Публичные и частные корпорации

В англо-американском корпоративном праве принято выделять компании (company), которые считаются собственно корпорациями (corporations, объединения капиталов) и в целом охватываются понятием «предпринимательские организации» (business organisations), противопоставляя их партнерствам (partnership), напоминающим европейские объединения лиц (товарищества) и не относящимся к корпорациям.

Господствующее место среди корпораций здесь занимают предпринимательские корпорации (business corporation) — аналоги западноевропейских объединений капиталов. Основными признаками business corporation принято считать:

— наличие самостоятельной юридической личности;

— независимость от участников (учредителей) (ответственность которых по долгам корпорации в силу этого ограничена);

— выступление под собственной фирмой;

— наличие разделенного на доли (shares) капитала (capital stock);

— возможность передачи (отчуждения) доли и членства в корпорации <1>.

———————————

<1> См.: Merkt H., US-amerikanisches Gesellschaftsrecht. S. 184 — 186.

 

Наряду с business corporation в американском праве имеются и некоммерческие корпорации (nonprofit corporation, или not-for-profit corporation), а также публичные корпорации (public corporation) — аналоги западноевропейских юридических лиц публичного права (муниципальные и региональные образования и некоторые публичные организации социального характера), которые не следует смешивать с предпринимательскими публичными корпорациями (publicly held business corporation). Их статус и корпоративные отношения с их участием рассматриваются за рамками корпоративного права.

Предпринимательские корпорации здесь традиционно разделяются на публичные (publicly held, сокращенно public) и частные, или закрытые (private, или closely held, сокращенно closed), что несколько напоминает европейское деление объединений капиталов на акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, хотя в целом и не соответствует ему. В этом смысле публичной признается компания, которая в реестре компаний и в имеющемся у нее сертификате о регистрации прямо обозначена как публичная компания (изначально предполагалось, что ее доли, или паи — share могут свободно отчуждаться и приобретаться на фондовых биржах в виде акций — stock).

Все остальные компании, не зарегистрированные в этом качестве, считаются частными (закрытыми) компаниями. Закрытые корпорации имеют относительно небольшое количество участников (обычно не более 30, а в Калифорнии — не более 35), большинство из которых непосредственно участвует в их предпринимательской деятельности и в управлении делами. Поэтому для закрытых корпораций характерен принцип интеграции собственности и менеджмента (integration of ownership and management), который практически исключает свойственную для публичных корпораций проблему противостояния участников (собственников) корпорации и корпоративного менеджмента. Но, в свою очередь, он порождает между участниками закрытой корпорации свойственные отношениям участников партнерств (а не корпораций) строгие требования взаимной добросовестности, честности и лояльности (strict fiduciary duty, utmost goodfaith and loyalty), в силу которых мажоритарные участники должны учитывать интересы миноритариев <1>. Отчуждение долей участия в таких корпорациях обычно затруднено, чаще всего наличием преимущественного права их покупки у других участников (right of first refusal) и другими ограничениями. Ряд закрытых корпораций с точки зрения налогового законодательства может рассматриваться в качестве малых корпораций (small business corporation, S corporation), что дает им право перейти на систему налогообложения, рассчитанную на партнерства (при которой налог на прибыль уплачивают только участники корпорации, но не корпорация в целом). Для этого необходимо, чтобы число участников такой корпорации не превышало 75, все они были физическими лицами, имеющими постоянное жительство в США, а корпорация произвела только один выпуск акций (долей).

———————————

<1> Этот подход не признается лишь Верховным судом штата Делавэр, считающим, что для него отсутствуют законодательные основания (подробнее об этом см., например: Merkt H., US-amerikanisches Gesellschaftsrecht. S. 379 — 380).

 

Публичные корпорации в соответствии с Принципами корпоративного управления 1994 г. разделены на три категории:

1) «большие» (large publicly held corporation), имеющие не менее 2 тыс. участников (акционеров) и имущественные активы минимум в 100 млн. долл.; их общее число составляет всего около 2 тыс.;

2) «малые» (small publicly held corporation), имеющие не менее 500 участников (акционеров) и имущественные активы минимум в 5 млн. долл.; их количество превышает 6 тыс.;

3) все остальные публичные корпорации.

Большинство положений и рекомендаций Принципов корпоративного управления (направленных на предотвращение конфликтов участников корпорации с корпоративным менеджментом) относится к первым двум группам публичных корпораций, причем для первой группы преобладают правила и предложения императивного характера.

