2.2. Проведение инвентаризации активов и обязательств присоединяемого общества

Основные применимые нормы:

— разд. 1, 5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания);

— Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее — Постановление Госкомстата РФ N 88);

— Постановление Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией».

 

Действующим законодательством не установлен срок проведения обязательной инвентаризации. В соответствии с Приложением 1 к Методическим указаниям сроки инвентаризации должны быть определены в приказе руководителя организации о формировании инвентаризационной комиссии.

Представляется, что при реорганизации инвентаризация активов и обязательств присоединяемого общества должна быть проведена до момента направления акционерам сообщения о проведении внеочередного общего собрания акционеров, в повестку дня которого включен вопрос о реорганизации общества.

 

Место проведения инвентаризации

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу (п. 1.3 Методических указаний).

Подробнее

Согласно п. 1.3 Методических указаний инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и иные финансовые активы, а под финансовыми обязательствами — кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы (п. 1.2 Методических указаний).

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам (п. 1.3 Методических указаний).

 

Порядок проведения инвентаризации

1. Получение приходных и расходных документов (отчетов о движении материальных ценностей и денежных средств) (п. 2.4 Методических указаний).

Подробнее

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «______» (дата)».

Материально ответственные лица дают расписки, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

 

2. Установление фактического наличия имущества путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера (п. 2.7 Методических указаний).

Подробнее

Руководитель АО должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. Проверка фактического наличия имущества проводится при обязательном участии материально ответственных лиц (п. 2.8 Методических указаний).

Если материалы и товары хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, их количество может определяться на основании документов при обязательной проверке их части в натуре (на выборку). Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

 

3. Запись сведений о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств (п. 2.5 Методических указаний).

Подробнее

Такие сведения записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных, а также правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации (п. 2.6 Методических указаний).

 

Порядок заполнения инвентаризационной описи (п. 2.9 Методических указаний)

Описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и от руки. Во втором случае описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество должны быть указаны в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи следует отмечать прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Для исправления ошибок во всех экземплярах описей следует зачеркнуть неправильные записи и проставить над ними правильные. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов, удостоверенная подписями лиц, которые производили эту проверку.

 

4. Подписание описи всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами (п. 2.10 Методических указаний).

Подробнее

В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, отсутствие каких-либо претензий к членам комиссии и принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче имущества.

 

Обратите внимание!

Если инвентаризация имущества длится несколько дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, в котором проводится инвентаризация (п. 2.12 Методических указаний).

 

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации (п. 2.15 Методических указаний).

 

Обратите внимание!

Методическими указаниями установлены особенности проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств (гл. 3).

 

Документы, составляемые по результатам инвентаризации

1. Инвентаризационные описи или акты инвентаризации (п. 2.5 Методических указаний).

Подробнее

Формы инвентаризационных описей утверждены Постановлением Госкомстата РФ N 88.

В них записываются сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств. К описям прилагаются акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов. Акты обмеров и технические расчеты составляются по результатам обмеров и технических расчетов при определении веса и объема материалов. В ведомости отвесов заносятся сведения о наличии и количестве весовых товаров и материалов, полученные при их взвешивании.

 

2. Сличительная ведомость (разд. 4 Методических указаний).

Подробнее

Формы сличительных ведомостей утверждены Постановлением Госкомстата РФ N 88. В них отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

3. Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (п. 5.6 Методических указаний).

Подробнее

Данная ведомость обобщает результаты всех инвентаризаций, проведенных в отчетном году.

Форма ведомости результатов N ИНВ-26 (ОКУД 0317022), выявленных инвентаризацией, утверждена Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code