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица является документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ.

Документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, является лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме N Р50007 (п. п. 1, 3 Приказа ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@, п. 3 письма ФНС России от 21.06.2013 N ПА-4-6/11289@).

Документы, являющиеся результатом предоставления государственной услуги, передаются специалисту, ответственному за их выдачу (направление) заявителю (абз. 5 п. 84 Административного регламента).

 

Выдача (направление) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

Основанием для начала административной процедуры по выдаче (направлению) указанных документов является получение их специалистом, ответственным за их выдачу (направление) (п. 86 Административного регламента).

Не позднее одного рабочего дня с даты государственной регистрации регистрирующий орган передает документ, подтверждающий внесение записи в государственный реестр, заявителю либо его представителю, предъявившему нотариально удостоверенную доверенность (копию), в соответствии с указанным в заявлении способом получения (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, абз. 6 п. 16 Административного регламента).

Подробнее

Если заявителем способ получения документов не указан, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, по указанному заявителем почтовому адресу (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

Документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, является лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме N Р50007 (п. п. 1, 3 Приказа ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@, п. 3 письма ФНС России от 21.06.2013 N ПА-4-6/11289@).

 

СИТУАЦИЯ: Каков порядок исправления ошибки, которая обнаружена при получении документов в Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве, в сведениях о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ?

Ответ: Если в указанных сведениях обнаружена ошибка, то при получении документов в регистрирующем органе составляется карточка замечаний. В случае когда ошибка, выявленная при сопоставлении сведений, содержащихся в представленном в инспекцию заявлении, допущена регистрирующим органом, она исправляется в течение трех рабочих дней.

Обоснование: Данный вывод основан на положениях Закона N 129-ФЗ, Приказа УФНС России по г. Москве от 24.03.2008 N 142 «Об утверждении Регламента актуализации баз данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве» (п. 14.2.05.72 Приложения N 1 к письму ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@).

 

Если документы, являющиеся результатом предоставления государственной услуги, не истребованы в день, указанный при их приеме, они передаются в структурное подразделение регистрирующего органа, осуществляющее отправку почтовой корреспонденции, для направления заявителю почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения и уведомлением о вручении (п. 88 Административного регламента).

В случае подачи заявителем документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в многофункциональный центр. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При поступлении в регистрирующий орган документов в электронной форме, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан по соответствующему запросу представить заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

 

Обратите внимание!

Если в заявлении о госрегистрации указан адрес электронной почты юридического лица, то с 03.10.2014 документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, будет направляться по этому адресу в электронном виде (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 59-ФЗ)).

 

Срок государственной регистрации

Не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ, абз. 1 п. 16 Административного регламента).

Подробнее

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.

 

Уведомление регистратора о государственной регистрации

Общество, к которому осуществлено присоединение, обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного АО, о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованного общества в день внесения этой записи (п. 9.4.7 Стандартов эмиссии).

 

Признание решения о государственной регистрации реорганизации недействительным

На практике нередко возникают споры, когда оспаривается государственная регистрация реорганизации АО.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация акционерного общества >>>

 

Обратите внимание!

Реорганизация в форме присоединения не может быть признана недействительной на основании ст. 168 ГК РФ.

Подробнее по вопросу признания реорганизации в форме присоединения недействительной см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Реорганизация акционерного общества >>>

 

Следует отметить, что Административным регламентом устанавливаются:

— порядок информирования о предоставлении государственной услуги (п. п. 3 — 12);

— максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги (п. п. 55, 56);

— ответственность должностных лиц инспекции за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги (п. п. 98 — 101);

— требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций (п. п. 104 — 106).

 

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) инспекции, предоставляющей государственную услугу, а также ее должностных лиц

Согласно п. 108 Административного регламента в досудебном (внесудебном) порядке обжалуются решения и действия (бездействие) регистрирующего органа, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц (специалистов).

Заявитель может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке, установленным ст. ст. 11.1 и 11.2 Закона N 210-ФЗ, в том числе в следующих случаях:

— нарушение срока регистрации представленных в регистрирующий орган документов;

— нарушение срока предоставления государственной услуги;

— истребование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги;

— отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги;

— отказ в предоставлении государственной услуги, если основания для него не установлены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;

— затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ;

— отказ регистрирующего органа, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц исправить допущенные опечатки и ошибки в выданных документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

 

Обратите внимание!

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют (п. 109 Административного регламента).

 

В досудебном (внесудебном) порядке обжалуются действия (бездействие) и решения должностных лиц (специалистов):

— инспекции — вышестоящему должностному лицу инспекции, в управление ФНС России по соответствующему субъекту РФ;

— управления ФНС России по соответствующему субъекту РФ — в ФНС России (п. 113 Административного регламента).

Основанием для начала досудебного (внесудебного) обжалования является подача заявителем жалобы в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме.

Жалоба может быть направлена по почте, с использованием сети Интернет, официального сайта ФНС России, сайтов управлений ФНС России по субъектам РФ, единого портала государственных и муниципальных услуг, а также принята при личном приеме заявителя (п. 110 Административного регламента).

В соответствии с п. 111 Административного регламента жалоба должна содержать:

— наименование регистрирующего органа, предоставляющего государственную услугу, фамилию, имя, отчество ее должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

— фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

— сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) регистрирующего органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица;

— доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) инспекции, предоставляющей государственную услугу, ее должностного лица. Заявитель может представить документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.

Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа регистрирующего органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов или исправлении допущенных опечаток и ошибок либо в случае обжалования нарушения срока, установленного для их исправления, — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации (п. 114 Административного регламента).

Согласно п. 115 Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

— удовлетворение жалобы, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных регистрирующим органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, а также в иных формах;

— отказ в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия одного из указанных решений, заявителю в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы (п. 116 Административного регламента).

Если в ходе или по результатам рассмотрения жалобы установлены признаки административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры (п. 117 Административного регламента).

 

Последствия государственной регистрации общества на основании недостоверных сведений

Следует обратить внимание на то, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, не вправе ссылаться на данные, не включенные в этот реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Кроме того, юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code