Как в публичных, так и в частных (закрытых) корпорациях структура управления значительно упрощена и всегда строится по монистической модели (отсутствуют аналоги наблюдательного совета). Как в частных, так и в публичных компаниях внутренняя организация формируется их участниками свободно, по принципу частной автономии, при фактическом отсутствии императивных требований закона (характерных для внутренней организации континентальных объединений капиталов). Вместе с тем в последние десятилетия отмечается известное усиление регуляторного вмешательства государства в корпоративные отношения. В США это имеет место в федеральном законодательстве — в частности, различными правилами и другими актами Комиссии по ценным бумагам и биржам устанавливаются дополнительные права акционеров (участников корпораций) — например, на информацию о фактах, имеющих значение для принятия корпоративных решений, или на выдвижение предложений для обсуждения общим собранием корпорации.

Частные и публичные компании в английском праве обычно считаются не двумя отдельными видами юридических лиц, а двумя разновидностями одной и той же организационно-правовой формы — компании с ограниченной ответственностью с разделенным на доли капиталом (company limited by shares). При этом частные компании с ограниченной ответственностью (private limited company) могут быть и компаниями одного лица (one man company). Вместе с тем в Англии под влиянием директив ЕС различие между публичными и частными компаниями постепенно возрастает. Оно, например, касается обязательности значительного минимального капитала для публичных компаний (50 тыс. фунтов стерлингов), необходимости иметь в публичной компании минимум двух учредителей (участников), двух директоров и секретаря. В отличие от этого частные компании могут создаваться одним лицом и иметь одного директора, причем для них в любом случае отсутствует требование минимального уставного капитала. Соглашением всех участников такой компании возможно исключение действия некоторых законодательных норм, регулирующих их внутреннюю организацию, что исключено для публичных компаний. Правоспособность частной компании возникает сразу после ее регистрации, а правоспособность публичной компании — только после подтверждения оплаты минимального уставного капитала (50 тыс. фунтов стерлингов).

Деление корпораций на публичные и частные теперь прямо закреплено Законом о компаниях 2006 г. Этот Закон установил и четкое различие между долями (shares) в капитале компании и ее акциями (stock), способными к обращению на бирже: акции могут быть разделены на части (и затем обращаться в виде дробных акций), а доли — нет. Поэтому акции (stock), выпущенные в соответствии с правилами данного Закона, уже не могут быть конвертированы в доли (shares), и наоборот, что составляет еще одно важное различие частных и публичных компаний в английском корпоративном праве.

В целом можно отметить известное возрастание роли императивной законодательной регламентации статуса публичных компаний при сохранении весьма широкой свободы создания и функционирования частных (закрытых) компаний. Сохраняется и принципиальное экономическое различие публичных и закрытых корпораций: акции (доли) первых достаточно свободно обращаются на организованном финансовом рынке, в том числе на биржах, и по общему правилу могут быть отчуждены в порядке публичного предложения, тогда как аналогичные по сути доли (акции) вторых в принципе не предназначены для обращения, их отчуждение путем публичного предложения запрещено, а в уставе частной компании должны содержаться специальные правила о порядке отчуждения ее долей участниками.

В английском корпоративном праве выделяются также компании с неограниченной ответственностью (unlimited companies) — правосубъектные компании, участники которых несут неограниченную ответственность по общим долгам (т.е. в этом смысле являющиеся аналогами европейских полных товариществ). Несмотря на освобождение таких компаний от публичной отчетности (составляющей их основное преимущество), их число весьма невелико <1>. Тем не менее теоретически они обособляются в особый вид компаний, противопоставляемый компаниям с ограниченной ответственностью (limited company, или company limited by shares), охватывающих частные и публичные компании.

———————————

<1> В 2011 г. их количество составляло примерно 6 тыс. в сравнении с почти 2,5 млн. частных компаний с ограниченной ответственностью и примерно 10 тыс. публичных компаний (см.: Triebel V., Illmer M., Ringe W.-G., Vogenauer S., Ziegler K. Englisches Handels- und Wirtschaftsrecht. S. 199, Fn. 61; S. 200, Fn. 67).

 

Кроме того, здесь выделяются компании с ответственностью, ограниченной гарантиями, и с разделенным на доли капиталом (companies limited by guarantee and having a share capital). Речь идет о компаниях, участники которых обязываются в определенном размере отвечать по долгам компании при ее ликвидации, т.е. об аналоге российских обществ с дополнительной ответственностью. Такими company limited by guarantee в Англии становятся общества взаимного страхования и страхования от несчастных случаев, спортивные союзы и некоторые другие профессиональные объединения, созданные для достижения идеальных (некоммерческих) целей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code